Владелец ППК "Вагнер" и его соратники были вовлечены, как считает, наверное, большинство комментаторов в конфликт с президентом России Владимиром Путиным. Поэтому версии о неисправности самолета или ошибках пилотов почти не рассматривают.
Самые популярные версии — взрыв на борту самолета и обстрел зенитной ракеты с земли. У каждой из них есть свои аргументы за и против.
Главным аргументом в пользу этих версий является тот факт, что бизнес-джет, вероятно, начал разваливаться в воздухе — некоторые его фрагменты нашли вдали от фюзеляжа. Однако однозначного ответа на произошедшее с самолетом Пригожина пока не дал никто.
Вечером после катастрофы российское агентство РБК со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что следствие рассматривает все версии происшествия, включая ошибку пилотирования, технические неисправности и внешнее действие.
Однако это не означает, что вероятность именно неисправности самолета велика.
После каждой авиационной катастрофы следствие рассматривает набор версий. Это происходит по стандартной процедуре. Наиболее базовыми сценариями любого авиационного события являются ошибка экипажа или техперсонала, неисправность техники, внешнее влияние или влияние стихии.
Каждое из этих крупных направлений расследования включает множество более мелких сценариев, тоже стандартных, поскольку в авиации вообще жестко соблюдаются правила и процедуры, а авария чаще всего становится следствием их нарушения.
Поэтому после каждой авиакатастрофы следователи заявляют журналистам, что они рассматривают несколько сценариев, включая человеческий фактор, неисправность техники и внешнее воздействие.
В новостях могут сообщить, что производят анализ топлива, что в аэропорту опечатывают емкости, из которых заправляли самолет, проверяются данные его технического контроля, а также медицинские документы экипажа. Все эти действия содержатся в пункте 2.3 правил расследования авиационных событий.
В открытых источниках существует немного данных, по которым можно сделать выводы о том, что произошло 23 августа в небе возле Твери.
Например, есть информация в сервисах слежения за воздушным трафиком.
Один из них, наиболее известный – это Flightradar24. Этот сервис отслеживает информацию, передаваемую транспондером самолета в полете. Благодаря ему можно узнать маршрут самолета, а также вертикальную и горизонтальную скорость, высоту на всех этапах полета.
Согласно этим данным, Embraer Legacy 600 с регистрационным номером RA-02795 летел с включенным транспондером с 17:59 по московскому времени до 18:11.
Судя по траектории полета, самолет включил транспондер уже в воздухе — так иногда делают бизнес-джеты. В настоящее время он находился на высоте 3,7 км в районе города Зеленоград и летел со скоростью 585 км в час, набирая высоту и ускоряясь.
В течение всего полета, зарегистрированного датчиками, самолет набирал высоту и увеличивал скорость, пока транспондер не перестал передавать информацию.
В этот момент самолет продолжал набирать высоту - транспондер отключился во время полета, поскольку на траектории не видно понижения. Это означает, что прибор либо был выключен, либо перестал работать по каким-то другим причинам, но это произошло в воздухе.
Еще один источник информации, по которому можно было бы делать выводы, которые могли произойти в воздухе, — это видеозаписи очевидцев.
На одной из записей видно, как самолет падает прямо вниз в штопоре, за ним тянется след дыма. При этом в небе видно белое дымное облако, которое, вероятно, осталось там, откуда падает самолет.
На записи слышно, как работает реактивный двигатель, но принадлежит ли он падающему самолету непонятно.
Женщина, которая комментирует за кадром эти события, говорит, что слышно два взрыва и что "беспилотник", как она выразилась, сбили. Она также говорит, что отдельно от самолета летят обломки.
На других кадрах падающий самолет виден хуже, и никто о взрывах не говорит.
Кроме того, в сети опубликовали фотографии обломков и на двух снимках, как утверждается, видны небольшие отверстия, якобы похожие на следы попадания зенитной ракеты. Что это за фрагменты, какая это часть самолета, пока неизвестно.
На других фотографиях видна хвостовая часть самолета, на которой таких следов не видно.
Прежде всего, неизвестна причина, по которой упал самолет. Точно она будет известна только после проведения расследования и публикации его результатов.
Техобслуживание, оставив только внешнее действие (т.е. любое действие на самолет, включая обстрел, умышленное повреждение, бомбу на борту и т.п.), то версий могло быть очень много.
В конце концов, можно быть уверенным лишь в том, что к катастрофе привело определенное событие, о природе которого пока судить трудно.
В новостях и сообщениях в соцсетях нет информации о том, что экипаж посылал сигнал бедствия. Это может означать либо неисправность аппаратуры, либо неспособность экипажа выполнить это действие.
Техника может отказать во время полета, но чтобы экипаж не смог даже послать сигнал бедствия, это должно быть событие масштабное.
К примеру, электропитание в самолете дублировано и важнейшие приборы и механизмы получают его из аварийного источника.
Сделать так, чтобы человек на борту самолета потерял сознание, можно множеством разных способов. Включая отравление, моментальную разгерметизацию, которая на высоте 8,5 км может быть роковой, взрыв и многое другое.
Об этом можно узнать, изучив, например, бортовые самописцы, данные диспетчерских служб, включая военные и гражданские, результаты технического обслуживания борта.
Две самые популярные версии, обсуждаемые в интернете, — взрыв на борту и обстрел с земли.
В пользу взрыва говорит тот факт, что самолет начал разваливаться в воздухе. Современные самолеты спроектированы таким образом, чтобы их планер выдерживал большие нагрузки. Хотя бизнес-джет не истребитель, но даже гражданскому лайнеру приходится попадать в турбулентность.
Правда, однозначно на этот вопрос могут ответить только авиационные эксперты.
Один из фрагментов Legacy 600 нашли примерно в двух километрах от места падения.
Об этом говорят и свидетели его падения, с которыми поговорило издание "Фонтанка SPB". "Одно крыло в сторону летит, а он вверх носом. Двигатели еще работали, я удивился: двигатели работали несколько секунд. А потом нос опустил и на одном крыле потихоньку так начал, как лист, хромать до земли", — рассказал один из них.
Информацию о взрыве в отсеке шасси, в результате которой оторвало крыло, со ссылкой на анонимный источник передает канал Shot. Согласно этой версии, отвалившееся крыло также оторвало стабилизатор, часть хвостового оперения. Кроме того, самолет мгновенно разгерметизировался. После чего упал.
Канал "База", в свою очередь, пишет, что бомба могла взорваться в хвостовом отсеке в районе санузла.
Многие также восприняли как доказательство взрыва на борту информацию о том, что погибшая стюардесса Кристина Распопова перед полетом сказала родственникам, что вылет самолета по каким-то причинам задерживается. Об этом рассказал канал "База".
Обе версии с взрывом на борту имеют свои недостатки: разместить мощное взрывное устройство в достаточно тесной нише шасси затруднительно. Кроме того, в основе крыла, где расположена эта ниша, есть топливный бак и самолет неизбежно вспыхнул бы. На видеозаписях не видно сильного возгорания самолета.
Если взрыв произошел в хвостовом отсеке, то это не объясняет, почему у бизнес-джета оторвалось крыло. С другой стороны, хвостовую часть самолета обнаружили отдельно от него.
Версия об определенном событии на борту, в результате которой самолет потерял управление и начал разваливаться в воздухе, пока выглядит более обоснованным.
Информация о задержке рейса не доказывает того, что самолет мог быть заминирован — задержки рейсов могут произойти по разным причинам.
Версию обстрела с земли также разделяют многие комментаторы.
Газета Financial Times сообщила со ссылкой на западный источник, что самолет был сбит системой ПВО, но подробностей нет.
Версию с обстрелом самолета ПВО также представляет телеграмм-канал Grey Zone, близкий к ПВК "Вагнер". Они ссылаются на разные источники информации.
В пользу этой версии говорят сразу несколько фактов. Во-первых, белое облако, заметное на одном из видео, может быть дымом от взрыва ракеты. Во-вторых, есть слова свидетелей, слышавших по меньшей мере один взрыв. Наконец есть фотографии фрагментов самолета, на которых видны малые отверстия, которые могли быть следами от впечатляющих элементов ракеты.
Однако и эта версия имеет свои недостатки.
Белое облако на небе могло быть результатом взрыва бомбы на борту. При этом на небе не видно следа от полета ракеты. Услышавший свидетели звук взрыва также мог стать результатом срабатывания взрывного устройства.
Отверстия на фрагментах самолета, с одной стороны, говорят в пользу версии о поражении зенитной ракетой. Однако если учесть, что самолет в момент отключения транспондера находится на высоте 8,5 км, то это должен быть достаточно мощный комплекс. ПЗРК, который можно было бы легко спрятать после выстрела, не мог бы попасть в самолет на такой высоте.
Комплексы, устанавливаемые на шасси военной техники, также далеко не всегда имеют такую высотность. Однако даже ЗРК ближнего радиуса действия "Панцирь С1" способен достать ракетой цель на такой высоте.
При этом ракета более тяжелого комплекса ПВО имеет большую мощность. В носовой части "Боинга" рейса MH-17, сбитого над Украиной в июле 2014 года ракетой комплекса "Бук", видны гораздо более крупные отверстия, расположенные плотнее.
У "Панциря" ракета меньше, ее боевая часть весит всего 20 килограммов и элементы в ней тоже меньше, но окончательный вывод о природе отверстий во фрагментах самолета должны сказать эксперты.
Теоретически к катастрофе могли привести и другие факторы, обычно рассматриваемые следователями — ошибка пилотирования, неисправность техники, влияние стихии или некачественное техобслуживание.
Большинство комментаторов исключают их практически сразу и делают это, скорее, по политическим соображениям — насильственная смерть Пригожина кажется большинству логическим завершением событий.
Большинство этих версий не может объяснить тот факт, что бизнес-джет начал разваливаться в воздухе. Embraer Legacy 600 - достаточно прочный самолет, ставший участником только одной авиакатастрофы.
29 сентября 2006 года Legacy столкнулся в воздухе с авиалайнером Boeing 737. Самолеты зацепили друг друга крылом, в результате чего оба сильно пострадали. "Боинг" разбился, погибли 154 человека. Legacy, несмотря на сильные повреждения крыла, смог совершить посадку.
Консультант по авиации Джон Стрикленд сказал ВВС, что "ситуация, когда самолет падает на землю во время обычного вылета, случается очень редко". Он охарактеризовал Embraer как компанию с "отличными показателями безопасности".
Ошибки пилотирования, приводящие к катастрофам, обычно появляются в печати в виде версий в первые часы после катастрофы. В момент, когда самолет перестал лететь горизонтально и начал падать, не происходило никаких сложных ситуаций.
Не сообщалось также о каких-либо погодных катаклизмах.
Единственная версия, до сих пор не получившая никакого подтверждения или опровержения, - это результат технической неисправности. Однако она никак не объясняет тот факт, что самолет во время падения, по сути, начал разваливаться.