Украине нужно, чтобы женщины, которые выехали из-за полномасштабного вторжения, вернулись домой. Если более 6 миллионов украинских беженцев не вернутся, то часть ущерба от войны будет необратимой.
Издание Bloomberg пишет, что большинству мужчин в возрасте от 18 до 60 лет запрещено покидать страну, что объясняет, почему 68% украинских беженцев составляют женщины, а среди взрослых гендерное неравенство еще больше. По словам Александра Исакова, неспособность убедить вернуться хоть одну из 2,8 миллиона женщин трудоспособного возраста будет стоить Украине 10% довоенного валового внутреннего продукта, а это 20 миллиардов долларов в год при наихудшем сценарии, который перевесит предложенный Европейским союзом четырехлетний пакет помощи для Украины в размере 12,5 миллиардов евро в год.
"Лично для меня победа — это когда украинские семьи объединяются в Украине, а не за границей", — сказала заместитель министра экономики Татьяна Бережная. "Поэтому самая главная задача сейчас для Украины, для украинского правительства — сделать все возможное, чтобы женщины с детьми вернулись к своим мужьям и объединились в Украине".
Еще до войны самым слабым звеном экономики Украины была ее демография с коэффициентом рождаемости всего 1,2 - один из худших покзателей в Европе. Десятки тысяч убитых солдат и гражданских лиц и еще большее число раненых и травмированных, не способных работать, еще больше сокращают количество потребителей и работников, необходимых для восстановления.
У правительства есть амбициозные планы послевоенного восстановления, которые удвоят размер экономики к 2032 году, но министерство экономики говорит, что Украине не хватает 4,5 миллиона рабочих и предпринимателей, необходимых для достижения этой цели. Он направлен на то, чтобы восполнить пробел с помощью возвращающихся беженцев, у 60% из которых есть ученые степени. С этой целью правительство работает над стимулами для возвращения женщин на рынок труда, включая новый закон о труде, попытки сократить гендерный разрыв в оплате труда и гранты, чтобы помочь супругам украинских защитников начать свой бизнес.
В совокупности украинские беженцы и внутренне перемещенные лица составляют почти треть от 37,3 миллиона населения, которое проживало на территории уже оккупировванных территориях до начала полномасштабного вторжения Путина. И хотя некоторые из тех, кто был перемещен внутри страны, все еще могут внести свой вклад в экономику Украины, те, кто сейчас живет за границей, ищут работу, платят налоги и увеличивать производство в других местах.
"ВВП экономики составляют только люди", — заявил в своем офисе в Киеве Олег Гороховский, исполнительный директор Монобанка, поставщика мобильных банковских услуг. "Я боюсь, что очень много умных людей, молодежи, особенно женщин, уезжают из Украины".
Женщины, по его словам, оказывают непропорционально большое влияние на потребительский спрос, потому что они являются основными лицами, принимающими решения, когда речь идет о покупках для дома.
"Без них будет очень тяжело", — добавил Гороховский.
Многие беженцы, вероятно, со временем вернутся. Тем не менее, мало гарантий относительно их количества, и убедить беженцев вернуться будет все труднее, если война будет и дальше затягиваться. По данным УВКБ ООН, потребовалось почти десятилетие после окончания последней войны в Европе, в Боснии в 1990-х годах, для возвращения домой половины из 2 миллионов беженцев и ВПЛ.
По подсчетам Исакова, аналогичный исход для Украины, при котором возвращается половина всех беженцев, будет стоить экономике 10 миллиардов долларов в год. Это 5% ВВП с учетом того, что некоторые мужья и семьи переедут к женщинам, которые решили остаться за границей.