Среди причин войны и кризиса в нашей стране традиционно называют в том числе нехватку патриотизма. Исправлять это положение стали на самом высоком уровне: уже принята Государственная стратегия национально-патриотического воспитания. Но этот шаг вызвал немало возражений, и не только со стороны противников вмешательства государства в гуманитарную сферу. Многие сторонники идеи патриотического воспитания называли эту концепцию «советской» и несвоевременной. Итак, как именно будут учить патриотизму в Украине?
Стратегия без конкретики
Стратегия патриотического воспитания, вызвавшая такой резонанс в обществе, на самом деле лишь общий, или, как говорится, рамочный документ. В ней хватает пунктов вроде «формирование у детей и молодежи активной государственной позиции» или «консолидация украинского общества вокруг общего будущего», но очень мало конкретики. Некоторые из предложений - довольно неоднозначные (например, учебные дисциплины духовно-нравственного направления). Однако большинство настолько расплывчаты, что реализовать их можно в любом формате.
Основная идея патриотического воспитания в целом ясна: научить молодежь любить Украину и интересоваться ее культурой и историей (как минимум уважать и не считать неполноценной). Интересно, что такие идеи впервые прозвучали еще в 2009 году. Тогдашнее правительство даже утвердило аналогичную программу. Но общество ее так и не заметило, поскольку дальнейших действий не последовало.
Поэтому ключевую роль в этом деле должен сыграть непосредственный план действий, который разрабатывает Кабинет Министров. От него напрямую будет зависеть, как именно патриотизм будут доносить до слушателей. И уже на основе этих разработок может начаться реализация проекта на местах. По словам начальника отдела национально-патриотического воспитания Министерства семьи, молодежи и спорта Николая Ляховича, проект этого документа (его официальное название - Концепция государственной целевой социальной программы) фактически готов. Новая доктрина касается не только школ и вузов.
«Реализация стратегии не ограничивается только одним направлением. Некоторые шаги будут реализованы в сфере образования, что-то - через неформальное образование, мы планируем мероприятия в различных сферах. Наша целевая аудитория - не только школьники и студенты, а все, кто попадает в категорию детей и молодежи, то есть люди до 35 лет, независимо от социального статуса», - объясняет он.
Что предлагают детям?
В министерском документе акцент существенно смещен с сугубо воспитательной работы во время учебы (в формате уроков или бесед). Большее значение придается массовым мероприятиям для детей и молодежи. По замыслу, государство должно организовывать интересные для молодежи события и проекты с патриотическим уклоном от культурных до спортивных. Еще один новый аспект - сотрудничество с общественными организациями, к примеру, с «Пластом». Активисты смогут претендовать даже на финансовую поддержку - некие внутренние гранты на реализацию своих идей. Деньги будут выделять и на съемку фильмов патриотического направления. В отличие от российских и польских аналогов, украинское патриотическое воспитание не связано с подготовкой к военной службе и является чисто гражданской доктриной.
Для координации всех процессов в Украине должен появиться своеобразный руководящий центр. По сути, Минмолодежьспорта хочет сделать систему патриотического воспитания автономной системой всеукраинского уровня, а не только дополнением к образовательной отрасли. Также новая структура будет заниматься информационной работой вроде израильского «Центра Симона Визенталя»: разоблачать фальсификации истории, бороться с ксенофобией и этнической нетерпимостью.
В то же время обсуждаемые «уроки патриотизма», похоже, так и не появятся. По словам министра образования Сергея Квита, введение новых дисциплин нецелесообразно. Минобразования разработало и концепцию для собственного министерства, которая в целом разработанной в Минмолодежьспорта не противоречит. Духовность и нравственность в обеих концепциях также упоминаются редко. Это идет им только на пользу - слишком субъективны эти понятия, чтобы ими оперировать.
В общем эти идеи - компромисс между двумя основными вариантами: полным огосударствлением системы воспитания или же воздействием на нее лишь посредством рыночных механизмов. Поэтому назвать концепцию провальной или успешной прямо сейчас нельзя. Окажется ли она эффективной, зависит от нескольких факторов. И прежде всего от финансирования.
Без денег перемен не будет
По словам Николая Ляховича, Министерство финансов пока не выделяет средств на гуманитарные программы, в том числе и на упомянутую. Учитывая постоянные заявления Минфина о сокращении социальных расходов, нет никакой гарантии, что ситуация изменится.
«Без солидной финансовой подпитки эта стратегия останется голословной, - говорит директор Всеукраинской общественной организации «Не будь равнодушным!» Оксана Левкова. - Опыт сотрудничества с госструктурами показывает: там считают, что операторы национально-патриотического воспитания должны все делать за смехотворно малые деньги. Речь идет даже не о гонорарах активистам, а о самом действии. Например, о закупке качественных сценариев патриотических праздников или модернизации школьных музеев».
Патриотическое воспитание только на первый взгляд дешевый проект. Даже для обычных лекций нужны книги и брошюры - их придется изготовить и разослать в регионы. А государственный заказ художественной или научной литературы для широкого читателя - это сотни тысяч, если не миллионы гривен, учитывая нынешние цены на книги. Массовые мероприятия также недешевы: проведение среднего масштаба фестиваля обходится минимум в 100 тысяч гривен. А их нужно будет проводить немало, особенно для старших школьников и студентов, которых это будет интересовать больше, чем «кабинетная работа».
Еще дороже заказ кинопродукции - это уже несколько миллионов гривен за каждый фильм (даже сверхдешевое «Племя» обошлось в 1 миллион 300 тысяч гривен). Если добавить к этому обещанную финансовую поддержку общественных инициатив и текущие расходы, получим десятки миллионов гривен.
По большому счету, деньги нужны на все, что будет отличать новую систему от постсоветской. Без финансирования воспитательную работу придется ограничить «давно проверенными методами» - то есть диктантами на патриотические темы и протокольными праздниками. Такой сценарий «отсекает» от патриотического воспитания всех, кто уже не учится. Вряд ли подобный вариант заинтересует и студентов и старших школьников. Ведь патриотическое воспитание конкурирует за свободное время людей со многими видами досуга. Если интересный концерт или поход могут выиграть конкуренцию, то протокольная лекция - вряд ли.
Украине нужны герои
Однако наибольшее значение для патриотического воспитания имеет достойное представление украинской тематики в медиа и культурной сфере. Яркое доказательство тому - празднование Хэллоуина. Его отечественная молодежь отмечала активнее, чем многие украинские праздники. Хотя у нас есть аналогичный собственный праздник - Ивана Купала. Разумеется, в учебных программах никакого «американского воспитания» не было. Просто телевидение сработало активнее: зрители смотрели западные фильмы и перенимали тамошний образ жизни. Готово ли государство выделять миллионы на госзаказ мультфильмов и молодежных комедий, чтобы зритель брал пример уже с украинских героев - вопрос открытый.
«Без украиноцентричного кино не будет никакого воспитания, не только патриотического. Нельзя научить людей любить Украину, если у них перед глазами нет примеров живых героев, которые побеждают, - считает украинский писатель и сценарист Андрей Кокотюха. - Красивые слова могут сработать, только если они визуализированы. Поэтому для меня украинский патриотизм - это прежде всего качественная массовая культура, которая показывает победы украинцев, пусть и в локальном бою. Нужна собственная мифология. В этом нет ничего плохого, она есть у всех успешных стран».
Еще один больной вопрос - кадровая политика. Какую бы стратегию ни написали «наверху», ее реализация на местах будет зависеть от конкретных людей: учителей, служащих и т.д. Именно на этом уровне и возможно то «принуждение к патриотизму» и субъективизм, которого так опасаются критики. Мотивом могут быть вовсе не радикальные взгляды. Просто принцип «не можешь убедить - заставь» в украинском образовании еще никто не отменял, как и обычный человеческий фактор. Готовность Киева или Львова и небольших городов и сел также очень разная.
К тому же рассказывать об украинской действительности современно и интересно умеют далеко не все. Это - следствие советского периода, когда нашей культуре отводилась сугубо этнографическая роль «сельского колорита» на фоне российской. Поэтому прежде чем воспитывать молодежь, придется учить и «воспитателей».
Однако, несмотря на все эти проблемы, патриотическое воспитание все равно остается актуальным. В нынешнем формате оно позволяет не просто пропагандировать определенные идеи, но и решать проблемы поддержки отечественной культуры. Ведь если Украина не будет проводить культурную политику на своей территории, это за нее сделают другие.