По данным источников ASN, компания «Маркос ‘энерджи» (подразделение «Теслы») предварительно выбрала столицу Украины в качестве города для реализации глобального проекта нового городского речного транспорта – «электромарана». Что это за проект – держится пока в секрете, но давайте попробуем разобраться.
Река объединяет людей
С Оболони на Березняки за 10 минут. С Троещины на Корчеватое за 15 минут. В комфортных условиях за доступные средства – как думаете, это фантастика? Илон Маск построит в Киеве свой гипер-флуп? Кстати, сколько едет такси по таким маршрутам в выходной, когда нет пробок? А в часы пик…?
История умирания речного транспорта в Украине печальна и показательна. Быстроходные ракеты и метеоры, бороздившие речные просторы еще в начале 90-х, при быстроте передвижения, потребляют слишком много дизельного топлива. В результате, сегодня поездки на таком транспорте экономически невыгодны даже при полной заполняемости пассажирами. Тихоходные пароходы и речные трамвайчики, способные перевозить по 150 –200 человек, не могут обеспечить желанную динамику, ведь 45-60 минут даже на востребованном маршруте - слишком долго, чтобы это считалось транспортом для работы и бизнеса.
И тут на арену выходят электромараны «Элеганс. Это электро-катера нового поколения большой вместимости (80-100 человек) и обладающие приличной скоростью - до 80 км\ч. Но самое главное, что себестоимость их эксплуатации несоизмеримо мала и позволяет реализовать любые транспортные идеи внутри даже небольшого города, где есть подходящая транспортная артерия в виде полноводной реки.
Днепр – как универсальное шоссе
Столица Украины отлично подходит под эти параметры. Во-первых, Киев разрезает надвое большая и могучая река Днепр. Во-вторых, протяженность реки внутри города – более 20 км. В-третьих, многие жилые и офисные районы, торговые центры и зоны отдыха расположены непосредственно вблизи Днепра, что облегчает доступ к этим объектам по воде. В-четвертых, во многих местах уже оборудованы причалы, каменные набережные и пирсы, что позволяет в короткий срок и без капитальных вложений, организовать и запустить посадочные узлы.
Единственный минус для инвестиций - Киев находится в среднем климатическом поясе, а потому круглогодичная эксплуатация речного пассажирского электротранспорта здесь невозможна.
Тем не менее, гарантированный безледовой сезон длится довольно долго – 1 апреля по 1 ноября, то есть 8 месяцев, во время которых можно развернуть регулярную системную перевозку людей по ключевым маршрутам.
А этих самых ключевых маршрутов, удобно привязанных к воде, в столице Украины великое множество.
К примеру, С Оболонской набережной на «Элеганс» можно будет за 10 минут добраться до почтовой и за 20 минут до Позняков и Осокорков. Это – в два раза быстрее, чем на метро.
Активно смогут быть задействованы на маршрутах Массивы Левобережный, Русановка, Березняки, Радужный, даже густонаселенная Троещина через Десенку может получить несколько быстрых и удобных маршрутов как в Центр города, так и в Зоны отдыха и развлечений на другом конце мегаполиса.
Конечно, всех сразу волнует цена вопроса – сколько может стоить билет, как быстро окупится такой транспорт, сможет ли он быть самоокупаемым в принципе?
Предварительные расчеты и первые соцопросы киевлян показали, что электрокатера имеют все шансы стать излюбленным видом транспорта в теплый сезон. Если убрать из бизнес-схемы (решить вопрос) стоимости катеров, которая весьма дорога (около 350 тис.у.е.), то эксплуатационные расходы смогут вполне покрываться за счет билетов и сопутствующих доходов (реклама, коммерция). Для того же, чтобы сделать такой вид транспорта серьезным внутригородским игроком, необходимо по крайней мере 10 катеров. Из расчета по два на маршрут, - всего 5 маршрутов. С интервалами по 30 минут.
Предварительно маршруты могут выглядеть так:
Залив Десенка напротив Троещины – Гидропарк - Метро «Днепр» – Почтовая площадь – Русановка-Березняки
Оболонская набержная (Героев Сталинграда) – ур.Наталка – Почтовая площадь- Березняки-Осокорки
Рыбальский полуостров – Почтовая площадь-Метро Днепр – Левобережный массив-Русановка
Корчеватое – Теличка-Метро «Славутич»-Русановская набережная- Гидропарк-Почтовая площадь – Оболонь.
В эпоху короновируса строить планы дело неблагодарное. Но кто знает, возможно, через пару-тройку лет столица Украины получит новый, экономичный, экологически чистый, удобный, привлекательный и быстрый городской транспорт?
На фото – примерно так могут выглядеть киевские электромараны