Как-то в интервью министр юстиции, просидевший в этом кресле не один срок, мне честно ответил, что любое правительство будет управлять финансированием льгот в «ручном режиме». И как бы люди ни бунтовали и сколько бы исков ни подавали в Европейский суд, ситуация не изменится. И так действительно было много лет. Но нынешнее правительство не стало играть с народом в кошки–мышки, а просто переложило ответственность с центральной власти на местные, переключив туда же и весь негатив.
Крайних уже назначили
Речь идет о законе, который Кабмину удалось протащить под соусом урезания расходной части госбюджета. И первыми под нож как раз и попали те, кого из года в год причисляли к малообеспеченным категориям населения. Их лишили не только бесплатного проезда, но и туманно намекнули, что не лучше ситуация будет и с оплатой жилищно-коммунальных услуг. И если первая новация стартует с июня, то вторую решили пока отсрочить.
Людмила ДенисоваДепутаты скупо комментируют вопрос о возможной замене льгот адресной помощью и советуют обращаться к профильному министру. «Мы спрашивали в Министерстве социальной политики, когда будет проведена монетизация льгот, поскольку сейчас льгот уже практически не осталось. На что получили ответ, что за это будут отвечать местные бюджеты», - сказала в комментарии АСН народный депутат Людмила Денисова. Она считает, что Министерство социальной политики должно разъяснить, как местные бюджеты могут обеспечивать льготы, если они «пустые». А не просто наделить их дополнительными полномочиями и возможностью включать и выключать льготы по собственному желанию.
Юрий ЧижмарьЕе коллега, народный депутат Юрий Чижмарь уверен, что прежде чем что-либо делегировать на местный уровень, необходимо было провести обещанную реформу по децентрализации. «Нужно внести изменения в Конституцию. Отдать полномочия и деньги на места, чтобы чиновники на местном уровне определяли перечень льготных категорий и могли проводить монетизацию этих льгот. Чтобы решали: деньги потратить на бесплатное питание школьников, ремонт дорог или компенсацию за льготный проезд граждан».
Единственное, на что искреннее надеются народные избранники, что льгот в сфере ЖКХ радикальные меры коснутся в меньшей мере. И люди, которые и так сегодня еле-еле сводят концы с концами, переживут следующий этап «урезаний» менее болезненно. «Все-таки предусмотрена система защиты жилищных субсидий», - сказала Денисова.
Кабмин в свою очередь обещает, что со временем льготы монетизируют, что позволит компенсировать хотя бы частично из госбюджета стоимость проезда тем, кого лишили преференций. Правда, произойдет это не скоро. Тем более что об адресных компенсациях и замене льгот денежными выплатами в Украине речь идет давно. Еще в 2002 году, во времена премьерства В. Януковича, была даже утверждена соответствующая стратегия. Несмотря на то, что она вызвала бурю возмущения у народа и ее отменили, управления социальной защиты населения все-таки включились в работу по созданию Единого государственного реестра льготников.
А с июня 2004 года Министерство труда и социальной политики начало эксперимент по добровольному переходу на получение адресных денежных выплат. Согласие на участие в нем дал город Бровары и Броварской район Киевской области, а также Смелянский район Черкасской области. Тогда людям, имеющим право на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг, позволили получать их в денежном эквиваленте. Но вскоре эксперимент был закончен. И хотя к самой идее не раз возвращались, ее так и не реализовали до конца. А строчка в законе о госбюджете, где говорились, что финансирование льгот возможно лишь при условии наличия средств и на усмотрение Кабмина, стала уже привычной. И какими бы радикальными ни были акции протеста – голодовки, захваты органов власти, – власть относилась к этому скептически.
Не впечатляли чиновников и судебные решения, которые обязывали их исполнять законы: их просто в один прекрасный момент перестали исполнять. В итоге проблема финансирования льгот с каждым годом только обострялась. Но это печалило далеко не всех. Ведь «социалка» и льготники по-прежнему оставались благодатными темами для предвыборных лозунгов. И политики ими умело манипулировали.
Представители же исполнительной власти упорно твердили: чтобы профинансировать льготы в полном объеме, нужно больше, чем весь бюджет страны. А между тем долг государства перед гражданами продолжал расти. Сейчас общая сумма, необходимая на все выплаты, льготы, компенсации, оговоренные в действующем законодательстве, по словам профильного министра Павла Розенко, превышает 200 миллиардов гривен в год. Теперь в Министерстве соцполитики обещают, что создадут новую информационную систему, используя прежние разработки и существующий реестр лиц, имеющих право на льготы. Но полноценная современная модель учета льготников и предоставление им соцуслуг появится в лучшем случае через год-полтора.
Предвыборная кадриль
Пока же местным органам власти делегировали полномочия, которые позволяют принимать решение о том, что какие-то категории льготников все же смогут ездить бесплатно, но компенсировать потери транспортникам придется уже исключительно из местных бюджетов. «Вариаций решения этой проблемы множество, начиная с компенсации перевозчикам потерь от перевозок льготников за счет местных бюджетов и заканчивая заключением сделок между перевозчиками и органами местной власти о партнерстве по предоставлению бесплатных услуг по перевозке социально незащищенных слоев населения. В этих же договорах может предусматриваться обязанность транспортного предприятия осуществлять бесплатные перевозки очерченной в договоре категории лиц с отнесением финансовых потерь на предприятие транспорта», - говорит адвокат Александр Готин, подчеркивая, что передав такие полномочия на места, государство, образно говоря, «сбросило» с себя обязанность выполнять свою социальную функцию.
Александр Готин«По сути, государство самоустранилось от решения проблем с финансовой нагрузкой в сфере социальных перевозок», - считает юрист. Однако брать на себя такую ответственность представители власти на местах пока не торопятся. Поэтому о сохранении бесплатного проезда для отдельных категорий граждан заявили лишь мэры больших городов, понимая, что местные выборы не за горами и не стоит откладывать заигрывания с электоратом на потом. Но что делать тем гражданам, кто не живет в городах-миллионниках и где местных бюджетов недостаточно для оплаты услуг перевозчиков?
«Раньше существовала специальная формула, с помощью которой перевозчики считали, сколько именно людей они перевезли и сколько денег им должны вернуть. Затем они эти данные подавали в управление труда и социальной защиты или местные администрации. А когда из госбюджета поступала субвенция на оплату «бесплатных категорий» пассажиров, она распределялась между перевозчиками на местах. Но ее всегда не хватало. Во-первых, деньги выделялись не в полном объеме. Во-вторых, вопросов по их перераспределению тоже было немало, - объясняет Александр Готин. – По-сути, эта субвенция всегда была одной из самых коррупционных схем. Например, на маршруте работает пять перевозчиков. У одного сто автобусов, у второго пятьдесят, у третьего четыреста. И они сами считают, сколько перевезли льготников. В итоге к вам приходит от них запрос на общую сумму, скажем, в размере 10 миллионов. А вам из госбюджета выделили только пять. Как между ними их распределить? Законом не предусмотрено, чтобы эти деньги пропорционально делились. Поэтому больше, как правило, доставалось тем, кто давал откаты чиновникам».
По мнению Александра Готина, местные советы могут восстановить все льготы и даже расширить категории населения, которым предоставить право на бесплатный проезд. Вопрос только в финансировании, которое они могут на это позволить, и в их желании. Сейчас у них вместо денег - только дополнительные полномочия.
«Городские пассажирские перевозки во всех цивилизованных странах, в частности в Европе, как и в Украине, относятся к категории социально-значимых услуг населению. Основная выгода от этих перевозок - не столько коммерческая прибыль, сколько выполнение социальных задач. Поэтому городские пассажирские перевозки в странах ЕС – как, кстати, и у нас – представляют собой малорентабельный, а иногда и убыточный бизнес. Развитие городских и пригородных перевозок обеспечивается в основном за счет бюджетных компенсаций, целевых субвенций перевозчикам расходов на перевозку, налоговых и кредитных льгот, - отметил юрист. - В украинских реалиях государство лишилось бюджетной нагрузки за счет отмены льгот по перевозкам. Вместе с тем для местных общин государство не разработало и не предоставило взвешенных правового и финансового механизмов решения насущной проблемы с обеспечением транспортных перевозок социально незащищенных слоев населения».
Сергей ТарутаПо мнению бывшего главы Донецкой областной государственной администрации народного депутата Сергея Таруты, было бы более честно сказать людям, что у государства сейчас нет средств для обеспечения льгот. Он уверен, что большинство местных бюджетов самостоятельно не смогут обеспечить финансирование ряда льгот, в том числе и на проезд. Как не смогут и заменить их адресными дотациями. «Я бы сейчас приостановил этот процесс», - сказал он.
О пенсионерах позаботился Кучма
По словам Александра Готина, бесплатный проезд сохранен только для инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, школьников из малообеспеченных семей и лиц, которые их сопровождают, а также для лиц, сопровождающих инвалидов I группы, и участников боевых действий. А вот бесплатный проезд в троллейбусах, трамваях и электричках ветеранам труда, детям войны, чернобыльцам I и II категорий, инвалидам войны, людям с особыми заслугами перед Родиной, жертвам нацистских преследований, узникам концлагерей, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел и жертвам политических репрессий отменили.
Потеряли право на бесплатный проезд в городских автобусах, маршрутных такси, внутреннеобластных автобусах ветераны труда, дети войны, чернобыльцы I и II категорий, инвалиды войны, лица, имеющие особые заслуги перед Родиной, жертвы нацистских преследований, узники концлагерей, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, жертвы политических репрессий. Также отменен бесплатный проезд раз в год до любого пункта Украины и в обратном направлении – автомобильным, железнодорожным, воздушным или водным транспортом – чернобыльцам I категории, инвалидам войны I, II групп, людям с особыми заслугами перед Родиной. Ликвидировали и бесплатный проезд один раз в два года по принципу «туда и обратно» (перечисленными выше видами транспорта) инвалидам войны III группы, участникам войны, жертвам нацистских преследований и узникам концлагерей.
Но и это еще не все: лишили возможности пользоваться 50-процентной скидкой (с 1 октября по 15 мая) на проезд автомобильным, железнодорожным, воздушным или водным транспортом инвалидов, чернобыльцев II категории, инвалидов войны всех групп. Отменен и проезд за полстоимости один раз в год (виды транспорта те же) инвалидам войны III группы, участникам войны, жертвам нацистских преследований и узникам концлагерей.
«Но в Законе «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» нет ни одной строчки об отмене бесплатного проезда на общественном транспорте для лиц, достигших пенсионного возраста. В свою очередь, право на бесплатный проезд для пенсионеров по возрасту на городском пассажирском транспорте общего пользования и на пригородных маршрутах (автобусы, троллейбусы, трамваи, пригородные электропоезда) предусмотрено постановлением Кабмина «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» от 17.05.1993 г. № 354. И это право пенсионеров пока никаким законодательным актом не отменено. Следует только заметить, что это постановление не дает пенсионерам права на бесплатный проезд в метрополитене и в такси».
Хорошо, что этот документ, подписанный еще тогдашним премьером Леонидом Кучмой, до сих пор не попался на глаза никому из властьимущих. Теперь остается лишь надеяться, что пенсионеры не станут следующими, если Кабмин снова захочет продемонстрировать трогательную заботу о населении.