В среду, 6 февраля, Кабинет министров на своем заседании принял изменения в порядок назначения субсидий. В частности, если раньше госпомощь могли отобрать за просрочку по коммунальным платежам в два месяца, то сейчас правительство уменьшило этот срок до 30 дней. Защиту от новых порядков получат только "малые" должники – те, у кого сумма задолженности не превышает 20 необлагаемых минимумов граждан, то есть 340 грн, сообщил UBR.ua.
Кроме того, поводом для отказа в назначении льгот не сможет стать долг, который образовался по вине самих чиновников. Если Минсоцполитики задержит выплату монетизированных субсидий, из-за чего человек не сможет в срок заплатить поставщику коммуслуг, отбирать субсидию не станут.
Между тем, даже с такими оговорками новый порядок может обернуться полноценной катастрофой для многих украинских семей. Согласно данным Госстата, только за минувший год долги украинцев за коммунальные услуги выросли на 23 млрд. грн., до 55,6 млрд. грн. Из этой суммы, более 26 млрд. грн. – это задолженность потребителей за газ. В целом, с октября 2017-го, общий долг населения за жк-услуги увеличился на 96%, а с 2015-го - на 483% (с 11,5 млрд. грн. до 55,6 млрд. грн.).
По словам экспертов, непрерывно растущие долги населения за услуги ЖКХ свидетельствует о том, что установленные властью тарифы не соответствуют уровню доходов и являются непосильными для большинства украинцев, а система социальной защиты не работает в достаточной степени.
"При росте тарифов в конце 2018 - начале 2019-го на 23,5%, а также взятых обязательствах перед МВФ, повысить их еще на 20% с 1 мая этого года, бюджет на субсидии 2019 года уменьшен на 22,5% (на 16 млрд. грн.), а возможность его заблокирована обязательствами перед МВФ. Учитывая долг по субсидиям на конец 2018 года (6,87 млрд. грн.), который, как всегда гасится из нового бюджета, в 2019 году украинцы фактически могут рассчитывать на общий объем финансирования субсидий в 48,13 млрд. грн., чего критически мало", — рассказал UBR.ua ведущий аналитик ОО "Общественный аудит" Тарас Галайда.
По словам эксперта, украинские власти, подписав меморандум с МВФ 05 декабря 2018, взяли на себя обязательства ограничить объем субсидий в пределах запланированного бюджета на 2019 год, в том числе путем сокращения социальных норм для расчета субсидий на ЖКУ в среднем на 11% (включительно с сокращением объема потребления газа с 4,5 куб. м до 4 куб. м на один кв.м отапливаемой площади и нормы централизованного отопления с 1 мая 2019). А также обязательство, что, если сокращение социальных норм будет недостаточным для удержания объема субсидий на ЖКУ в пределах бюджета, правительство дополнительно уменьшит эти нормы или сделает необходимые изменения в формуле для расчета субсидий.
"Правительство уже понимает, что бюджет на субсидии в 2019 году крайне мал, и вложиться в него не выйдет, поэтому условия получения субсидии ужесточаются, с целью отсеять максимальное число семей. Основной причиной по которой отбирают субсидию, является долг за жк-услуги, поэтому именно это направление и ужесточается. Дальше нас ждет сокращение социальных нормативов (сокращение объема услуг на которые предоставляется субсидия). Если на конец 2018 года общий долг населения за ЖКУ составил 55,6 млрд. грн., то к концу отопительного сезона, эта сумма возрастет минимум до 80 млрд грн. На данном уровне долги продержатся до осени, а к концу 2019 года мы выйдем на показатель в 100 млрд. грн.", — заметил в беседе с UBR.ua Тарас Галайда.