Версия коллег капитана погибшей «Иволги» не совпадает с официальной, однако и она базируется на том, что действия судоводителя были неправильными. Эксперты, в свою очередь, склоняются к тому, что трагическая случайность в значительной степени была обусловлена недостатками самой системы безопасности в наших акваториях.
С момента трагедии прошла уже почти неделя. Совсем недавно завершили осмотр катера, который вскоре после аварии подняли со дна и доставили в Ильичевский порт. Смертельный счет сейчас находится на отметке 17. Среди пропавших без вести остается три человека, чье пребывание на судне в день трагедии подтверждено, и еще двое, о чьем исчезновении лишь сообщили родственники.
По предварительным данным, события во время того трагического рейса разворачивались так. 17 октября частное прогулочное судно «Иволга» вышло из частной базы на любительскую рыбалку в акватории Черного моря в районе города Белгород-Днестровский. На борту находилось 36 человек (позднее появится информация, что людей там могло быть до 44), при том что паспортом судна разрешено не более двенадцати. Возвращаясь на базу, катер попадает в сильный шторм, а в 15:38 переворачивается в километре от берега.
Причиной трагедии, по текущей официальной версии, стала перегрузка судна и другие нарушения, допущенные капитаном и владельцем судна. В частности им вменяют то, что судно вышло в море не из надлежащего пункта, дескать, иначе контролирующие службы просто не выпустили бы «Иволгу» в море.
«Сорок человек - это даже не 4 тонны: разве это так много для «Ярославца» (класс судна, к которому принадлежит «Иволга». - Авт.)?» - Человек, занимающийся тем же «прогулочным бизнесом» в районе Белгород-Днестровской банки (будем звать его Олегом) берется озвучить, по сути, коллективную версию «перевозчиков», приписанных к причалам в поселке Затока, откуда выходила в море и злосчастная «Иволга».
Как и бывшие клиенты судна (о чем можно судить по их записям в «Фейсбуке»), Олег довольно высокого мнения как о команде судна, так и о самом катере. «Говорить, что там не было спасательных жилетов, это бред. Катер был оборудован как ни один другой на побережье. У него была стационарная система GPS-навигации, локатор, эхолот». Впрочем, именно этот «полный фарш», по мнению Олега, и мог, по иронии судьбы, стать одной из причин трагедии, поскольку давал основания для излишней самоуверенности. «Это был лучший катер на побережье», - признает Олег приоритет своих вчерашних конкурентов.
«Этот корабль не может утонуть!» - вспомнилась почему-то цитата из блок-бастера о «Титанике». Злую роль, по мнению Олега, сыграло то, что за штурвалом в день аварии был не глава семейного бизнеса - 56-летний Иван Кнышев, а его 32-летний сын Александр. В целом они оба характеризуются как ответственные и добросовестные, не склонные к пьянству. Впрочем, младший - более азартный, то есть, как говорится, молодой, а значит, любит скорость, но при этом, естественно, он менее опытный.
Версия коллег несколько отличается от официальной, поскольку, по наблюдениям Олега, в тот день, собственно, и шторма не было: «...просто некомфортная для нас погода с неблагоприятным восточным ветром, который гонит волны в борт». Сам Олег говорит, что от выхода в море в тот день отказался. Предполагает, что это стало одной из причин ажиотажного спроса на «Иволгу», из-за чего на ее борт попросилось не 12 пассажиров, как предусмотрено в реестре, и даже не 20, как предлагали владельцы катера в своей рекламе, а почти четыре десятка. Ситуации, когда пассажиры уговаривают капитана взять на борт большее количество людей, чем разрешено (собственно, даже больше, чем хотел бы капитан), как говорит Олег, вполне привычны.
Впрочем, моряк считает, что даже пассажирская перегруженность «Иволги» вместе с тогдашней погодой все-таки не могла бы заставить катер перевернуться. Озвученная им версия: катер на скорости наскочил на мель. Если бы скорость была меньше, он просто застрял бы там намертво - и все. Мореплаватели говорят, что отмель была обозначена буем, но его в то время сорвало.
В любом случае и официальная, и неофициальная версии трагедии вину с капитана не снимают. По факту аварии открыто уголовное производство по ч. 3 ст. 276 (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта). Этой статьей предусмотрены санкции в виде заключения на срок от 5 до 10 лет.
По решению Белгород-Днестровского горрайсуда капитан катера Александр Кнышев арестован сроком на 60 суток. Следствие продолжается.
Юрий Васьков«Еще нужно дождаться выводов рабочей группы, но уже сейчас понятно, что нужно реформировать всю систему безопасности на побережье», - отметил в телефонном разговоре с нами заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков.
Для того, чтобы навести порядок в акваториях, по его мнению, не нужны колоссальные затраты: «Должен быть не тотальный, а точечный контроль, но с высокой ответственностью и высокими штрафами». Заместитель министра должен признать, что если бы нарушения, допущенные на «Иволге», отследили заранее, они бы отделались только штрафом, размер которого просто смехотворный - всего несколько сотен гривен. Фактически это - стоимость примерно нескольких билетов на ту же «Иволгу». То есть демотивации к неоправданному риску такое взыскание практически не составило бы.
Сам по себе стиль ведения прогулочного бизнеса большим количеством мелких перевозчиков Юрий Васьков не считает потенциально опасным с точки зрения возможных аварий: главное - четкий и эффективный контроль над их работой. С ним соглашается и заместитель директора по науке Института проблем рынка НАН Украины Алексей Котлубай: «Такое может случиться и в Британии, и в Штатах — кто-то погнался за длинным рублем, кто-то просто оказался некомпетентным. В СССР судоходство было строго регламентировано, однако трагедия с «Адмиралом Нахимовым» все равно произошла. Исключить полностью это невозможно, но надо стремиться свести такую беду к минимуму».
Алексей КотлубайВ советское время ситуацию в акватории обычно отслеживали пограничники. Но тогда у них были принципиально лучшие возможности. «Сейчас у них, дай Бог, чтобы была возможность хотя бы браконьеров турецких ловить! - сетует эксперт. - Теперь можно выйти в море практически из любой точки побережья». Поэтому полагаться только на контроль у официальных причалов не приходится. По мнению Алексея Котлубая, тут мог бы пригодиться какой-то отечественный аналог американской береговой охраны, которая отслеживает «все, что есть на побережье, включая весь этот малый тоннаж». Да, в стране действует Морская аварийная спасательная служба (МАСС), но она рассчитана прежде всего на спасение крупных судов.
Для мелочи, по сравнению с которой и «Иволга» - флагман, нужно что-то принципиально иное. Возможно, предполагает специалист, нечто вроде морской милиции, которая обязательно должна иметь полномочия принудительно задержать судно в порту или отвести его в безопасное место. Полагаться на рассудительность судовладельцев не стоит. Алексей Котлубай приводит пример аварии в Керченском проливе, когда и капитанов, и владельцев судов предупреждали о шторме. Тем не менее, они - вместо того, чтобы потерять самую малость текущей прибыли - решили положить на чашу весов существование судов, жизни моряков и состояние окружающей среды. «Этот менталитет уже представляет собой систему, а борьбы с этой системой нет», - делает вывод наш эксперт. Даст ли трагедия «Иволги» толчок к такой борьбе, мы сможем увидеть уже в ближайшее время.
Сейчас, как сообщил вице-премьер Геннадий Зубко, в Одесской акватории практически прекращено судоходство малых судов, проводится осмотр этих плавсредств и проверка лицензий и сертификатов, выданных их капитанам и шкиперам. Между тем на причалах Затоки по-прежнему принимают заявки на морскую рыбалку. То ли надеясь, что имеют дело со скоротечной кампанией, то ли демонстрируя свою готовность в дальнейшем работать по более цивилизованным правилам. Но в любом случае хочется надеяться, что выводы из урока, которым стал последний рейс «Иволги», будут сделаны правильные.