Исторически уже не раз складывалась так, что изменение геополитических конфигураций в глобальном масштабе приводило к возникновению неудержимого желания реванша со стороны претендентов на восстановление власти или влияния в зоне их «приоритетных интересов». Часто причиной существования подобных амбиций становилось имперское прошлое государств, использование вассально-авторитарной модели правления, соединенной с жаждой покорения других народов, или просто эгоцентризм их правителей. Хотя ... в случае России можно уверенно говорить о наличии всех перечисленных критериев.
Вторжение в Грузию в 2008 году, как, в принципе, и в Украину в 2014 году, стало практической демонстрацией внешнеполитической необходимости РФ восстановить статус «великой державы» любой ценой. Более того, военные действия России ярко отразили ее желание вернуться к биполярной системе международных отношений, в рамках которой еще можно было действовать с позиции силы, попирая суверенитет независимых государств и огульно трактуя нормы международного права.
На днях исполняется 10 лет со дня вторжения российских войск на территорию Грузии. Для данного государства это - маркер длительного периода борьбы за восстановление ее суверенитета и территориальной целостности, за установление демократических норм и стандартов развития в регионах Абхазии и Южной Осетии, которые, de facto контролируются РФ. Однако для международного сообщества эта годовщина - еще одно напоминание о необходимости сдерживания агрессивных действий любого субъекта в любой точке мира, ведь бездействие, в конце концов, может привести к прямому давлению агрессора на своих визави и торга за его интересы в обмен на соблюдение имеющегося status quo.
Подобная международно-политическая ситуация позволила России решиться на военное вмешательство на территорию Грузии. Стремительный рост количества массированных асимметричных угроз, с которыми все чаще стало сталкиваться человечество в начале 2000-х годов, существенно повлияло не только на определение глобальных приоритетов безопасности, но и на сущность и методы внешнеполитической деятельности субъектов международных отношений.
Фокусировка внимания США на необходимости противостояния терроризму и устранения угроз распространения оружия массового уничтожения, поступавших от Ирана и Северной Кореи, «развязали руки» российскому руководству, которое пыталось позиционировать себя как союзник Запада в процессе борьбы с новыми вызовами в мировом масштабе. Соответственно, для официальной Москвы пора активных действий по возвращению в орбиту своего влияния государств, которые должны выступать форпостом ее политических манипуляций в рамках СССР.
С другой стороны, приближение бывших советских республик в ЕС и НАТО, а также активная поддержка западными партнерами демократических и экономических реформ в этих странах тоже подталкивали Россию к решительным шагам. Наращивая военное присутствие на территории Абхазии и Южной Осетии уже за два года до начала войны, РФ проверяла мировой порядок на прочность. Понимая невозможность открытого вооруженного противостояния с государствами Запада после военного вмешательства на территорию Грузии, российские руководители, однако, просчитались в вопросах вероятности оказания дальнейшей политической и экономической поддержки Грузинскому государству со стороны западных партнеров на следующих этапах ее борьбы с агрессором.
Казалось бы, что после пятидневного противостояния с Россией 2008 года Грузия еще долго будет восстанавливаться от масштабных разрушений и вряд ли быстро оправится от национальной депрессии, которая чувствовалась в почти каждом разгромленном войной доме. Выбранная РФ стратегия полного отмежевания Абхазии и Южной Осетии от грузинской территории с последующим признанием «независимости» этих регионов способствовала глубинному расслоению населения.
Созерцая увеличение российского присутствия и постоянную пропагандистскую кампанию представителей РФ, жители оккупированных территорий часто теряли уважение к представителям других этнических групп. Этническое противостояние усиливалось упреками в «нарушении» прав русскоязычного населения, которое якобы не имело возможности свободно пользоваться всеми свободами человека и гражданина под руководством центральной грузинской власти.
Такая ситуация порождала межличностную вражду и, как результат, постоянное увеличение количества внутренне перемещенных лиц, которые пытались спастись от необходимости соблюдения авторитарных канонов и полного отказа от своего исторического наследия. В принципе, знакомый сценарий. Сегодня он дублируется в Украине. Однако и Грузия, и Украина сейчас находятся в фокусе внимания мирового сообщества, которое пытается сконцентрировать свои усилия для предотвращения дальнейшего распространения подобного влияния РФ.
Грузия первой столкнулась с необходимостью поиска поддержки своих геополитических партнеров во время противостояния с Россией. Последняя рассматривала Грузинское государство как «репетиционную площадку» для испытания российской стратегии реинтеграции Советского Союза.
Однако попытка реализации тактики «молниеносной войны» натолкнулось на ряд тенденциозных препятствий: системная имплементация внешнеполитического курса Грузии европейской и евроатлантической интеграции привела к необратимости этих процессов и, как результат, к их твердой поддержке со стороны западных государств. Участие ЕС в процессе урегулирования российско-грузинского конфликта стало основным индикатором важности Грузии для всей системы безопасности и стабильности в Европе.
Начиная с конца ХХ века, региональный комплекс безопасности на территории континента начал выстраиваться с учетом позиций новых политических игроков, которые, отбросив свое советское прошлое, стремились приобщиться к когорте демократических государств и делать собственный вклад в развитие международных отношений. В этих условиях Европейский Союз одним из первых стал привлекать новые независимые государства к системе так называемой «кооперативной безопасности», которая позволяла поддерживать надлежащий уровень безопасности и стабильности в Европе благодаря сотрудничеству с третьими сторонами - прямыми соседями ЕС и важными в геополитическом смысле странами.
Грузия стала одной из важнейших деталей этого механизма. Ее расположение на перекрестке главных экономических путей, а также имеющиеся возможности играть роль мощного энергетического хаба превращали эту страну в весомого игрока в процессе развития международных отношений в Европе. В дальнейшем непосредственное подключение грузинского государства к Европейской политике соседства, поддержка Грузией антитеррористической операции НАТО в Афганистане и участие в Международных силах содействия безопасности (ISAF) позволили говорить о том, что эта страна превратилась в надежного партнера ведущих мировых демократий и уверенно продвигается по пути реформ.
Соответственно, международная поддержка Грузии в 2008 году оказалась намного мощнее, чем того ожидала российская власть. Ее надежды на возможное молчаливое согласие мирового сообщества с аннексией Абхазии и Южной Осетии были напрасными. В течение 10 лет Россия так и не нашла союзников в вопросах признания суверенитета созданных при ее поддержке квазигосударств и отказа ведущих стран мира от кооперации с легитимными грузинскими властями. Единственно возможным способом урегулирования конфликта сегодня признается полноценное выполнение Плана Медведева - Саркози, однако официальная Москва считает нужным удерживать ситуацию в разбалансированном состоянии: окончательное прекращение всех военных действий, вывод вооруженных сил РФ на линию разграничения, установленную до начала боевых действий или создания международных гарантий обеспечение стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии пока невозможны с точки зрения российской власти.
РФ продолжает применять тактику «ползучей аннексии», которая была передовой для этого государства на протяжении веков. Географическое расширение территории всегда достигалось вооруженным захватом земель, которому предшествовали подрывные политико-экономические действия внутри стран, которые должны были быть присоединены к России. Искривление истории, насаждение чуждых культурных ценностей и четкая иерархизация обществ уничтожали их идентичность. Целые социумы лишались их идентефикации, что постепенно, системно разрывало их изнутри и превращало в легкую добычу для российских оккупантов.
Следовательно, и сегодня вооруженные силы РФ, которые дислоцирующихся на территории Абхазии и Цхинвальского региона, постоянно препятствуют деятельности Мониторинговой миссии ЕС в Грузии. Представители международного сообщества лишены доступа ко всем районам оккупированных территорий, не имея при этом возможности полноценно реализовывать свой мандат и обеспечивать мир и стабильность, важные для международной системы безопасности. Сложилась ситуация, при которой российские власти видят отстранение всех заинтересованных в урегулировании ситуации сторон лучшим алгоритмом действий.
Благодаря этому 20% территории Грузии все еще остаются оккупированными российскими войсками. Более того, Россия все время пытается по полноценной инкорпорации Абхазии и Южной Осетии в военных, политических и экономических отношений региона вопреки всем нормам международного права. Учитывая дальнейшую агрессию в Украине, можно утверждать, что РФ пыталась и продолжает делать попытки изменить общепризнанные границы европейских государств, таким образом стремясь установить «право сильного» и закрепить за собой прерогативу трансформации международного порядка.
Нарушение установленных договоренности, Россия так и не вывела свои вооруженные формирования с территории Грузинского государства. Более того, в каждом из регионов сейчас дислоцированы около 4500 военных и 1300 представителей российского ФСБ. РФ продолжает обеспечивать новейшими вооружениями милитарные отряды на военных базах в Абхазии и Цхинвали, которые в дальнейшем перманентно применяются во время вооруженных столкновений и выступлений. Последние приводят к напряжению внутри государства, разрушая те наработки, которые могли бы приблизить Грузию к миру и вернуть ей суверенитет над всеми территориями.
Получается, что такой алгоритм применения hard power является наиболее приемлемым для РФ в процессе восстановления статуса «великой державы». Однако, в отличие от времен Средневековья, сегодня ни одно из государств не будет мириться с диктатом других стран и не может стать объектом в процессе перераспределения сфер влияния. Экономические реформы, демократические стандарты и культурное многообразие являются прямыми средствами для единения социумов и устранения возможных антагонизмов. Прямое навязывание чужой власти, совершенное вооруженным путем, не может оставаться вечным.
В принципе, по этой причине в течение 10 лет Грузия пыталась доказать преимущество демократического пути развития. Проделанные реформы позволили стране подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Сегодня между Грузией и государствами-членами этого объединения действует безвизовый режим и зона свободной торговли, позволяющие ее населению пользоваться многочисленными прерогативами общественно-политического и экономического развития, присущими европейском демократическом пространства.
Грузия обновляется. Каждый день. Причем, не вопреки, а ради воссоединения. Сейчас понятно, что жители Абхазии и Южной Осетии не имеют возможности даже приблизиться к тем преференциям, которыми может пользоваться остальное население Грузии. Но это как раз и является поводом для дальнейших реформ. Сегодня грузинский социум не испытывает ненависти или презрения к абхазцам и осетинам. Доказать это - вероятно, ключевая цель руководства государства. Однако единственно возможный путь осуществить такой замысел - движение на Запад, в направлении углубления европейской и евроатлантической интеграции страны.
В апреле этого года появилась очередная мирная инициатива правительства Грузии «Шаг к лучшему будущему», направленная на улучшение гуманитарного и социально-экономического положения жителей Абхазии и Цхинвальского региона, налаживание межличностных контактов и взаимодействия между всеми представителями разорванного грузинского общества. Важно, что новый механизм примирения предполагает не только этнонациональную и культурную составляющие, но и направлен на расширение и упрощение торговли вдоль линий размежевания. Им также предусмотрено создание дополнительных возможностей для населения регионов с целью получения качественного образования и упрощение доступа к каждой ступени образования как внутри страны, так и за ее пределами. По сути, грузинские власти стремится выработать методику, с помощью которой жителям всех регионов будут доступны те блага и выгоды, которые появились в результате развития Грузии, в том числе на пути к ее евроинтеграции.
Демократия и верховенство права в сочетании с новаторскими реформами во всех секторах жизнедеятельности государства является основой общественного примирения и воссоединения страны. Российский авторитаризм недолговечен. Разрушение сложившейся системы международных отношений изнутри в конечном итоге приведет к краху самой России как мощного политического игрока. За последние 10 лет она потеряла этот статус, и сейчас имеет реноме агрессора, способного на вооруженное вмешательство в любой государства и пренебрежение ко всем имеющимся норм международного права.
Подрыв безопасности и стабильности в Европейском регионе, вызванный дальнейшим пребыванием российских войск в Абхазии и Южной Осетии, - действительно возможность проявить силу. Однако не только для РФ. Если для нее эти 10 лет стали очередной кампанией завоеваний, то для Грузии это - целая жизнь. Кстати, новая, демократическая, европейская. Его целью стало усиление позиций страны, ее объединения и соблюдение своих обязательств как перед собственным народом, так и перед международным сообществом. Для этого следует двигаться дальше, помня уроки прошлого ...
Автор: Юлия Цирфа, кандидат политических наук