Вчера в Париже состоялся очередной саммит «Нормандской четверки» при участии глав государств и руководителей дипломатических ведомств. Встреча, на которой Владимир Путин попытался переломить негативные для РФ тенденции, продолжалась относительно недолго и закончилась разноплановыми заявлениями. «Аналитическая служба новостей» разбиралась, какие риски и возможности для нашей страны несет четвертая встреча «Четверки».
О «Плане Мореля»
Контекст, в котором должна была проходить четвертая встреча «Нормандской четверки», резко отличался от всех предыдущих. Во-первых, этот саммит – первый, проходящий в условиях худо-бедно работающего режима прекращения огня (напомним, во время предыдущей встречи «шахтеры и трактористы» выжигали термобарическими залпами украинские позиции в районе Дебальцево). Во-вторых, встреча состоялась буквально через пару дней после полностью провального визита Владимира Путина в Нью-Йорк, где на юбилейной Генассамблее ООН российский лидер не нашел сторонников своей идеи о создании широкого фронта в Сирии.
В-третьих, на фоне ослабления военного давления на Украину, агрессор перенес свою активность все в ту же Сирию, где под предлогом войны с «Исламским государством» доблестные российские летчики уже четвертый день сравнивают с землей гражданские объекты в контролируемых умеренными повстанцами провинциях. Наконец, в-четвертых, саммит проходил в условиях дефицита времени у русских – до конца минского процесса остается ровно три месяца, о чем президент Соединенных Штатов Барак Обама в очередной раз напомнил Путину в Нью-Йорке.
Обстановка на украинско-российских переговорах также не давала Кремлю поводов для чрезмерной радости. Официальный Киев не спешил выполнять все пункты минских соглашений так, как хотела Москва: исключительно в одностороннем порядке. Что, в общем-то, понятно: условия соглашения крайне невыгодны нашей стране. Соответственно, администрация Порошенко всячески блокирует попытки Путина осуществить «план Суркова» – «втюхать» Украине оккупированные территории на своих условиях. В начале лета казалось, что Кремль приступил к ползучей аннексии "народных республик". В оккупированных городах и селах стали выплачивать пенсии и зарплаты в рублях, торговля в своей массе также перешла на расчет в российской валюте; выпускники школ «ДНР» и «ЛНР» смогли поступить в вузы страны-агрессора, а выпускники местных вузов – получить российские дипломы.
Реальность, однако, оказалась другой: Кремль отнюдь не отказался от идеи насильственного встраивания террористических структур в тело украинского государства. В сентябре в СМИ просочилась информация о так называемом плане Мореля, главный пункт которого – принятие Верховной Радой специального закона относительно местных выборов на оккупированных территориях. Вначале обитатели Печерских холмов отрицали, что кто-либо, кроме его авторов, рассматривает «план Мореля» всерьез. Но по мере просачивания информации наружу общество осознало горькую правду: на встрече в Париже европейцы, стремящиеся закрыть украинский вопрос во что бы то ни стало, намерены настаивать на откровенно невыгодных нашей стране условиях. Оказавшейся в изоляции Украине будет очень тяжело сопротивляться коллективному давлению Москвы, Берлина и Парижа. По словам информированных источников, основным рычагом давления на Киев должен выступить кредит ЕБРР на закупку российского газа в зимний период, без которого наша страна просто не сможет перезимовать. На помощь из-за океана рассчитывать тоже особо не стоит: согласно информации западных СМИ, «план Мореля» на самом деле был выработан замгоссекретаря США Викторией Нуланд совместно со статс-секретарем МИД РФ Григорием Карасиным.
В сложившейся ситуации можно было надеяться лишь на дипломатический талант украинского президента. Никто не станет отрицать, Петр Алексеевич – талантливый оратор и выдающийся мастер переговоров. Важное качество, но, к сожалению, не определяющее в условиях, когда оказываешься один против всех.
Вечер на Елисейских полях
Вчера второй раз за неделю Владимир Путин изменил своей любимой привычке – опаздывать. В понедельник российский лидер появился за несколько минут до начала выступления с ооновской трибуны и начал таки свой спич вовремя; в пятницу хозяин Кремля с нехарактерной для него пунктуальностью прибыл в город на Сене. Уже после 14:30 по киевскому времени Олланд, Меркель, Порошенко и Путин собрались в Елисейском дворце, чтобы к 16:00 уединиться за круглым столом. Чуть позже к руководителям государств присоединились главы внешнеполитических ведомств соответствующих стран, и обсуждение продолжилось в расширенном формате.
Вопреки опасениям, встреча не затянулась на всю ночь. Уже в 20:30 стало известно, что совместной пресс-конференции четырех лидеров не будет. Во Дворце к прессе вышли Франсуа Олланд и Ангела Меркель. Главы Украины и России покинули место встречи без комментариев, чтобы чуть позже сделать заявления соответственно в украинском посольстве и в аэропорту Шарля де Голля. При этом, по словам присутствующих на месте встречи журналистов, лица всех участников переговорного процесса явно не светились счастьем.
Итоги
Еще одно существенное отличие вчерашнего саммита от февральской встречи в Минске в том, что на нем не было подписано никаких документов, даже в форме деклараций. Судить о результатах встречи можно лишь по словам непосредственных участников. Каждый из них, рассказывая о договоренностях, расставлял акценты так, как это ему выгодно.
В любом случае, поводов считать саммит хоть сколь-нибудь удачным для украинской стороны нет в принципе. Основной момент, на который упирал хозяин встречи Франсуа Олланд: выборы на оккупированных территориях таки должны пройти на основе отдельного украинского закона. И не 18 октября, а в течение 80 дней с момента принятия такого закона. Второй момент, на котором акцентировал внимание французский президент: боевики могут получить амнистию и иммунитет. «Всем кандидатам должен быть предоставлен иммунитет на время выборов», - заявил Олланд, а амнистия, по его словам, «должна случиться вместе с выборами».
Со своей стороны, президент Порошенко заявил, что выборы пройдут только после внесения соответствующих изменений в украинское законодательство. «Вторая важная тема, которую мы обсудили, – это абсолютно твердая и четкая поддержка участниками ответа на поднятый мной вопрос относительно недопустимости проведения «фейковых» выборов 18 октября и 1 ноября», - сказал глава Украины. К сожалению, игра словами не меняет сути сказанного: вместо «фейковых» выборов 18 октября сепаратисты могут получить абсолютно легитимный, освященный в стенах украинского парламента избирательный процесс и, как следствие, - полную легитимизацию. Вдобавок те, кто убивал украинских военных, пытал добровольцев, резал патриотов и «отжимал» имущество у граждан, получат еще и полную амнистию. Наконец, чтобы ни у кого не было сомнений, как и кто будет проводить «выборы», легитимизированные украинским законом и финансируемые из украинской казны, президент Франции четко заявил: сначала – выборы и особый статус, только потом (причем неизвестно когда) – передача контроля над границей. В общем, «выборы» пройдут под дулами российских калашей. Ну, а про возврат границы после того, как «особые территории» вернутся в лоно Украины, можно будет и немножко призабыть: в первый ли раз.
Канцлер Германии, в свою очередь, намекнула, что о Крыме наша страна может позабыть. Это неявно следует из ответа Меркель на вопрос, существует ли связь между ситуацией в Сирии с Минскими договоренностями. «Во-первых, никакой связи нет. Когда Украина восстановит суверенитет не по Крыму, но по другой части страны, этот процесс (выполнение Минских договоренностей) будет завершен», - заявила глава немецкого правительства.
Еще одна из достигнутых договоренностей касается отвода от линии разграничения вооружений калибром менее 100 мм. Согласно заявлению Петра Порошенко, отвод должен начаться сегодня и продолжаться со всеми промежуточными проверками 41 сутки. С одной стороны – вроде радует, а с другой… Нет никакого сомнения в том, что украинская сторона отведет от линии все, что у нас там осталось, даже с опережением графика. А боевики, столько раз доказавшие свою полную недоговороспособность? Хотя, с другой стороны, если они добились-таки более существенных уступок, то в таких «мелочах» могут и пойти навстречу.
Наконец, по газовым соглашениям. С одной стороны, стороны подтвердили, что они «будут подписаны и должны будут выполняться в том объеме и при тех условиях, как это было предусмотрено ранее». С другой, по словам Франсуа Олланда, «в начале ноября пройдет дополнительная встреча, на которой будут подведены итоги этого процесса». Как понимать эти слова, неизвестно. И не будет ли использована «кредитно-газовая дубинка» для давления на Киев в случае непринятия последним закона о выборах на оккупированных территориях – большой вопрос.
Кроме того, Президент Украины поднял в Париже вопрос освобождения Надежды Савченко, Олега Сенцова и других украинских граждан, томящихся в российских застенках. По словам Порошенко, Путин пообещал освободить одного из командиров 81-й бригады с позывным Рахман. В то же время пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что фамилия Савченко упоминалась на переговорах, но, по его словам, «до вердикта суда говорить не о чем».
Что дальше?
В нынешней ситуации надежда лишь на то, что Президент Порошенко имеет запасные ходы, позволяющие изменить столь невыгодную для нас ситуацию. Например, на то, что украинская сторона вложит свой смысл в достигнутые в Париже договоренности. Или на то, что парламент не примет закон, превращающий вооруженных бандитов и иностранных наемников в респектабельных субъектов отечественной политики.
По мнению бывшего вице-премьера по вопросам европейской интеграции Олега Рыбачука, шансы на принятие такого закона крайне низки. «В любом случае, общество никогда не воспримет такой закон», - утверждает политик. По словам Рыбачука, позиции Петра Порошенко на международных переговорах были откровенно слабы, поскольку рейтинги Президента и его политической силы падают внутри страны. А снижение поддержки Петра Алексеевича в обществе обусловлено тем, что люди не видят результатов реформирования страны и борьбы с коррупцией, а также тем, что Президент не может внятно объяснить, куда мы двигаемся – к миру или к освобождению Донбасса вооруженным путем, к заморозке конфликта на условиях изоляции «народных республик» или к реинтеграции мятежного региона. Неважно, какие обязательства и при каких обстоятельствах взял на себя Порошенко в Париже, говорит дипломат. Важна реакция общества. Неминуемо столкнувшись с сильным сопротивлением внутри страны, Президент будет искать возможность нивелировать результаты договоренностей – резюмирует Рыбачук.
Научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко настроен более оптимистично. По его мнению, в Париже не было сказано ничего, что бы не вкладывалось ранее в понятие Минских договоренностей. Сейчас, по словам эксперта, нужно сосредоточиться на выписывании закона таким образом, чтобы выборы соответствовали всем стандартам ОБСЕ. А именно – чтобы они были равными и конкурентными для всех кандидатов. А это, по мнению Сушко, подразумевает и возможность проголосовать более чем для миллиона временно перемещенных лиц, и восстановление украинского теле- и радиовещания, и создание возможности для всех без исключения политических сил свободно и безопасно проводить свою избирательную кампанию. «Киев должен дать ясно понять, что выборы могут состояться только на таких условиях, все прочие не рассматриваются», - говорит эксперт. По мнению Сушко, вряд ли российские марионетки на это пойдут. А если и пойдут, то на таких условиях проводить выборы и реинтегрировать Донбасс – не самый худший вариант, заключает эксперт.
Очень хотелось бы, игнорируя печальный опыт, во что-то все же верить. Например, в то, что наши власти знают, что делают. Что у Президента есть козырь в рукаве. Или что Рада не поддержит пресловутый законопроект. Либо что закон будет насколько хорош, что исключит любые угрозы для нашей страны. Или настолько плох, что задействовать его будет невозможно. Либо что свое весомое слово скажет украинское общество. В противном случае мы очень скоро рискуем увидеть «гиви» и «моторол» прямо на Печерских холмах.