За первую неделю сентября у оккупантов в Крыму случилось сразу два скандала в связи с грандиозным строительством сверхдорогого, но непрочного Керченского моста. Сначала выяснилось, что в стройке участвуют две компании из Нидерландов. А дальше стало известно, что при этом используется оборудование из Финляндии.
И это несмотря на введенные санкции Евросоюза, обещания самого российского руководства осуществить импортозамещение, звучащее на фоне давящих помидоры, колбасу и сыры бульдозеров. Очевидно, все европейское, что может быстро заместить Россия - это максимум продукты питания, с высокими технологиями все намного сложнее.
Мост строят голландцы, а не россияне
Журналисты издания De Gelderlander выяснили, что двух компаниям из Нидерландов удалось обойти санкции Евросоюза и принять участие в самой важной части строительства моста из оккупированного Крыма в страну-агрессор Россию. Так, по данным журналистов, компания Dematec Equipment сконструировала одну из машин для строительства моста, а компания Bijlard Hydrauliek установила на машину важнейший ее компонент.
Технику по-тихому привезли в РФ еще в начале 2016 года, она была использована для прокладки труб по дну Черного моря. Эти трубы и стали опорой для моста. После того, как журналисты обратились за комментариями к голландцам, директор компании Dematec заявил, что никакие санкции не нарушил, а директор Bijlard в свою очередь сообщил, что не знал об использовании его оборудования оккупантами.
Данную историю прокомментировал и посол Украины в Нидерландах Всеволод Ченцов. Он подчеркнул, что уже проводится специальная проверка, в ходе которой выяснят, какие точно работы производили голландские компании.
«Нидерландская сторона – правительство, Министерство иностранных дел – очень серьезно относятся к этой ситуации, особенно на фоне скандала с Siemens. Как только информация появилась в СМИ, правительство Нидерландов начало проверку. Такие проверки проводят налоговая и таможенная инспекции. Потом материалы отправляют в прокуратуру, чтобы провести расследование», - подчеркнул Ченцов, пишет «Радио Свобода».
В строительстве используют финское оборудование
Ресурс Psb-news проанализировал видео со строительства Керченского моста, в результате чего стало ясно, что оккупанты в Крыму используют оборудование из Финляндии. В частности, на кадрах видно, что при строительстве использовали финский гидромолот.
По данным волонтеров, российская компания КТФ «Мостоотряд-125», филиал ПАО «Мостотрест» использует установку Junttan Powerpack 30CCU, которая является самой мощной в модельном ряду и выглядит абсолютно новой.
Выяснилось также, что данное оборудование привезли в оккупированный Крым еще в декабре 2016 года через крымскую лизинговую компанию ООО «Генлизинг». По мнению украинских волонтеров, компанию создали для обхода европейских санкций. Теперь украинцы пытаются получить комментарии у финской компании.
Конструкция моста уже начала разваливаться
В стране-агрессоре проект Керченского моста называют самым высокотехнологичным и современным. В конце августа оккупанты рапортовали, что завершили самую сложную стадию строительства Керченского моста – якобы огромная арка, весом 6000 тонн, была установлена на высоте 35 метров над уровнем моря. После этого было заявлено, что мост откроют для автомобильного движения уже в 2018 году, а для железнодорожных перевозок – в 2019 году.
Новая железная арка образует конструкцию длинной более 200 метров и достаточно высока, чтобы под ней могли проходить морские суда. Аналогичная арка для дорожного движения будет установлена и в следующем месяце. Мост преподносится как самая сложная строительная конструкция в истории России и будет стоить около $3,8 млрд.
Однако уже в первых числах сентября выяснилось, что опоры моста через Керченский пролив начали сильно проседать. Как сообщил блогер Илья Валиев, после монтажа железнодорожной арки керченского моста одна из опор просела на метр, а вторая опора – на полтора метра.
«Просадка опор моста до сих пор продолжается, поэтому строительные работы полностью остановлены. Строители надеются, что просадка опор остановится. Строителям приказали молчать о возникших проблемах», – написал Валиев. С тех пор по сегодняшний день, судя по фотографиям, которые периодические появляются в соцсетях, несмотря на все попытки скрыть информацию, арка продолжает висеть на тросах и пока неясно, что делать дальше.
Самый дорогой мост в мире, не на самый устойчивый
Как выяснилось, Керченский мост оказался в 3 раза дороже самого длинного в мире китайского моста. Так, в Китае за два года построили Даньян-Куньшаньский виадук между городами Шанхай и Нанкин. Его длина - 164,8 км, около 9 км моста было проложено над водной поверхностью.
По мосту проходит ветка высокоскоростной железной дороги. Проект стоил Китаю $1,46 млрд, на 1 м моста китайцы потратили в среднем $8,8 тысяч.
У россиян цифры намного интереснее. Если Керченский мост все-таки достроят, то его длина составит 19 км. При этом из бюджета страны-агрессора потратят около 228 млрд рублей (почти $4 млрд). Таким образом, 1 м крымского моста обойдется оккупантам в $209 тысяч.