Идет процесс затопления антрацитовых шахт на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Это угрожает не только экономическими потерями, но и глобальной экологической катастрофой, причем не только для Украины.
Как заявил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука, потерян контроль примерно над 50 предприятиями на оккупированных территориях. «Все антрацитовые шахты остановлены, начался неконтролируемый процесс затопления», - подчеркнул Тука в интервью «Гордону».
Он также отметил, что конкурентоспособные предприятия на оккупированном Донбассе взяты под контроль компаниями, которые принадлежат беглому украинском бизнесмену Сергей Курченко.
Как оккупанты гробили украинские шахты
Информация о том, что происходит на оккупированной территории поступает либо от разведки, либо от местный жителей в соцсетях. С самого начала оккупации в 2014 году появлялась информация о затоплении отдельных шахт. В августе 2014 года тогда еще первый замминистра энергетики и угольной промышленности Юрий Зюков заявил, что 9 шахт на Донбассе остановлены из-за затопления. Это были: шахта имени Мельникова, шахтоуправление «Луганское», ш/у «Октябрьский рудник» государственного предприятия «ДУЭК» и некоторые другие.
Сейчас же затопление шахт происходит практически повсеместно на оккупированных территориях. Еще в феврале этого года появилась информация о том, что российские кураторы на Донбассе приказали главарям боевиков так называемых «ДНР» и «ЛНР» прекратить откачку воды из всех местных шахт. Отмечалось, что именно Москва приказала затопить шахты, а не местные «начальники».
По предварительным данным глубоко затоплены и не подлежат дальнейшей эксплуатации такие шахты, как «Бутовская» и «Ясиновка-Глубокая» в Макеевке, «Моспинская», «Трудовская» и «Октябрьская» в Донецке, «Белореченская» в Лутугинском районе Луганской области, шахта имени Мельникова в Лисичанске, шахта имени Вахрушева в Ровеньках, шахта имени Коротченко в Селидово, шахта «Прогресс» в Торезе. Список увеличивается каждый месяц.
Недавно СМИ сообщали, что в «ДНР» собираются затопить все шахты Горловки и Енакиево к концу 2018 года. Закрывают даже успешно работавшие угольные предприятия без указания сроков возможного восстановления работы предприятий. 9 июня стало известно, что оккупанты отключают водоотливы шахт бывших объединений «Артемуголь» и «Орджоникидзеуголь».
Как писало издание NovaGorlivka в приказе отмечалось, что у «ДНР» нет средств на содержание остановленных и закрывающихся шахт в оккупированных городах. Перед тем, в январе 2017 года был остановлен водоотлив на шахте Карла Маркса (горизонт 875 м), водоотлив и на горизонте 500 м этого же угольного предприятия. На начало апреля нынешнего года уровень затопления на «Артемугле» и «Орджоникизе угле» составлял 300−350 метров.
Чем грозит Донбассу затопление шахт
Жители Донбасса знают, что если полностью остановить водоотливы, то оккупированные города ожидает реальное затопление. Кроме того, некоторые шахты несут серьезную угрозу после затопления «опасных горизонтов», причем не только экологическую.
В конце июня жители города Юнокоммунаровска под Енакиево несмотря на страх перед террористами, вышли на протест против затопления местной шахты «Юный коммунар». На многих местных шахтах оборудование порезано на металл. Перед тем террористы «добили» 2 шахты в Енакиево - Полтавскую и Енакиевскую, эта же участь ждет и «Юный коммунар».
Шахты от ядерных взрывов и с захороненными отходами
Она печально известна тем, что в 1979 году там устроили подземный ядерный взрыв. В результате под землей образовался так называемый объект «Кливаж» - капсула с радиоактивными веществами. Категорически нельзя допустить размытия капсулы, эту шахту нельзя затапливать, иначе будут необратимые последствия, по своим масштабам превышающие трагедию в Чернобыле.
Как заявил глава инициативной группы граждан, вода в шахте будет подниматься 9 месяцев до отметки 400, потом - еще выше.
«И поверхностными насосами ее не выкачаешь. Что там с этой водой - неизвестно, насколько она заражена радиацией, но когда вода из шахты выйдет на поверхность заражено будет уже, река Белая, заразит Булавинку, Булавинка Донец, Донец - Днепр, а Днепр в Черное море», - сказал он.
Нетрудно догадаться, что оккупантам "глубоко индифферентно", что будет происходит на Донбассе, будет ли здесь экологическая катастрофа, останутся ли люди без жилья на отравленной земле с ядовитой водой, погибнет ли вся Украина и Черное море.
Кроме того, затопление некоторых шахт опасно, так как с советских времен их использовали в качестве хранилища опасных отходов. Также шахтные воды выносят на поверхность соль, которая приводит к засаливанию подземных водных горизонтов и почвы. Така вода превращает все вокруг в безжизненные солончаки.
Еще одна беда Донбасса - горящие терриконы. Внутри них постоянно повышена температура, часто наблюдается и горение. Местные помнят трагедию 10 июня 1966 года, которая случилась в Димитрове. Тогда от террикона откололся горящий кусок в 33 тысяч кубометров. Смертельная "лава" сползла на соседний поселок и заживо похоронила десятки домов вместе с людьми.