Последний скандал с немецкими автопроизводителями начался с истории в еженедельнике Der Spiegel, который опубликовал статью о негласных производственных договоренностях Volkswagen, Daimler и BMW, которые существовали с начала 1990-х, пишет The Bloomberg.
Der Spiegel рассказал, как были сформированы рабочие группы для определения общих стандартов и специфики совместной работы. Например, как было придумано сделать резервуар дизельных двигателей относительно маленьким для того, чтобы больше места под капотом было доступно, если покупатель закажет более дорогостоящую модификацию.
Данное соглашение кажется наиболее зловещим из всех, ведь меньший размер топливного бака двигателя означает больше загрязнений окружающей среды, так как производители не могут заставить клиентов менять их так часто, как это необходимо.
Теперь считается, что именно данным соглашением можно объяснить недавнюю катастрофу с выбросами компании Volkswagen, а также длинный список проблем с дизельными двигателями, которые уже давно хотят запретить в некоторых европейских городах.
Этот скандал стал настоящим ударом для немцев, которые раньше гордились своим автопромом, ведь на него приходится 20% национального дохода и 18% экспорта. Это удар и для Ангелы Меркель, которая достаточно уютно чувствует себя на пантеоне немецкой политики в данный момент, практически не имея политических конкурентов.
Партия Зеленых, которая, вероятнее всего, не пройдет в Бундестаг на сентябрьских выборах, уже успела раскритиковать Меркель и Христианско-демократический союз Германии, к которому она принадлежит. В первую очередь их обвиняют в сокрытии автосговора.
Но, в чем именно заключается здесь преступная деятельность?
Данные компании уже давно открыто сотрудничают во многих сферах, включая покупку дворников для лобового стекла, инвестирование в разработку системы GPS и создание сети зарядных станций для электромобилей. Поиск соглашений и компромиссов во избежание необоснованных расходов является частью немецкой культуры, а не только практикой немецкого бизнеса. Это та черта, которая помогает соперникам объединяться во имя общенациональной цели.
Например, когда в Германии отменили государственное регулирование междугородных автобусных перевозок в 2013 году, возникшие компании сразу объединились в единого перевозчика, Flixbus, который сейчас контролирует около 71% рынка. В Италии, напротив, подобная либерализация привела к сегментации рынка.
Конечно, недостаток здоровой конкуренции может привести к злоупотреблениям. Четыре европейских производителя грузовиков Volvo-Renault, Daimler, Iveco и DAF были оштрафованы в прошлом году Европейской комиссией за то, что договорились между собой, когда начнут внедрять в производство технологии по снижению выбросов вредных газов.
Три главных немецких автопроизводителя делят лишь 36% всего европейского авторынка. Они постоянно конкурируют с японскими, французскими, британскими, корейскими и американскими производителями.
Если бы они все были объединены в один немецкий бренд, европейские регуляторы не обратили бы внимания на их внутренние попытки стандартизировать производство, так же как они не обращают внимание на концерн Volkswagen, который владеет Audi, Skoda, Seat и Porsche, и применяет к ним одни и те же стандарты.
Так, возможно, всем трем компаниям стоит объединится в одну, например, Deutsche Automobil AG, и все формальности для оправдания сотрудничества потеряют свою актуальность.