В Украине рынок труда постепенно стал выходить из кризиса. По данным Международного кадрового портала HeadHunter, за последние два года 52% украинцев имели стабильную работу.
Более того, с каждым годом конкуренция на рынке труда падает. К примеру, по итогам первого квартала 2017 года на 1 вакантное место претендовало 3 человека, хотя в прошлом году на 1 должность претендовало 4 человека. Однако для молодежи и людей без опыта работы картина несколько хуже. Им, чтобы устроиться на работу, нужно обойти пятерых конкурентов.
«То есть, чтобы найти себе работу, надо хорошо поработать над этим. Надо быть активным, потому что работодатели любят таких», - отметила специалист экспертно-аналитического центра Международного кадрового портала HeadHunter Украина Екатерина Криворученко.
Вместе с тем работодатели все же нацелены брать на работу молодых специалистов. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного представителями кадрового портала. В частности 59% работодателей из всех сфер занятости имеют программы стажировки для молодежи.
«Работодатели сегодня понимают, что им иногда, возможно, легче, а возможно, интереснее вырастить своего сотрудника. В частности в молодежи заинтересованы компании, работающие в ритейле, маркетинге, рекламе, СМИ и агросекторе. В этих отраслях происходит "информатизация, и теперь в комбайн, который стоит миллион, не посадишь человека, не разбирающегося в программах», - отметила эксперт.
Работников среди украинской молодежи ищет и представительство международной компании KPMG в Украине. В частности используя для этого сотрудничество с учебными заведениями и студенческими организациями.
«У нас есть специальный проект, который основан на базе КНЭУ, но мы не ограничиваемся исключительно этим университетом. Этот проект предусматривает проведение различных семинаров, лекций, форматов «кофе с партнером». Это все активности, которые направлены на то, чтобы продемонстрировать будущим работникам условия, в которых они будут работать, и познакомить их с будущими коллегами», - пояснила PR-менеджер компании KPMG в Украине Мария Кошутская.
Среди отобранных претендентов проводят конкурсы и олимпиады, на которых нужно решить и презентовать определенный кейс задач. Именно так своеобразно в компании проводят собеседования с молодыми специалистами. Основными требованиями к претендентам являются знание английского языка, глубокие технические знания и эрудированность.
Если специалист молод или не имеет опыта, то работодатели обращают особое внимание на его образование. Плюс молодому кандидату даст диплом национального вуза или университета с государственным уровнем аккредитации. 64% работодателей просят предоставлять им рекомендации. Причем, если это студент, подойдут также рекомендации от научного руководителя или заведующего кафедрой. Однако в кадровом агентстве предупреждают, этот документ лучше не подделывать, потому что в компании проверяют его правдивость. Однако одна из главных задач молодого претендента - правильно и грамотно написать резюме. Эксперты по подбору персонала отмечают, под каждую вакансию нужно создавать отдельное резюме, прописывать в нем навыки, подходящие именно этой должности.
Кроме того, работодатели очень ценят, если резюме занимает не более 2 страниц, в нем указано самое основное. Если у молодого специалиста нет опыта работы, то нужно указать в резюме все программы стажировки, научные конференции и тому подобное.
«Работодатели сегодня ориентированы на навыки соискателей, на их опыт. Поэтому даже если была какая-то работа не официальная, то стоит тоже указать, что такой опыт был, потому что резюме - это не трудовая книжка, и если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить, что вы учились, что-то делали, то этого уже достаточно», - советует Криворученко.
Также работодатели обращают внимание на хобби человека, так как оно характеризует его как личность и показывает, какой образ жизни он ведет. По словам экспертов, на первый просмотр резюме рекрутеры тратят не более 10 секунд. За это время они в первую очередь обращают внимание на соответствие должности, то есть соответствуют ли ваши навыки тому, что ищет компания, опыт работы и желаемый уровень заработной платы. Поэтому это все нужно прописывать в резюме на видном месте.
«Так как в резюме стажера писать особо нечего, особенно если это первое место работы, то мы предложили всем отослать нам видеорезюме. Здесь важно, насколько хорошо человек рассказывает о себе, как он говорит, как презентует себя, как рассказывает о своих планах, насколько он открыт», - отмечает HR-директор «1 + 1 Медиа» Лариса Брувер.
В компании тоже существует программа стажировки молодых специалистов. На каждую вакансию подбирается 3 стажера. Они 3 месяца стажируются в рамках конкретного подразделения. Двое лучших стажируются еще 3 месяца, лишь потом самого активного и талантливого трудоустраивают. Примечательно, что за время стажировки молодым людям платят от 5 до 10 тыс. грн.
Если студенту или человеку без опыта таки везет и его после собеседования берут на стажировку, не стоит сразу ожидать золотых гор. Хотя большинство компаний и платят зарплату за это время, однако она может в разы отличаться от зарплаты, которую получают сотрудники компании на аналогичных должностях.
«К тому же сейчас такая тенденция, что каждые 8 месяцев нам нужно что-то новое узнавать, приобретать новые навыки, чтобы мы были интересны работодателю, чтобы мы были конкурентоспособными», - добавила Криворученко.
Однако, согласно прогнозам, те люди, которые начнут работать в 2020 году, за свою карьеру сменят порядка 20 работодателей. Это говорит о том, что люди становятся гораздо более мобильными и больше внимания уделяют возможности самореализации на своем рабочем месте. А это уже европейский подход.