Принятый Верховной Радой закон №2029-а, который обязывает устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги не ниже экономически обоснованных, это не что иное, как реверанс нашего парламента в сторону Международного валютного фонда, потому что в действительности этот закон, по своей сущности, не решает ни одной проблемы. Такое мнение «Аналитической службе новостей» выразил директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко.
По его словам, в мире в целом, и в Европе в частности так принято - покупать продукцию по той цене, по которой она производится, но не дешевле, поэтому «МВФ дожал Украину в решении этого вопроса».
«До сих пор было как? Для крупных предприятий «Теплокоммунэнерго», которые обслуживают от 100 тысяч населения, тариф устанавливал нацрегулятор. Для маленьких городов и городков, где небольшое количество потребителей, тарифы устанавливает местная исполнительная власть органов местного самоуправления, - разъясняет Александр Сергиенко. - Если раньше установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня допускалось (в этом случае тот, кто устанавливает их, должен показывать источник компенсации разницы в тарифах), отныне этой лазейки в законодательстве нет».
Эксперт отмечает, что теоретически подход к решению проблемы международного кредитора на 100% правильный. Потому что тарифы меньше экономически обоснованного уровня - это не что иное, как дотация. Причем она предоставляется и бедным, и богатым.
«Более того, через дотацию выигрывают прежде всего богатые - у кого больше квартира, тот из общего котла получает большую долю дотации, это понятно. Поэтому принципиальная позиция МВФ и мировых кредиторов заключается в том, что никаких государственных дотаций быть не может», - говорит эксперт.
На самом деле, по словам эксперта, действующая в Украине методика установления экономически обоснованных тарифов ошибочна по самой своей сути, потому что используется затратный принцип, когда предприятие в тариф вкладывает все свои валовые расходы.
«В этом случае, - добавляет Александр Сергиенко, - монополист никак не заинтересован производить дешевую, экономически конкурентную продукцию. Так как рынка нет, конкурентов - тоже. Поэтому монополист идет к нацрегулятору, показывает там свои расчеты и говорит: вот есть методика, утвержденная Кабмином, там черным по белому написано учитывать все валовые расходы, я их все сюда записал - утверждайте! И доказать, что он что-то там приписал, практически невозможно».
По словам эксперта, правительство, олигархи, высшая власть делают реверанс в сторону международных валютных кредиторов, однако о хотя бы какой-то справедливости речь здесь не идет, так как механизм формирования тарифов у нас такой, что он в пользу монополиста. И в этих условиях наша страна никогда не станет экономически эффективной.
«Никогда не будет эффективным жилищно-коммунальное хозяйство, потому что границ для роста тарифов нет, а обосновать можно все что угодно. А те 24 миллиарда гривен, что правительство пообещало направить на субсидии для бедных, в конце концов тоже окажутся в кошельках монополий. Населению от этого на самом деле легче не станет, потому что даже стимула устанавливать счетчики или новые экономические батареи, стеклопакеты или современные газовые котлы нет: достаточно написать заявление на субсидию - и все», - сказал Сергиенко.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.