Вскоре при каждом министерстве, согласно Закону «О госслужбе», появится госсекретарь. «Это эволюционное решение. Институт госсекретарей дает преемственность и институциональную память в случае смены правительства или министров в результате выборов или переформатирования коалиции», - такое мнение высказал в комментарии «Аналитической службе новостей» (АСН) политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. При этом министры будут фактически политическими фигурами, определяющими курс, стратегию или концепцию той или иной отрасли, а госсекретари – администраторами.
«Если раньше госаппарат формировался на основе политического патронажа, когда политсилы, победившие на выборах, формировали не только коалицию в парламенте, но и разбирали по партийным квотах должности в министерствах, начиная с первых лиц и заканчивая директорами госпредприятий, входящих в сферу ответственности министерств, то с вступлением в силу нового закона «О госслужбе» такого не будет, - убежден политолог. - Министры будут задавать политический курс, то есть формировать концепцию и стратегию вверенной им отрасли и секторов. А административные, технические и технологические решения, которые бы приводили к эффективному функционированию этих отраслей, будут приниматься министерским аппаратом, коллегией госслужащих, работу которых будет координировать госсекретарь, назначаемый на пять лет»,- уточнил он.
Это значит, что с приходом нового министра не будет происходить кадровых встрясок и чехарды в том или ином ведомстве. Кадровый аппарат, сформированный из числа профессиональных карьерных госслужащих на конкурсной основе, будет относительно автономен и независим от политической конъюнктуры. Последняя может меняться от разного рода обстоятельств, в том числе от ситуации в парламенте, электоральных настроений и т.д., но это никак не будет влиять на стабильную работу госаппарата и монополию государства на принятие политических административных решений, как это было ранее, убежден Вадим Карасев.
«Госсекретарю, а не министру скорее всего будут также подчиняться руководители госпредприятий, которые находятся под министерством. При этом ожидается увеличение политического влияния министров и уменьшение влияния административного, аппаратного, кадрового, финансового (формирование и распределение бюджета). Это сфера ответственности госсекретарей. При этом ответственность за проведение реформ будут делить поровну министр и секретарь. Первый будет отвечать за избранный курс, другой – за технику его реализации», - предположил Вадим Карасев.
Позитивным, по мнению директора Института глобальных стратегий, будет также уменьшение политической коррупции в связи с введением института госслужащих. По словам Вадима Карасева, ранее политики, назначаемые согласно квотам на министерские посты, должны были финансово и ресурсно обеспечивать партийную кассу с отрасли. За этим очень внимательно следили так называемые партийные «смотрящие». Но в связи с обрезанием влияния и полномочий возможности министров будут ограничены. Они больше не смогут вмешиваться в оперативную и операционную деятельность министерства. Фактически министр – это политик, который не обязательно должен быть профессионалом в отрасли, но должен уметь задать политическую линию министерству. В качестве позитивного примера политика-министра Вадим Карасев привел Маргарет Тэтчер, которая занимала разные должности в теневом правительстве (занимаясь вопросами транспорта, энергетики, жилищного строительства, пенсий и госстрахования, образования), была министром просвещения и науки, а вскоре стала премьер-министром.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.