Правительственная стратегия развития экспорта богата цифрами, графиками и теориями. Но она не имеет никакого отношения к практике, которая намного динамичнее и ежедневно меняется. Чтобы разработать «рабочую» стратегию, не надо изобретать велосипед. И на это не требуется 100 дней, о которых заявляет правительство! Достаточно провести «брейн-шторм» среди компаний-экспортеров, как это сделал Союз украинских предпринимателей. Во время обсуждения мы выделили семь самых болезненных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются экспортеры и решение которых могло бы увеличить экспортные потоки. Мы их коротко сформулировали, и я передала их во время круглого стола с бизнесом вице-премьер-министру - министру экономики и торговли Степану Кубиву.
На мой взгляд, если правительство хочет помочь экспортерам, пусть лучше не мешает и снимет регуляторные препятствия ведения международной торговли. В частности, увеличит до 180 дней сокращенный вдвое срок возврата валютной выручки. У меня контейнер по Австралии идет 45 дней, оконные конструкции еще надо смонтировать... О каких 90 днях может идти речь?
Не добавляет гибкости бизнес-процессам и потребность обязательной продажи 75% валютной выручки на межбанке, а также ограничение покупки валюты 50 тысячами долларов, даже для компаний с миллиардными оборотами. Иногда доходит до парадоксов, когда предприятие вынуждено продавать валюту со своего счета, потому что так диктуют правила Нацбанка, а на следующий день стоять в очереди центробанка, чтобы купить ее дороже, чем ее пришлось продать накануне.
Хорошей поддержкой украинских экспортеров стало бы и создание Национального экспортно-кредитного агентства наподобие тех, которые действуют во многих развитых странах ЕС (Euler Hermes (Германия), COFACE (Франция), Saahi (Италия), Atradius (Нидерланды). Оно будет страховать украинские товары по иностранным контрактам и экспортные кредиты и сделки от политических и других видов рисков, кредитовать внешнеторговые операции, предоставлять госгарантии по экспортным кредитам.
Нужны также госгарантии на льготные целевые кредиты - под техническое переоснащение производства, приобретение нового высокотехнологичного и/или энергосберегающего оборудования. Это позволило бы разморозить банковское кредитование реального сектора экономики. Ведь сегодня оно недоступно из-за повышенных требований банков по покрытию рисков и обеспечению обязательств. По данным Независимой ассоциации банков Украины, в марте 2016 года объем «свободной» ликвидности, потенциально доступной для кредитования, достиг около 58 млрд грн. Но они недоступны из-за отсутствия страхования рисков.
Несколько инициатив есть у экспортеров Союза украинских предпринимателей и по таможне. Надо упростить бюрократические таможенные процедуры, фитосанитарный контроль и требования по сертификации. Чтобы таможенная стоимость импортного товара определялась по контракту (стоимостью операции), а не на усмотрение таможенника, а коды УКТВЭД - другими лицами, а не только работниками таможенной службы. Полное введение электронного документооборота между таможенными органами и субъектами хозяйствования позволило бы убрать дополнительные препятствия экспорта, сократить сроки и удешевить оформление продукции на поставку за рубеж.
По нашему мнению, уместно было бы установить прозрачный и безусловный порядок возмещения НДС с соблюдением срока возврата, без «ручного» администрирования. А также включать инвестиции в модернизацию и переоснащение производства сразу в валовые расходы, а не потом, путем начисления амортизации этих улучшений.
Стоит также поддержать предприятия машиностроения и легпрома, имеющие хороший экспортный потенциал и экспортирующие до 30% произведенного. Для них следовало бы предусмотреть льготные тарифы на газ, электроэнергию и аренду (два года с нулевой ставкой, последующие три - 50% рыночной ставки аренды).
Не помешает и поддержка в продвижении украинской продукции на внешние рынки и участие украинских компаний в международных выставках. Было бы логично, чтобы государство подписало соглашения с другими странами для уменьшения ввозной пошлины на украинские товары, как это сделали Сербия, Босния, Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Израиль, Мексика.
Украинским компаниям не надо бояться выходить на международные рынки, хоть это и страшно. Потому что это реальное развитие. Моя компания вышла на международные рынки два года назад, и я об этом абсолютно не жалею. Сегодня «Стеклопласт» экспортирует 10-15% от произведенного. Работаем на рынок Казахстана, Германии, Бельгии, Франции. На очереди - Азербайджан. В перспективе планируем увеличивать поставки на рынок ЕС, но регулирование государства пока не дает развернуться больше. Опыт работы на рынке ЕС показывает, что это сложный и конкурентный рынок, но он большой и перспективный. Если европейские производители делают окно за месяц, то мы - за три дня. Мы более гибкие и цепкие к работе в отличие от европейцев. Именно благодаря этому, а также конкурентной цене немцы недавно выбрали нашу, а не международную компанию для монтажа по их технологии купола на киевском ЦУМе. Моя мечта и миссия Натальи Еремеевой, а также команды Союза украинских предпринимателей - сделать так, чтобы в мире Украину знали как страну, где живут и работают профессионалы, и где производят качественную, достойную продукцию по хорошим ценам.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.