Вместо того, чтобы решить проблему доверия к исполнительной ветви власти, голосование в парламенте добавило к этой проблеме еще и очевидный уже кризис в законодательной ветви власти. Не вдаваясь в подробности, резюмировать этот процесс можно несколькими строками. Наличие правительства, не имеющего поддержки в парламенте, фактически тождественно его отсутствию для интересов страны, поскольку прямая зависимость структурных преобразований в отраслях государственного хозяйства неразрывно связана с принятием законов. Когда три коалиционные фракции поддерживают отставку правительства, то как можно говорить о том, что его законодательные инициативы будут приняты?
Поэтому к вопросу правительства теперь добавился еще и вопрос парламента. Для экономики страны это означает беспокойство финансовых институтов, инвесторов и, как следствие, давление на национальную денежную единицу и дальнейшую девальвацию. Займы международных кредиторов - тоже под вопросом, поскольку непринятие необходимых законов делает невозможным выполнение программы сотрудничества с МВФ. Отсутствие реформ в этом случае равнозначно отсутствию кредитов. А недостаток кредитов, займов, инвестиций - дефициту платежного баланса, падению ВВП, росту государственных расходов, необходимости во внутренних заимствованиях через механизм ОВГЗ и, как результат, - эмиссии, росту инфляции.
Так что одно срежиссированное для населения страны голосование в целом имеет деструктивные многослойные последствия. Наряду с этим некоторые информационные поводы без внимания оставить трудно. Так, выступая в парламенте the revenant, премьер отметил: «Нас критиковали за повышение тарифов, но мы должны были установить рыночные тарифы. Мы понимали, что миллионы украинцев не смогут заплатить по счетам, но эти люди получили субсидии, а богатые должны платить».
Тема субсидий и тарифов, а в особенности безрезультатных, некомпетентных и пустых спекуляций политиков в попытках «вырулить» на них или заработать себе дополнительные рейтинговые баллы, уже набивает оскомину. Не буду останавливаться на том, что весной в силу различных факторов они снова вырастут - как на тепло, так на газ и электроэнергию. Однако, что хуже всего, и об этом мало кто говорит, из-за девальвации гривни эти повышения, которые имеют место в течение последних двух лет, не достигнут своей анонсированной цели, а именно - рыночности и экономической обоснованности. Все потому, что их составляющие и размеры на регуляторном уровне привязываются к понятию «импортного паритета», а соответственно, рассчитываются в валюте. Как следствие - каждый пункт падения гривни по отношению к устойчивым валютам все больше отдаляет цифровые показатели тарифов от понятия рыночности. Не говоря уже о том, что сырье для производства услуг импортного происхождения напрямую зависит от курса.
Тема же субсидий неразрывно связана с нынешним новым трендовым понятием верификации. Для комплексного понимания проблематики и для подтверждения очередного «пустозвонства» в исполнении «светила» на трибуне ВР приведу выдержки из интервью главы профильного министерства, господина Розенко. На вопрос журналиста, считает ли он победой то, что треть населения получает субсидии, Розенко ответил: «В краткосрочной перспективе 2015-2017 гг. - да. Опыт многих стран свидетельствует, что неэффективность социальной политики при шоковом повышении цен приводит к бунтам. Мы избежали социальных бунтов... Но если через три-пять лет в системе субсидий останется более 5 миллионов семей, это будет провалом. В долгосрочной перспективе систему субсидий, безусловно, нужно трансформировать. Пересматривать нормы потребления, выводить людей из системы субсидий, повышая уровень их жизни».
Интересными также были высказывания господина Розенко об адресности субсидий и переводе их в наличные: «Сегодня средний размер субсидии колеблется от 500 до 4500 гривен. И, к сожалению, нет гарантий, что после монетизации люди с пенсиями по 1100 гривен заплатят именно за коммунальные услуги. Система отключения газа, электричества, воды за долги в Украине не действует из-за соответствующих мораториев. Кроме того, 35 миллиардов гривен, выделенных на субсидии, - не живые деньги, а на 90% клиринговые расчеты между поставщиками услуг (взаимозачеты платежных требований). Монетизированные выплаты требуют ежемесячного выделения людям наличности. Дополнительной нагрузки госбюджет не выдержит».
И о верификации: «В ближайшее время Минфин представит на заседании правительства порядок проведения верификации. Там будут ответы на вопросы условий, критериев, а главное - будут ли результаты верификации основанием для отмены соцвыплат». Кроме того, он отметил, что критерии для оценки, которые будет использовать Минфин при верификации, он пока не видел, и предполагает, что Минфин находится на стадии их разработки.
Какое резюме тут можно сделать? Повышение тарифов до уровня, который граждане из-за низких доходов не могут оплатить, - сознательный шаг, рассчитанный на 2-3 года. Понимая озлобленность и нищету потребителей, на этот период предложен «пряник» в виде субсидий. Иллюзии граждан о постоянстве «пряников» - фикция. В 2017 году этапы повышения тарифов до уровня условной экономической обоснованности и рыночности будут завершены. Следовательно, со второй половины 2017-го и в дальнейшем в течение 2018-го и последующих лет число получателей «печенек», по стратегии министерств, должно непременно сокращаться. Фундамент для сокращений закладывается уже сейчас, и при этом профильное министерство не участвует в разработке критериев для отмены социальных выплат. Этот процесс полностью отдан на откуп Минфину, а фактически - иностранным специалистам.
Наряду с этим, вероятно, стратегия на среднесрочную перспективу вывода населения из системы социальной помощи предполагала рост их доходов пропорционально росту экономики, и это было бы логично. Однако этот рост не случился в 2015-м и нет перспективы, что случится в 2016 году. А учитывая те деструктивные процессы, которые происходят в кулуарах власти, призрачным является и рост в 2017 году. В результате имеем очередную недореформу, которая включает в себя следующие основные моменты:
Итак, в полной мере проявляется ситуативность, а не стратегичность и комплексность управления правительством страной. При этом, чтобы создать положительный имидж и не побуждать массы к активному противодействию, выступлениям и митингам, информация подается порционно и исключительно в положительном свете. Но уже сегодня понятно, что в общем существующую в стране проблему это не решит.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.