Симптом (от греческого «случай», «совпадение», «признак») как термин понадобится нам для понимания сегодняшнего состояния Министерства здравоохранения Украины. Министр Александр Квиташвили представил стране план медицинской реформы и пообещал, что к сентябрю министерство введет Единую электронную систему, потом разработает механизмы расчетов медуслуг, внедрит базовые пакеты, ну и так далее. Во все эти обещания верится с большим трудом, но хотелось бы разобраться: это реальные планы Минздрава, пиар или еще что-то? Понять это лично мне помог один случай.
21 ноября на пресс-конференции Минздрава и РПР (Реанимационный пакет реформ) на тему «Реформируйся или умри: что делать с медицинской реформой в Украине?» выступил заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец и после пространной речи о тяжелом реформаторском пути министерства неожиданно сделал заявление об изменении вектора реформ на… модель управляемой медицины. Совпадение или нет, но после министра выступил автор этой модели, профессор Анатолий Галунов.
Историческая справка: в 2004-2005-м годах в г. Вознесенск благодаря твердой позиции мэра Ю. Гержова, стремлению к улучшениям главного врача ЦРБ Н. Гуменюка и разработкам проф. А. Галунова была внедрена модель управляемой медицины. Смысл этой модели в том, что с помощью специальных расчетов, оригинальных программ и системы анализа удалось улучшить управление финансовыми потоками и в несколько раз повысить эффективность медицинской помощи. Уже через год в Вознесенске получили первые плоды, но настоящий эффект модель дала через три года, когда при оценке показателей выяснилось, что качество здоровья населения этого региона в несколько раз превысило среднестатистические показатели по Украине. Сегоднямодель управляемой медицины внедрена и в г. Скадовск.
После конференции стало ясно, что Минздрав берет на вооружение вознесенскую модель. На мой взгляд, это правильно, потому что на фоне полного бреда (идей типа пилотных проектов, автономизации и разделения амбулаторной помощи) эта модель показала свою жизнеспособность и за десять лет существования дала хороший социальный, экономический и даже политический эффект.
Единственное, что смущает, - и министр, и замминистра, говоря об изменении взглядов на реформы и строя пошаговые планы, явно недопонимают смысл заявленных реформ, их суть и процессы предстоящих изменений. Это не удивительно, модель управляемой медицины слишком наукоемкая. В ней заложены канадские и европейские разработки, идеи одесских и киевских научных коллективов. В ней более десятка официально зарегистрированных, оригинальных авторских разработок и для ее понимания и внедрения необходимы знания в области медицины, экономики, права и информатики. Не хочу никого обижать, но руководящие кадры министерства по большей части подбираются не по профессиональному принципу, а по политической целесообразности, умению работать в бизнес-схемах или по очень личным мотивам. Потому и вознесенскую модель, носителем которой является профессор Галунов, в министерстве мало кто понимает.
Например, заявленное министром: к исходу сентября внедрить Единую электронную систему. Разве понимает министр, что это означает компьютеризацию каждого врачебного рабочего места? Обеспечение компьютером, принтером, интернетом, лицензионными и специальными программами, плюс обучение, плюс центральная база, аналитика и так далее. Процесс это длительный, рассчитывать нужно не на месяцы, а на годы. Стоимость такого удовольствия – приблизительно $5 в расчете на одного жителя обслуживаемой территории. В масштабах Украины понадобится $200 млн., или 5 млрд. грн. Где министерство их возьмет? Возможно, расчет на международную помощь, на гранты?
По инсайдерской информации, причиной кардинального поворота в сторону вознесенской модели стали именно денежные гранты. Международные доноры отказались выделять средства на проекты по автономизации, и Минздрав резко повернулся к той модели, которую в свое время те же доноры оценивали как самую рациональную и эффективную в условиях бюджетной медицины Украины. Вот почему министерство обратилось к профессору.
Все было бы ничего, если бы не один признак. За последние годы министры здравоохранения с завидным постоянством перед своим снятием обращались к вознесенской модели, как к соломинке, за которую они пытались удержать министерское кресло. Почти все последние реформаторы от медицины, нагородив всего и побольше, то с плотными регионами, то с семейной медициной, то с врачебным самоуправлением, после съедания выделенных на реформы средств в спешном порядке находили Анатолия Галунова с просьбой помочь на общественных началах с реформами, а потом ничего не успевали сделать в связи со снятием с должности.
И вот, сопоставив случай, совпадение и признак, берусь утверждать, что появился явный симптом того, что нынешний министр и его команда, скорее всего, уже долго не просидят. Это даже не пиар, это симптом агонии Минздрава. Надежды, к сожалению, часто питаются иллюзиями.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.