
Возможность прожить жизнь с пользой для себя и для общества — хорошая альтернатива политическим играм. Вот что по праву можно назвать общественной деятельностью. И хотя времена меняются, работа на благо общества не всегда по достоинству оценивается в нашей стране.
О ситуации в обществе, о переменах и не только в интервью «Аналитической службе новостей» (АСН) рассказали Анастасия и Насиб Рагимовы.
— Общественная деятельность отнимает безумно много времени, иногда и все время. Кроме своей основной занятости вы общаетесь с молодежью, выступаете экспертами. Каково лицо общественной деятельности сегодня?
Анастасия:
— Я себя никогда не называла общественным деятелем. Часто такой «общественный деятель» - это великий бездеятель. Или человек, отрабатывающий гранты и заказы. Этим многие прикрываются, живут в соцсетях, только там и проявляют свою активность. А в реальной жизни они не успешны.
В нашей жизни все иначе. Насиб — человек бизнеса. Он занимается в том числе и благотворительностью, но абсолютно не афиширует этого. У меня тоже есть своя работа: агентство политического консалтинга, свое издание. Для нас общественная деятельность — это не статус или приложение к имиджу. Это, если хотите, гражданская позиция — помочь тем, кто нуждается в помощи и защите. Каждый из нас добился определенного успеха в своей деятельности, поэтому сейчас, ощущая социальную ответственность, работаем даже в убыток своему бизнесу.
Насиб:
— К сожалению, это понятие сегодня нивелировано и дискредитировано. Общественная деятельность не должна становиться данью моде, желанием кричать громче всех пустые лозунги, которые не имеют ничего общего со стремлением изменить что-то к лучшему, помочь кому-то.
— У каждого из вас своя сфера деятельности: бизнес, политика, общество. И все же что натолкнуло вас на мысль объединить силы и вместе двигаться вперед в одном направлении?
Насиб:
— Прежде всего, конечно же, нас объединила любовь. К тому же мы оба переживаем за судьбу страны, ее граждан, верим в торжество справедливости.
Анастасия:
— Когда любишь человека, любишь и то, чем он занимается. И ничто так не объединяет, как общее дело. Если бы меня не было в политике, может, Насиб, не афишируя, как и до этого, занимался бы благотворительными проектами и бизнесом. Без публичности, которая часто мешает. Тем более в стране, плохо экономически развитой, где столько социально незащищенных граждан.
Насиб:
— Чуть больше года назад я даже представить не мог, что начну когда-то заниматься политикой. Скажу вам больше: политику я просто ненавидел. Сегодня же считаю, что обязан быть рядом с Настей, помогать. Наша цель — большая политика. В ближайшее время мы планируем создать партию.
— Это будет поддержка какой-то уже существующей политической силы или же абсолютно новая команда, с новой стратегией и новыми лицами?
Насиб:
— В этом решении точку мы еще не поставили.
Анастасия:
— Пока думаем. Если не изменится избирательное законодательство, примем участие в следующих парламентских выборах как самовыдвиженцы.
— То есть будучи самовыдвиженцами легче продвигать свои интересы?
Насиб:
— Хотелось бы вас поправить — не свои интересы мы стремимся продвигать, а интересы простых украинцев. Но считаем, что просто придумывать бренд и прятаться в партийных списках неправильно. Люди должны голосовать за конкретного человека, чтобы знать, с кого можно спросить. Уверен, большая часть парламентариев никогда бы не оказалась в ВР, если бы списки были прозрачными. Многие из сегодняшних народных депутатов не на своем месте.
Анастасия:
— Действительно, люди часто отдают свои голоса какому-то бренду, поддерживают лидеров партий. И не смотрят, кто прячется за спинами этих лидеров. Это сегодня огромная проблема. Особенно на выборах в органы местной власти.
Люди часто отдают свои голоса какому-то бренду, поддерживают лидеров партий. И не смотрят, кто прячется за спинами этих лидеров
— Часто ли сталкиваетесь с недостатками публичности?
Насиб:
— Особо мы по этому поводу не переживаем. За человека всегда говорят его дела. Скрывать нам нечего, как, собственно, и бояться.
Анастасия:
— Вы знаете, человеческая психология построена таким образом, что негатив вызывает больше внимания, чем что-то хорошее и полезное. Часто люди норовят узнать подробности из личной жизни, нежели о том, какая помощь была оказана детским домам, больницам и так далее. Собственно, на этом и строят свои рейтинги масс-медиа. Это в некотором смысле огорчает. Но как бы то ни было — всегда есть «конкретно» личное, а есть то, чем охотно делишься.
— Анастасия, вместе с командой единомышленников вы занимаетесь коррупционными расследованиями. Как все происходит?
— Сразу отмечу, я не занимаюсь этим на заказ. В силу работы и круга знакомств получаю инсайдерскую информацию. Если вижу, что есть предмет для расследования, то вместе с друзьями (у нас есть творческая группа) начинаем действовать.
— Похвастаться результатами можете?
— Цель — не пропиариться или лоббировать чьи-то интересы, а предоставить информацию правоохранителям, в частности Антикоррупционному бюро, Антикоррупционной прокуратуре. И проследить, чтобы дела не были спущены на тормозах. Цепочка зла должна прерваться. Если я увижу, что соответствующие органы не работают, тогда предам все огласке. Сейчас же идут следствия. Пусть люди работают. Не надо им мешать. Проблема не должна тонуть в скандалах. Пока же людей кормят зрелищами: чтобы отвлечь их от мысли, где достать кусок хлеба.
Цель — не пропиариться или лоббировать чьи-то интересы, а предоставить информацию правоохранителям, в частности Антикоррупционному бюро, Антикоррупционной прокуратуре. И проследить, чтобы дела не были спущены на тормозах
— Насиб, как вы к этому относитесь?
— Я всячески поддерживаю такие инициативы. Это правильное и полезное дело, и я, конечно, буду помогать. Ведь итоговая цель этих расследований — не только восстановить справедливость, но и стимулировать реформирование, с одной стороны, правоохранительных органов и судов, а с другой — и общественного сознания. Люди не должны думать, что чиновнику можно все, ему все сойдет с рук. Круговой поруки быть не должно. Иначе это замкнутый круг.
— А что скажете об отечественных медиа?
Насиб:
— Если медиа рассматриваются исключительно как источник дохода — это уже не СМИ, а агитационная площадка. К сожалению, в Украине СМИ — это бизнес-проекты или рычаги для манипуляционного влияния на общественное мнение.
Анастасия:
— В Украине, к сожалению, нет качественных и по-настоящему влиятельных медиа. Посмотрите, как работают политические обозреватели TheNewYorkTimes или DerSpiegel. Во-первых, у них нет политических амбиций. Более того, они могут влиять своими замечаниями на судьбу того или иного политика. У нас же политические журналисты сами стараются сделать политическую карьеру.
У меня есть глянцевое издание. Поэтому часто слышу вопросы: «Вы чьи?», «Под кого будете делаться?» Если бы я рассматривала журнал как основной бизнес, пришлось бы наполнять его контентом «правильно».
Отечественный медиа-рынок поглощен финансово-промышленными группами. Даже если появляется небольшое издание, оно или не выживает, или же его поглощает информационный концерн. Самостоятельных игроков часто не замечают, к сожалению.
Знаете, эта проблема не только в СМИ. Информированные люди многим неудобны. Ведь управлять ими сложно.
Насиб:
— Тут стоит вспомнить еще одну проблему — отсутствие преемственности. Прописная истина: молодежи нужно передавать свой опыт. Но этого и не хотят, и не умеют делать.
— Перспективная молодежь уезжает из Украины. Есть вероятность, что она вернется в родную страну?
Анастасия:
— У меня сомнения на этот счет. Человек, сумевший закрепиться, уже не возвращается назад.
Чтобы возвращались, нужно внутри страны создать хорошие условия жизни. Как минимум обеспечить первым рабочим местом и наличием перспективы карьерного роста.
Насиб:
— Людей не просто можно, а необходимо вернуть. И при этом дать им возможность открывать свой бизнес, обеспечить отсутствие бюрократической волокиты, провести реформу правоохранительной системы. Чтобы вернуть веру и перестать жить ожиданием только негатива. Тогда, возможно, и в правительстве будут работать наши сограждане, а не иностранцы.
— Какое пожелание вы хотели бы передать украинцам?
Насиб:
— Прежде всего помнить, что источником власти в нашей стране является народ. Поэтому нужно не оставаться равнодушными друг к другу, к ситуации в стране, быть социально активными и социально ответственными. Только проявив волю и решительность, объединившись, мы сможем изменить положение дел.
Анастасия:
— Наверняка многим уже надоело жить как в болоте — когда ситуация только ухудшается и кажется, что просвета нет. Но если оставаться в стороне и жить лишь ради себя — ничего не изменится. Нужно искать единомышленников, пути решения и претворять изменения в реальность. Ну и хотелось бы, чтобы власть наконец осознала свою ответственность и начала действительно работать во благо.