Лента новостей
Выбрать все
Фильтровать тематики Выбрать
26 Июня
Лента новостей
Выбрать все
Фильтровать тематики Выбрать
26 Июня

Дмитрий Шимкив: В Украине должны соревноваться политические партии, а не кланы

01.12.2015, 12:37 Дарина Шварцман, фото Виктора Ковальчука, АСН Печать
Дмитрий Шимкив: В Украине должны соревноваться политические партии, а не кланы

Дмитрий Шимкив в большую политику пришел из бизнеса. В июле 2014 года он покинул пост генерального директора «Microsoft Украина» и стал заместителем главы Администрации Президента по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ, однако до сих пор больше похож на бизнес-топ-менеджера, чем на типичного украинского чиновника-бюрократа.

Об обысках в IT-компаниях, дальнейшей судьбе электронных петиций, а также о том, когда в Украине наконец-то появится полноценное электронное управление, введение которого снимает ряд спровоцированных бюрократическим механизмом проблем, Шимкив рассказал в интервью «Аналитической службе новостей» (АСН).

— Дмитрий Анатольевич, в последнее время в стране слишком пристальное внимание к IT-бизнесу. Более того, силовыми структурами был проведен ряд обысков, когда изымались серверы. Вы же утверждаете, что это преступление против национальных интересов, которое повлечет за собой подрыв имиджа одной из наиболее привлекательных отраслей...

— Сейчас я очень тщательно изучаю это дело, стараюсь во всем разобраться. У нас уже есть материалы Службы безопасности Украины и Государственной фискальной службы. Но чтобы сделать какие-то выводы, нужно еще дождаться материалов Министерства внутренних дел. Однако у нас уже есть определенные замечания к правоохранительным органам.

Во-первых, почему для получения разрешения на обыск судьи выбирают одни и те же суды. Во-вторых, мы видим часто некорректное поведение правоохранительных органов по отношению к сотрудникам тех компаний, где проводятся обыски. В частности применяется сила, чего не может быть априори. Когда к талантливым людям приходят «матросы железняки» и пытаются работать гэбистскими методами, это недопустимо. Вне всякого сомнения, такие действия влияют на имидж Украины, прежде всего на возможность размещения заказов, не говоря уже о том, что это прямое преступление против поступления валюты в нашу страну.

— Но даже если предположить, что силовики в чем-то неправы, обыски же небезосновательны? Возможно, стоит более четко прописать правила игры на рынке IT-индустрии, чтобы у айтишников не возникало недоразумений с представителями власти?

— Сразу хочу отметить, что в отдельных компаниях обыски были безосновательными. Однако в некоторых основания для обысков, к сожалению, были. Например, случается, что на серверах определенных хостеров находятся сепаратистские сайты. При этом они знают о содержании таких сайтов и продолжают получать деньги за хостинг. Но в таком случае они автоматически становятся соучастниками преступления и должны это понимать.

Такие факты есть, они доказаны. Сделать это несложно. Кроме того, у нас есть финансовые компании, которые перестали проводить транзакции с территории сепаратистов, а есть и такие, которые продолжают это делать, говоря при этом, что «деньги — это деньги». Поэтому когда возникли проблемы, они начали заявлять, что оказывается давление на их бизнес. Но здесь на самом деле происходит подмена понятий.

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— Тогда какие претензии к правоохранительным органам?

— К ним много вопросов. В частности, на каких основаниях проводились обыски, почему просто нельзя было скопировать данные с серверов, если закон предусматривает такую ​​возможность? Если у правоохранительных органов нет для этого ресурсов, то это уже их проблема. Поэтому тут на самом деле важно защитить честный украинский бизнес, дающий работу профессионалам, интеллектуалам, которые зарабатывают большие деньги и приносят стране валюту.

Кроме того, им необходимо создать надлежащие условия труда, иначе специалисты просто вынуждены будут эмигрировать. Сейчас работает много программ в Западной Европе, США, Канаде, к которым с удовольствием привлекают наших специалистов. Поэтому очевидно, что попытки правоохранительных органов вытеснить интеллектуальный потенциал украинского общества за границу — это уничтожение национальных интересов.

— Но специалисты уезжают за границу не только из-за обысков. Причем речь идет не только об айтишниках, но и о представителях других профессий. Как это остановить?

— Ясно, что не из-за обысков — глобальная миграция будет всегда. Люди из Дании, Швеции, Канады, например, едут работать в Таиланд, Сингапур, Китай. Это абсолютно нормально. Но когда внутри страны создаются условия, при которых люди не могут работать нормально, даже если платят все налоги, то есть делают все прозрачно, это ненормально.

— Тогда как наладить диалог между контролирующими органами и IT-бизнесом?

— Очень просто. Контролирующие органы сначала должны объяснить, почему они в определенных абсолютно законных бизнес-моделях видят похожую модель по отмыванию средств. Сначала придите, посмотрите, как люди работают, а потом уже делайте выводы.

— Но как контролирующим органам проверять бизнес?

— Если есть постановление на обыск, правовые основания, — давайте садиться и разговаривать, а не крушить все и изымать серверы. К тому же правоохранители не понимают, что на современном сервере может находиться не один сервер, а пятьдесят. Поэтому там могут быть данные, не относящиеся к делу. Мы же цивилизованная страна, поэтому и решать все нужно правовыми методами.

Когда я был директором «Microsoft Украина», неоднократно получал письма от правоохранительных органов с просьбой предоставить доступ к скайпу. Но они не получили ничего. Знаете, почему? Потому что есть международные правовые отношения, есть определенные позиции компании по защите персональных данных. Дело в том, что нашим правоохранительным органам следует понять, что методы, которыми они работают, — это консервативная, нетолерантная, закрытая модель страны.

Нашим правоохранительным органам следует понять, что методы, которыми они работают, — это консервативная, нетолерантная, закрытая модель страны

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— Вы будете что-то делать, чтобы как-то разрешить этот конфликт?

— Одна из основных задач, которую я ставлю сейчас перед собой, — сделать так, чтобы высокие технологии стали приоритетом в развитии страны. Но речь идет не о декларации — это должно быть закреплено конкретным юридическим документом. Именно над этим мы сейчас и работаем.

— На ваш взгляд, опыт каких стран в этой сфере может быть интересен Украине?

— Нельзя брать за основу только одну страну, необходимо ориентироваться на несколько моделей. Например, есть интересный опыт Израиля по привлечению инвестиций и созданию R&D-центров. Можем рассматривать как пример опыт Скандинавии по разработке и использованию e-government. Некоторые интересные модели аутсорсинга есть в Индии, Беларуси, Китае.

— Вы упомянули об электронном управлении. В отдельных министерствах и ведомствах уже используют экспериментальные системы. В АП электронный документооборот уже работает. Но почему у нас до сих пор так и не создана целостная система e-government?

— Потому что нет одного ответственного в правительстве на уровне министра. Если есть один ответственный, то он уже непосредственно разрабатывает план и реализует его. Сегодня у нас шесть различных ведомств занимаются информатизацией. По сути, это значит, что никто. А если будет один ответственный, то работа в этом направлении в любом случае будет продвигаться.

Вообще внедрение IT-сервиса — это действительно не проблема. Когда мы пришли в АП, там ничего не было. А сейчас уже есть инфраструктура, инструменты работы для современного офиса. Однако мы постоянно дорабатываем, допрограммируем, конфигурируем, учим людей. Это не одного дня дело.

— Кто должен назначить ответственного?

— Должно быть решение парламента.

— Вы не хотите взять на себя эту ответственность?

— Это зависит от коалиции.

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— Сколько времени нужно, чтобы создать и внедрить электронное управление?

— В Администрации вся инфраструктура была создана командой из пяти человек за четыре месяца. Сейчас мы готовы предоставить нашу систему любом министерству. Даже готовы написать очень четкие объяснения с поправкой на их инфраструктуру. Развертывание системы должно занять до недели, а дальше — обучение. Но для этого в каждом министерстве должен быть человек, который бы отвечал за это, и единый координационный центр в государстве, который бы контролировал такое внедрение.

Инструментально, чтобы внедрить электронное управление, не нужны бешеные деньги и масса времени. На нынешнем этапе развития, учитывая ограниченность государственных финансов, мы предлагаем не закупать для государства серверы, или закупать только в исключительных ситуациях. В будущем должен появиться государственный Data-центр, но сейчас тратить кучу денег на систему строительства, охлаждения, энергообеспечения, систему управления, охрану и т.д. — это достаточно неэффективно. Инвестируя 10-15 миллионов долларов, реальную выгоду получим только по окончании строительства и ввода в эксплуатацию, и то не сразу. К тому же загруженность системы будет примерно 15-30%. С точки зрения эффективности и сбережения государственных средств по примеру многих стран современного мира можно использовать облачные технологии, с которыми мы действительно можем стартовать немедленно.

Далее необходимо будет создать единую базу госслужащих и заменить всю бумажную документарную систему. Это все делается, это не фантастика. Для этого нужен единый орган, который как раз и начнет ломать старую систему и создавать новую.

— Какова польза для рядового украинца от электронного управления?

— Первое — если у вас есть электронный документооборот, то вы очень просто можете найти любое обращение, документ, находящийся в государственном органе власти. Можете посмотреть, кто над ним работает, сколько времени. То есть госслужащий будет понимать, что его информацию могут посмотреть, его контролируют — это и есть общественный контроль. Таким образом он будет пытаться работать быстрее и эффективнее.

Второе — аналитика. Можно будет проследить, по каким вопросам обращаются чаще всего. Третье — создание внешних сервисов для граждан, которым будут предоставлять определенные услуги. И самое главное, что ничего невозможного в создании e-government нет. Прежде всего нужны желание и возможность работать над этим. А финансировать готовы европейцы.

— То есть инвесторы уже есть?

— Да. Но деньги они выделят, только если будет Leadership.

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— Что касается петиций. Это очень интересный механизм. Однако учитывает ли Петр Алексеевич их хоть как-то в своей работе? Например, при планировании своей стратегии. Или это просто декоративный механизм и с ними работает только аппарат АП?

— Нет. Учитывая ограниченность времени на ответ, мы, увидев, что петиция наберет 25 тысяч голосов в свою поддержку, запускаем внутри различных ведомств процессы для анализа материалов на тему, которую затрагивает конкретная петиция. Так мы можем быть уверены, что ответ будет предоставлен вовремя и с учетом всех аналитических данных.

Президент на самом деле очень активный интернет-пользователь, пользователь социальных сетей. Он сам наблюдает за тем, какие петиции появились и чего хотят украинцы.

Президент на самом деле очень активный интернет-пользователь, пользователь социальных сетей. Он сам наблюдает за тем, какие петиции появились и чего хотят украинцы

— То есть Президент с ними лично знакомится?

— Безусловно. Электронные обращения украинцев не остаются без внимания главы государства. Он подробно знакомится с теми, которые мы подаем на рассмотрение. Если говорить о механизме прохождения петиций, то все выглядит примерно так: мы делаем докладную с предложениями по ответу. Президент очень часто лично пишет какие-то замечания, иногда даже возвращает на доработку, когда ответ плохо подготовлен. То есть я хочу сказать, что Президент с петициями работает — это факт.

У нас была интересная ситуация с петицией по Дарту Вейдеру. Были идеи ответить шуткой, но когда проанализировали голосование за нее, то увидели, что произошла закрутка голосов россиянами. Кому отвечать? Россиянам? Поэтому мы дали очень сухой ответ, без эмоций.

— Президент сам за петиции голосует?

— Этого, к сожалению, не знаю.

— А вы?

— Конечно. Я лицо политическое: если петиция меня заинтересовала, стараюсь, чтобы мое видение присутствовало через мою семью или людей, с которыми поддерживаю дружеские отношения. Для меня вообще важно, когда петиция набрала нужное количество голосов, защитить ее. Но только если эти голоса не накрученные. Кстати, от этого зависит и ответ. Будет он подробным, эмоциональным или — в случае манипулирования с голосами — сухим и коротким.

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— Вы говорили, что больше двух тысяч петиций не было опубликовано на сайте. Почему? Каких проблем они касались?

— Как правило, это петиции с нецензурной лексикой, с призывами к свержению конституционного строя, с оскорблениями в адрес различных политических лидеров. Соответственно это не публикуется, поскольку запрещено законом. Но я рад, что таких петиций мало. Большинство — действительно то, о чем люди думают и что их волнует.

— Многие недовольны интерфейсом сайта, потому что он не очень удобный. Будет ли он модернизироваться?

— Мы думаем об этом. Но у нас ограниченный ресурс, ведь большая часть человеческих ресурсов идет на защиту. Мы пытались интерфейс петиций сделать в том же стиле, что и сайт Президента. Очень часто просят объединить петиции. Но это невозможно. Ведь это два разных человека подали две разные петиции. Надо понимать, что петиция — это инструмент активной демократии. Человек должен принимать решение, если такая петиция уже есть, то лучше поддержать ее, чем создавать свою альтернативную и конкурировать. Можно сказать, что таким образом мы учимся демократии.

— Если говорить о демократии... Например, в Эстонии люди могут видеть рабочую электронную переписку всех чиновников. Может, и в Украине следует ввести такую ​​практику?

— Я не думаю, что это правильно, потому не сторонник такой практики. Есть вопрос внутренних корпоративных взаимоотношений. Вся переписка должна быть на украинских серверах, а правоохранительные органы в случае необходимости должны иметь доступ к этим серверам. Это нормально, это европейская практика. Но при этом должна сохраняться конфиденциальность переписки. Если открыть переписку чиновников, ее могут использовать для создания искусственных конфликтов. Есть так называемые e-mail-войны, когда люди пишут гневные письма внутри организаций. Более того, кто-то может написать очень резкий e-mail. Вывешивать это как простыню — плохой шаг по отношению к работникам, к коллективу.

Если открыть переписку чиновников, ее могут использовать для создания искусственных конфликтов

— В Администрации Президента стоит лицензионное программное обеспечение?

— У нас есть часть программного обеспечения, лицензию на которое мы только планируем приобрести. Это закладывается в бюджет на следующий год. Большую часть лицензионного программного обеспечения приобрели в этом году. В частности, весь back-end, то, что касается серверного программного обеспечения, обеспечивающего инфраструктуру. Владельцы ПО понимают, что у нас есть ограничения государственного бюджета, поэтому идут навстречу.

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— Как часто вы общаетесь с Петром Порошенко лично?

— Это зависит от обстоятельств. Бывают дни, когда несколько совещаний, а бывает, что несколько дней проходят вообще без моего участия. Все зависит от тематики. Моя тема — это инновации, координация реформ.

— У вас есть советники, помощники?

— Конечно. У нас есть проектный офис реформ, созданный для поддержки Национального совета реформ. Финансирование предоставляется ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития). Люди получают заработную плату официально, платят налоги. Соответственно для взаимодействия между органами власти они имеют статус советников Администрации.

— То есть зарплату они получают не от государства?

— Правильно, не от государства, но статус советников им необходим. Тем более, это условие предоставления финансовой поддержки ЕБРР. Они являются советниками Национального совета реформ.

— Если не секрет, какую зарплату получаете вы лично и довольны ли этой суммой?

— Нет, не доволен. Сейчас с надбавками получаю 20 тысяч гривен. Например, недавно мне узаконили знание английского языка, которое до этого не подтверждалось государственными стандартами. Если сравнивать мою нынешнюю зарплату с моими прошлыми доходами, то это намного меньше, в десятки раз. Однако по сравнению с доходами в среднем по Украине это нормальная заработная плата.

Если сравнивать мою нынешнюю зарплату с моими прошлыми доходами, то это намного меньше, в десятки раз. Однако по сравнению с доходами в среднем по Украине это нормальная заработная плата

— Поговаривают, что в АП еще дополнительно доплачивают. Это правда?

— Нет. Кто доплачивает? Мы не доплачиваем.

— Почему Администрацию Президента обнесли забором?

— Было несколько ситуаций, которые послужили причиной для таких действий. Существовала реальная угроза, особенно для нижних этажей. Поэтому выполнены рекомендации команды охраны и введено ограничение, но проход свободен. В окно моего кабинета на первом этаже можно закинуть что угодно.

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— А у вас окна не бронированные, как у генпрокурора?

— Нет, обычные. Я был против решения поставить вокруг АП забор, но на вопросы безопасности не влияю. К тому же в большинстве стран офис главы государства также огражден. Посмотрите на Белый Дом, Дуанинг-стрит. Они построены таким образом, что непосредственно подойти к зданию на расстояние, с которого можно что-то бросить, невозможно.

— Сколько времени в неделю вы работаете?

— Давайте вместе посчитаем. В среднем мой рабочий день начинается в 10:00, а заканчивается в полночь. Получается не менее 12:00 в день, иногда — 13-14. И так — пять дней в неделю плюс суббота. Так что в итоге получаем около 70 часов в неделю. Хватает ли на себя и на семью? У меня один выходной день — воскресенье, которое я посвящаю исключительно семье. Когда мне кто-то пытается назначить встречу на этот день, отказываю. Всем.

— Даже Президенту?

— Петр Алексеевич — это исключение. Но у него у самого большая семья, поэтому он понимает, насколько важно отцу быть с родными. Мне нужно общаться с детьми, у которых как раз такой возраст, который требует моего участия в их воспитании. Поэтому воскресенье — это их день.

— Не жалеете, что выбрали политику, отказавшись от бизнеса?

— Иногда действительно скучаю по бизнесу, по скорости принятия решений, инновационностью, по использованию современных технологий. Я привык всегда работать на острие инноваций, а здесь мы в некоторых вопросах значительно отстаем. Поэтому реально скучаю по креативной среде, где гораздо проще. Но, опять-таки, моя нынешняя работа — это возможность влиять на развитие страны, и для меня это большая ответственность. Я согласен с Борисом Ложкиным в том, что это немного напоминает армию, куда нас призвали, — и мы служим.

Дмитрий Шимкив, интервью АСН (Украина), Аналитическая служба новостей

— Если использовать привычную для большинства украинцев пятибалльную шкалу, то какую бы оценку вы себе поставили за работу?

— Наверное (задумался. — Авт.), четверку с минусом. Можно было бы сделать больше: где-то не смогли, где нас ограничили, где-то не хватило полномочий... Однако уровень достижений не может не радовать. Мы запустили 3G, проектный офис, открыли данные, ввели петиции, электронное управление и инфраструктуру в АП, построили ситуационную комнату по аналогии с Белым домом для Президента с аналитиками, запустили Нацсовет реформ и уже провели 14 заседаний. Конечно, и система ProZorro. Сейчас этим занимается Макс Нефедов и его команда. Также 2016 год мы провозгласили Годом английского языка. Я модерировал дискуссию относительно закона о закупке лекарств через международные организации. Есть конкретные вещи, которые лично для меня являются результатом.

В то же время определенный пласт работы не сделан. Например, не устраивает движение в антикоррупционных, судебных вопросах. В пассиве есть сложные политические переговоры. Очень сложно с выполнением коалиционного соглашения. Непростой иногда происходит диалог с парламентом, с Кабмином. Но я остаюсь оптимистом и верю в Украину, в то, что развитие абсолютно реально. Мы — очень молодая страна с точки зрения политической культуры. Со временем в Украине должны начать соревноваться политические партии, а не политические кланы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции


По теме
Политика Топ-3 Петра Порошенко 24 Мая
18:42

Топ-3 Петра Порошенко

Топ-3 Петра Порошенко Два года назад Петр Порошенко триумфально победил в первом туре президентских выборов. Если бы сейчас ему пришлось снова бороться за голоса, борьба была бы сложнее. Ведь рейтинг Порошенко хоть и выше, чем у конкурентов, но серьезно упал - более чем в пять раз. И, как свидетельствуют данные опроса Центра Разумкова, проведенного в конце апреля 2016-го, составляет уже не 54,7%, а всего 10%. Почему так? Каковы основные достижения и провалы Порошенко? Что его ждет дальше? Разбиралась «Аналитическая служба новостей» (АСН). Конец эйфории Александр ПалийПолитический эксперт Александр Палий убежден, что все-таки Порошенко есть чем гордиться. В частности, основные достижения Петра Алексеевича - это удержание государственности при внешней агрессии, укрепление армии, восстановление экономического роста, которое продолжается уже полгода. «Удержать государство - это значит спасти жизнь от разрушения миллионам. Многие этого еще не оценили. Армия у нас получила нормальное обеспечение и добилась серьезных успехов, даже еще в 2014 году. Отвоевывание двух третей территории Донбасса - это, безусловно, заслуга и верховного главнокомандующего», - считает он Палий говорит, благодаря Порошенко наконец-то есть экономический рост, который хоть и только начался, но вселяет оптимизм и в государстве, и вовне, потому что означает, что если Украина растет во время войны, то все у нас будет хорошо. «Это колоссальные достижения, масштабы которых пока не все понимают, потому что большое видится на расстоянии», - добавил Палий в комментарии АСН. Что же касается трех его главных проблем, то, по словам Палия, это медлительность и постепенность судебной реформы и реформы прокуратуры. «Реформировать все сразу гораздо легче, чем постепенно отдельные сферы - кажется, это понимание только сейчас приходит к Порошенко. Еще были кадровые ошибки, в частности при назначении предыдущих генпрокуроров. Но были и кадровые успехи. А главная проблема - что не посажена ни одна «большая акула» предыдущего режима и коррупции. Хотя такого количества арестов коррупционеров, как сейчас, у нас никогда не было. Однако люди хотят почувствовать, что справедливость есть для всех, и нет никаких договоренностей и права нарушать закон ни для кого. Мы понимаем, что иногда политически выгодно (порой даже для государства) не сажать воров, а держать их зависимыми, но люди не хотят понимать такую политику», - говорит политолог. Палий считает, что падение рейтингов Порошенко обусловлено окончанием периода эйфории. «Рейтинг Президента входит в нормальное русло. Исходя из сегодняшней ситуации, Порошенко вполне может выиграть следующие президентские выборы, благодаря тому, что люди рассмотрят, поймут, что могло быть намного хуже, поймут, кто причастен к вытягиванию страны из катастрофы. А кроме того, Порошенко легче из-за того, что его конкуренты пока хуже него», - пояснил свою точку зрения эксперт. Он добавил, оппоненты Порошенко - популисты (Тимошенко, Ляшко и т.д.) и Москва и ее агентура - в Украине: «Конечно, они заинтересованы в дестабилизации государственного механизма. Но сделать это не так-то просто, когда украинский народ набрался политического опыта, а все государственные институты функционируют и мало-помалу, со скрипом, но улучшаются». Время на ответы Евгений МагдаВ свою очередь политолог Евгений Магда подчеркнул, что у нас часто забывают, какими были предыдущие президенты: сравнивают этого с этим, а не с тем, кто был раньше. А годовщина избрания Порошенко Президентом - это возможность подумать и начать воплощать обещания в жизнь. «Общество сильно изменилось после 2014 года, после Революции достоинства. Понятно, что нужны ответы на важные вопросы. И надо помнить, что пока не прошло даже половины каденции президентской. У Порошенко еще есть шанс осуществить необходимые изменения и сдвиги», - обратил внимание Магда. Эксперт также считает, что важным достижением Порошенко является усиление армии. Но основное все же - сохранение независимости, угроза потери которой была достаточно реальной и весомой. Второй «плюс» - продолжение евроинтеграции и осознания широкими слоями населения, что это безальтернативный путь. «Однако тут надо понимать, что дело не только в евроинтеграции как таковой. Но и в изменениях внутри страны», - сказал он. Что касается недостатков, то в первую очередь Магда выделил то, что Президент Украины воспринимается как центр политической власти. «И одна из основных проблем - сложность с делегированием полномочий. Порошенко мало напоминает классического европейского президента, потому что он активно вмешивается в политический процесс, не ограничиваясь сугубо представительскими функциями. Соответственно он получает негатива больше, чем заслуживает», - считает эксперт. Второй недостаток, по мнению эксперта, - то, что Порошенко был избран, когда уже стал богатым человеком, что затрудняет его восприятие людьми: «Возникают скандалы - вокруг липецкой фабрики, офшоров, которые хоть и не всегда убедительные, но громкие». Третий недостаток, считает Магда, что Украина не стала альтернативным центом влияния на постсоветском пространстве и не формирует повестку дня так, как могла бы это делать. А вот в падении рейтингов политолог трагедии не видит, говорит, что они проседают у всех: «Нет на моей памяти президента со стабильным рейтингом в течение всей каденции. Как спортсмен форму, он ее набирает до выборов, потом теряет, потом снова набирает перед новыми соревнованиями. Поэтому здесь нет ничего экстраординарного». Усиление власти Порошенко его людьми во главе Кабмина и Генеральной прокуратуры Украины, по мнению Магды, может как еще больше снизить доверие к Президенту, так и, наоборот, значительно повысить. «Это точка бифуркации. Они его или вниз потянут, или вверх. Если последствия действий правительства будут положительными, пусть и не всегда популярными, если от генерального прокурора получим хоть какие-то намеки на справедливость - это позитив, в том числе и рейтинговый», - резюмировал Магда. Свой к своему Богдана БабичГораздо критичнее на президентство Порошенко смотрит политический эксперт Богдана Бабич. Она утверждает, что к достижениям Петра Алексеевича можно отнести: увеличение собственного капитала, выстраивание сильной президентской вертикали, пристраивание своих родственников на госслужбу (сына - депутатом Верховной Рады, нескольких кумовьев - министрами). Хотя «с барского стола» немного перепало и Украине: вот-вот и получим безвизовый режим, есть новые полицейские, начался процесс дерегуляции и сокращения государственного аппарата. «Петр Алексеевич мог дать сигнал обществу, что готов жить по-новому. Но он своими действиями показал, что не верит в государство, которое возглавляет. Президент научился на ошибках Януковича и поэтому строит свое «межигорье» не в Украине, а в Испании. И деньги держит не в Украине, а где-то в более надежном месте», - возмутилась она. Бабич добавила, что, к сожалению, за два года Порошенко во главе государства окончательно провалены деолигархизация и деофшоризация экономики: «Президент окончательно доказал, что строит олигархический консенсус, где ведение бизнеса через офшоры является обычной практикой. Это означает, что инфраструктурные изменения, переход к следующему технологическому укладу должны произойти не благодаря политике Банковой, а вопреки ей». Вторым поражением Порошенко эксперт назвала борьбу с коррупцией и кадровую политику: «Назначение людей по критерию личной преданности, вмешательство «любих друзів» в работу судов, крышевание коррупции в прокуратуре и судах, восстановление «телефонного права» - все это признаки современной Украины». Третий провал, по мнению Бабич, - это Минск-2, «который фактически вверг Украину в логику консервации конфликта на Донбассе и легитимизации сепаратистских образований». «Есть еще кризис конституционного процесса и потеря конституционной легитимности, которую можно вернуть только посредством переоснования государственности на новых принципах и по новым правилам сосуществования. Но это другая история», - пояснила Бабич свою точку зрения. Что касается прогноза на будущее Порошенко, то эксперт отметила, что сильный и ответственный государственный деятель не дает обещаний, которые не может выполнить. В противном случае он теряет политическую перспективу. «Если у народа есть политическая память, он выбрасывает таких политических авантюристов на свалку истории. Если нет, мы движемся по спирали», - подытожила она. Секретные ингредиенты В настоящее время эксперты отвергают риск преждевременных президентских выборов. Говорят, нет для них сейчас предпосылок. Но акцентируют на том, что Порошенко и его команде необходимо помнить об обещаниях и начинать их выполнять. Поскольку хоть романтические ожидания и угасли, стране и дальше приходится не только бороться с оккупантом, возвращать территории, но и восстанавливать экономику, создавать боеспособную армию и справедливую правоохранительную и судебную системы. Тут хочется напомнить Порошенко его же слова, сказанные им, когда он уже Президентом отчитывался в прошлом году в Верховной Раде: «Все, кто препятствует реформам и мешает Украине стать успешной, а именно олигархия, коррумпированная бюрократия, страна-агрессор и ее немногочисленная пятая колонна, которую враг пытается подкармливать в Украине, проиграют». И как сравнивал себя с шеф-поваром при оценке проведения реформ, громко анонсировал, что многие блюда уже в печи, для одних подходит тесто, для других собраны все необходимые ингредиенты, а есть и такие блюда, рецептов которых мы с вами даже не знали. Кстати, «рецепты с Банковой» действительно преимущественно тайные. Их прячут от общественности, обсуждают кулуарно. А приближенные к Порошенко любят действовать агрессивно, делая все для концентрации власти в одних руках, за что по ним иногда приходится давать Западу. А положительные перемены в жизни страны так и остаются самым главным, потому что без этого говорить о качественных реформах и преобразованиях не приходится.
Политика Парламентский переворот 06 Мая
18:17

Парламентский переворот

Парламентский переворот Парламент и народные депутаты не имеют сегодня ни доверия, ни уважения. И поговорка, что паршивая овца все стадо портит, здесь весьма уместна. Ведь на фоне популистов и бездельников все остальные как-то теряются. А еще если во время пленарной недели транслируется картинка из пустого сессионного зала, вообще слов нет. Поэтому идея переформировать работу парламента, представленная 6 мая 2016 года председателем ВР Андреем Парубием, действительно заинтересовала. С головы на ноги Что же предлагается? В частности, в наработанном законопроекте, который, по словам Парубия, после обстоятельного обсуждения с экспертами и достижения согласованной позиции со всеми лидерами парламентских фракций, будет зарегистрирован в ВР и вынесен в зал, предложена схема, которая позволит улучшить качество работы. Для этого планируется увеличить количество пленарных недель с двух до трех. И полностью сломать старую схему. Так, в понедельник предложено проводить День правительства с 11:00 до 14:00, чтобы народные депутаты имели возможность дебатировать с чиновниками. Пленарными днями могут стать только вторник и четверг (и утреннее, и вечернее заседание). Предполагается, что нардепы будут больше работать в комитетах и комиссиях: в понедельник с 16:00 до 18:00; в среду с 10:00 до 16:00; в пятницу с 10:00 до 15:00. Кроме того, хотят добавить работы Бюджетному и Антикоррупционному комитетам: они должны будут рассматривать все без исключения инициативы и давать свои выводы, что позволит отсеять популистские и лоббистские законодательные инициативы. Кроме того, каждую среду (16:00-18:00) должен быть еще и новый вид работы - заседание Совета комитетов, во время которого председатели комитетов будут подводить итоги и формировать предложения для Согласительного совета, который будет проходить по пятницам с 15:00 до 16:45. И, как отметил председатель ВР Андрей Парубий, в открытом для прессы режиме. Не штрафом единым Спикер надеется, что соответствующие изменения в статью 19 Регламента ВР депутаты внесут до конца этой сессии. А что касается дисциплины, депутатов-прогульщиков, то уже на следующей пленарной неделе их будут наказывать гривной. Парубий рассказал, что уже дал соответствующее распоряжение. А на вопрос АСН, будут ли бездельников наказывать лишением мандата, ответил, что это сделать могут только избиратели. «Это невозможно (лишать депутатских полномочий за прогулы. - Авт.). Для этого нужны изменения в Конституцию. Но мы будем другие формы воздействия применять. В частности, обращусь к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой: депутатов, которые не ходят на заседания, не принимать. А то есть такие депутаты, которые на заседание ходить не могут, а вот к министрам, особенно профильным, имеют очень много вопросов. Есть причинно-следственная связь», - полушутя отметил он. И подчеркнул, что фамилии тех, кто игнорирует свои депутатские обязанности, будут публиковаться, что обязательно возымеет эффект, особенно в отношении мажоритарщиков, с которых уже спросят люди, ведь нет ничего сильнее, чем общественное давление. Саботажем за комфорт Алексей КошельВ экспертной среде давно и упорно говорят, что работу парламента нужно улучшить. Как отметил в комментарии АСН генеральный директор ВОО «Комитет избирателей Украины» Алексей Кошель, предложенные изменения в ст. 19 Регламента ВР позволят нарастить эффективность парламента - коэффициент полезного действия может вырасти на 10-20%. «Но не стоит слишком оптимистично говорить о возможности принятия изменений в Регламент. Все эти нововведения делают профессию народного депутата Украины не совсем комфортной. Чем больше мы обеспечиваем прозрачность, повышаем эффективность, сокращаем каникулы, тем больше будет сопротивление. Это вмешательство в зону личного комфорта. Поэтому получить 226 голосов в зале будет трудно. Возможно, будет саботаж. Возможно, будет принят компромиссный сценарий частичной реализации изменений», - сказал он. В то же время Кошель убежден, что изменения нужны. Со временем также следует вводить и другие, в том числе прямую трансляцию с заседаний всех парламентских комитетов на сайте ВР, и предвидеть, что один-два народных депутата не могут быть субъектами законодательной деятельности, а только группа парламентариев, и не меньше, чем самая маленькая фракция парламента (сейчас это 19 нардепов), что позволит избежать популизма и «законодательного спама». Логикой единой Евгений МагдаВ том, что инициатива по изменению формата работы ВР выглядит логичной, уверен политический эксперт Евгений Магда. «Нужно изменить устоявшийся график работы хотя бы ввиду того, что жить и работать в полурасслабленном состоянии в условиях продолжающегося конфликта с Россией парламентарии не имеют права. Морального, даже если мы говорим об отечественной политике», - сказал он в комментарии АСН. Магда отметил, что работу народных депутатов стоит интенсифицировать: «Надо привязать парламентариев к их рабочим местам и функциональным обязанностям». Но политолог предупреждает, что депутаты могут задействовать относительно попытки навести порядок в работе ВР старые и проверенные методы. «У меня есть небезосновательные сомнения, что депутатский корпус поддержит подобные изменения, есть риск, что их элементарно заговорят», - прогнозирует он. Работать, работать! Юрий КлючковскийВ том, что такие изменения в календарь ВР можно только приветствовать, заверил АСН и депутат нескольких созывов, президент Института избирательного права Юрий Ключковский. «Две рабочие недели в месяц - слишком большая роскошь для столь высокопоставленных государственных деятелей, еще и высокооплачиваемых. Не секрет, что за неделю так называемой «работы в комитетах» в лучшем случае Комитет работает один день, а остальное время депутаты отдыхают. Над законопроектами не работают, даже не стесняются сказать, что их не видели», - отметил он. Ключковский также добавил, что трудно прогнозировать, как проголосуют нардепы за такие изменения в Регламент. «Но каждый депутат теперь должен думать, как он выглядит в глазах людей. Закончились времена закрытых, неприкосновенных депутатов, до которых никто не может добраться, которым все равно, что о них думают. Если кто-то из депутатов не хочет работать в парламенте, то пусть честно скажет. А тем, кто проголосует против таких изменений в Регламент, я бы предлагал добровольно сложить мандаты. Не хотят, пускай не работают, но не мешают другим», - резюмировал эксперт. Кнут или пряник Как видим, старт реформе работы ВР дан. Но удастся ли дойти до финиша с победой, или по дороге противники изменений все распылят и выхолостят? У нас возможно все. Но действительно нет ничего сильнее, чем общественное давление, а просто критиковать и не любить власть - позиция страуса.
Общество День Киева в вышиванках 29 Мая
10:29

День Киева в вышиванках

День Киева в вышиванках Строгий дресс-код ко Дню Киева – яркая вышиванка. Именно их надели в праздник города сотни киевлян и гостей, чтобы пройтись маршем от сквера, что у «Золотых ворот», на Контрактовую площадь. Уже в семнадцатый раз. «Леонид Ященко, руководитель хора «Гомін» всегда ездил в метро со своей сопилкой и в вышиванке, - вспоминает общественный деятель Олесь Доний. - Таким образом он заинтересовывал людей вокруг украинской песней и всем украинским. Я думаю, сегодня нам на марше надо вспоминать тех, кто когда-то выглядел как сумасшедший, а теперь для нас - герой украинского народа. У каждого украинца должна быть хоть одна вышиванка, которую он мог бы носить не только раз в году во время марша». После небольшого митинга собравшиеся запели гимн Украины и гимн Киева – «Як тебе не любити, Києве мій», и направились к Софийской площади. Пройдя памятник Хмельницкому, колона пришла на Михайловскую площадь. Здесь участники движения стали частью масштабного флешмоба. Фигуры людей образовали одно огромное слово. Но прочитать «Київ» можно было только с колокольни монастыря. И то с трудом. Организаторы радуются, Мегамарш - фестивальное движение украинской культуры, подхватили не только большинство крупных городов Украины, но и стран мира. В этом году маршировали в вышиванках уже в Одессе, Николаеве и Черкассах. Свои вышитые наряды показали украинцы Токио, Лондона, Вены и Варшавы.  
Экономика Амбициями по кредитам: дешевле будет? 16 Мая
18:32

Амбициями по кредитам: дешевле будет?

Амбициями по кредитам: дешевле будет? Стимулирование кредитования в Украине - старая песня о главном. Каждый раз говорится о необходимости направлять дешевые деньги в экономику, развивать бизнес и другие стимулы, углубление, расширение. Вот и сейчас в парламенте зарегистрирован законопроект № 4529, в названии которого речь идет о стимулировании кредитования в Украине, с принятием которого просит не затягивать Нацбанк. Регуляторные призывы Так, Национальный банк Украины (НБУ) призывает Верховную Раду принять законопроект об усилении прав кредиторов. «Национальный банк продолжает знакомить с законопроектами, принятие которых необходимо для дальнейшей реализации задач Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года. Эти законопроекты уже зарегистрированы и находятся на рассмотрении Верховной Рады Украины», - говорится в сообщении регулятора на его странице в Facebook 16 мая 2016 года. В Нацбанке отмечают, что законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования кредитования в Украине» № 4529, который недавно зарегистрирован в парламенте после отклоненного Верховной Радой законопроекта по защите прав кредиторов № 2286-а, направлен на уменьшение рисков для банковских учреждений при кредитовании. «Его принятие, безусловно, будет способствовать восстановлению кредитования, снижению стоимости кредитных ресурсов и, соответственно, облегчению доступа к пользованию банковскими продуктами. Принятие законопроекта позволит Украине выполнить свои обязательства по Меморандуму об экономической и финансовой политике с МВФ, к которым в качестве структурного маяка относится вопрос защиты прав кредиторов», - акцентируют в НБУ. Компромиссные обещания Отметим, что законопроект, автором которого является группа народных депутатов, находится на рассмотрении в профильном комитете. Утверждается, что его цель - это уменьшение рисков для банковских учреждений при осуществлении кредитных операций, что, в свою очередь, безусловно, будет способствовать обеспечению активного применения кредитования как финансового инструмента, снижению стоимости кредитных ресурсов и, соответственно, облегчению доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к пользованию банковскими продуктами. В Пояснительной записке к законопроекту говорится, что его принятие будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в Украине, что является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и дальнейшего экономического роста страны: инвестиционную привлекательность определяют как взаимосвязь инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, а одним из основных факторов, под влиянием которых формируется инвестиционный климат государства, является состояние финансово-кредитной системы и результаты деятельности банковского сектора. «По состоянию на 17 марта 2016 года показатель гривневой ликвидности банковской системы составил 97,6 млрд грн, объем гривневых средств на корреспондентских счетах – 37,5 млрд гривен, а на депозитных сертификатах НБУ – 60,1 млрд грн. Поскольку в среднем около 42 млрд гривен должно лежать на корреспондентских счетах в банковской системе для выполнения нормы обязательного резервирования привлеченных средств, то объем так называемой «свободной» ликвидности по состоянию на 17 марта 2016 года составил около 56 млрд грн. Эти ресурсы доступны для кредитования реального сектора экономики! Руководство государства неоднократно подчеркивало, что одной из первоочередных задач является активизация банковского кредитования, что станет основой для развития всех секторов экономики. Однако без устранения существующих рисков невозможно восстановление и обеспечение роста объемов кредитования реального сектора экономики и удешевление кредитных ресурсов», - акцентируют инициаторы изменений в законодательство и добавляют, что высокие риски банков при осуществлении кредитования бьют не только по банковским учреждениям, от этого страдают и вкладчики и другие кредиторы банков, а также добросовестные заемщики, которые вынуждены платить высокую стоимость кредитных ресурсов. Правки в правила Законопроектом, в частности, предлагается внесение изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», обусловленное тем, что в банковских учреждениях находится, кроме денежных средств умерших владельцев, еще и другое движимое имущество, находящееся на хранении в банковских учреждениях по договорам о предоставлении в аренду индивидуального сейфа для хранения ценностей и/или в залоге по договорам заведения и тому подобное. Законопроектом предлагается исправить неурегулированность, ограничивающую права наследников на получение наследства в полном объеме, дополнив Закон Украины «О банках и банковской деятельности» нормой о предоставлении банком государственным нотариальным конторам или частным нотариусам, иностранным консульским учреждениям по делам наследства соответствующей информации. Авторы подчеркивают также необходимость внесения изменений в Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине». Утверждают, что многие люди, пребывающие за рубежом, а также пенсионеры и другие лица, не имеющие физической возможности явиться в банк для получения карты, не имеют возможности пользоваться своими денежными средствами. Действующие нормы ЗУ «О платежных системах и переводе средств в Украине» не позволяют доверенным лицам, имеющим надлежащим образом заверенные доверенности, получить платежные карты. Кроме того, действующие нормы Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» нарушают нормы Гражданского кодекса Украины в части представительства по доверенности, а также в части свободного распоряжения своими средствами. Еще предложенные изменения в Хозяйственный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований» уменьшат риски нарушения прав кредиторов при прекращении субъекта хозяйствования. Внесение изменений в Закон Украины «О залоге» относительно формы договора залога транспортного средства и описания основного обязательства в договоре залога движимого имущества обусловлено следующим. Согласно части 2 статьи 13 Закона Украины «О залоге» (в действующей редакции), договор залога транспортного средства подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Такая редакция соответствующей нормы этого Закона была внесена на основании Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.07.2010 г №2435-VI, который вступил в силу 27 июля 2010 года. Предлагается исключить требование об обязательности нотариального удостоверения договора залога транспортного средства. Предполагается также внесение изменений в Закон «О дорожном движении» и «О нотариате» во избежание случаев незаконного отчуждения имущества (транспортных средств) переданного в залог банку в качестве обеспечения по кредиту без согласия самого банка-кредитора. Обратили внимание законодатели также на защиту права ипотекодержателей, возможность наследникам избежать ответственности за непогашенный кредит и т.д. Завышенные ожидания Вместе с тем эксперты считают, что предложенные изменения не будут иметь такого результата, как заявлено. Василий ГорбальКак пояснил АСН банкир-финансист Василий Горбаль, в предложениях затронута этика вопросов. К примеру, это попытка урегулирования ипотеки, связанной с самостроями, вопрос поручительства, разрешение получать информацию о семейном положении напрямую из Реестра гражданских актов и т.п. «Это снятия определенных коллизий, список которых не исчерпан. Но название законопроекта слишком амбициозно. Я бы сказал, что это не стимулирование кредитования, а упорядочение отношений между кредиторами и заемщиками в некоторых вопросах. Ведь под стимулированием кредитования мы понимаем нечто иное. Напомню, Бальцерович говорил о том, что малый и средний бизнес - это наша золотая жилка. Были заявления первого вице-премьер-министра Степана Кубива. Это должны быть вертикально интегрированные программы и бюджетной поддержки, несмотря на то, что команда грузин категорически против, поскольку якобы это место для коррупции. Я так не считаю. Знаю, что это есть в других цивилизованных странах. Даже в США есть программы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне», - акцентировал Горбаль. Без фундаментальности Не ждать лишних ожиданий от этого законопроекта призывает и эксперт Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников. Он отметил, что законопроект № 4529 предлагает внести изменения в нормативные акты, касающиеся вопросов ликвидации юридических лиц, и упростить регистрацию договоров залога, в том числе отменить нотариальное удостоверение договоров залога транспортных средств.Евгений Олейников «Однако этот законопроект никоим образом не влияет на фундаментальные причины снижения кредитования, а именно, слишком высокой стоимости заемных средств. Поэтому присутствие в его названии слов, указывающих на возобновление кредитования, - это преувеличение», - сказал он АСН. Кому выгодно А президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко традиционно резок в комментариях. Он тоже утверждает, что этот законопроект не поможет решить стимулирование кредитования, нивелировать проблему проблемных кредитов, с которой банки уже два года борются самостоятельно. Александр Охрименко«Но сумма, которую нужно списать по проблемным кредитам, оказалась огромной. Это около 200 млрд грн. Это похоронит банковскую систему. Можно списать 2 млрд или хотя бы 5 млрд грн, 200 - нереально. Главная цель этого законопроекта - это желание НБУ и других представителей власти списать рефинансирование, выданное проблемным банкам, которые были закрыты НБУ. Это очень похоже на коррупцию. Не удивительно, что Валерия Гонтарева так лоббирует этот законопроект и очень возмущается тем, что депутаты направили его на доработку. Просто депутаты ВР понимают, что нельзя этого допускать, и хотят внести существенные правки, чтобы предотвратить коррупцию в будущем», - подозревает он. Причина и следствие Иного мнения экономист Виктор Лисицкий, который убеждает - интерес Гонтаревой здесь искать не стоит. В комментарии АСН эксперт отметил, что законопроект нарабатывался с представителями банковской среды, а призван защитить не только банки, но и всех, кто намерен кредитовать в экономику Украины, от ряда пробелов в законодательстве, которыми активно пользуются недобросовестные должники.Виктор Лисицкий Лисицкий согласен с Василием Горбалем, но считает, что надо прежде всего создать систему регулирования малого бизнеса наподобие уже лет 60 работающей в США Small Business Administration: «Мы говорим об этом еще со времен Перестройки, почти 30 лет. Но власть игнорирует такой эффективный подход». «Этот закон сложный, понятный только тем, кто имел дело со сложностями кредитования. Для примера возьмем определение стоимости предмета ипотеки при принятии на баланс кредитора этого имущества в счет погашения долга в случае объявления торгов несостоявшимися. Там разные фокусы бывают: имущество может стоить 100 тысяч гривен, а прописывают только пять тысяч. А бывает и наоборот. И такого много. Но, если мы хотим, чтобы к нам приходил инвестор, с этим надо что-то делать. Не стоит искать здесь то, чего нет», - настаивает Лисицкий. И добавляет, что уменьшение рисков для банковских учреждений при кредитовании будет прямым следствием оживления кредитования в стране.
marketgid
Новости партнеров
Loading...