Гонконг: выбор за «проверенными»
Недавно на сайте Euronews появилась информация о протесте против решения местного правительства снять с предвыборной гонки несколько кандидатов, выступающих за независимость Гонконга от Китая. Хотя отделение от Китая не предусмотрено действующими законами, эта идея все больше набирает популярность. Первая манифестация сторонников независимости Гонконга прошла в начале месяца и собрала несколько тысяч участников. Выборы в законодательное собрание специального административного района Гонконг пройдут 4 сентября.
Стоит напомнить, что еще в 2014 году начались массовые протесты против китайского правительства и в защиту своих законных демократических прав и свобод.
«Благоухающая гавань» («Гонконг» в переводе с китайского) более сотни лет находилась под протекторатом Великобритании. Захваченные в 1841 году и переданные Великобритании по договору на 99 лет территории Гонконга на долгий период стали одним из главных торговых и финансовых центров Британской империи.
В 1997 году Гонконг перешел под юрисдикцию КНР в качестве специального административного региона Китая, в результате чего территориям Гонконга была предоставлена широкая автономия до 2047 года, даровались основные демократические права, основной закон, исполняющий роль конституции, право на контроль экономики, гражданского общества, полиции и др.
Несомненно, либерализировать полностью все сферы жизни региона КНР не могла, поэтому, в свою очередь, правительство Китайской народной республики в рамках политики «одна страна – две системы» взяло на себя контроль над внешней политикой, а также над вопросами обороны территорий Гонконга (к слову, у Гонконга нет собственной армии). Кроме того, оно также внесло изменения в административную систему – по новому закону глава Гонконга не назначался Соединенным Королевством, а избирался особым комитетом, по сути, подконтрольным КНР.
Таким образом, Китайское государство, с одной стороны, гарантировало исполнение всех законных демократических прав и свобод граждан Гонконга, а с другой - невидимыми отношениями связало важные сферы жизни гонконгцев с китайскими рычагами управления. Именно эта особенность взаимодействия Китая и Гонконга стала камнем преткновения в дальнейшей истории развития их отношений и послужила причиной недовольства в Гонконге в наши дни.
Массовые демонстрации гонконгцев начались на почве несоблюдения правительством гарантированных им прав – 31 августа 2014 года ПК ВСНП (Всекитайское собрание народных представителей) постановило, что на выборах, которые пройдут в 2017 году, глава администрации Гонконга будет избираться посредством всенародного голосования. На первый взгляд кажется, что данное решение является воплощением демократии, но это не так. Чуть позже спикер правительства добавил, что кандидаты на пост главы администрации должны быть выдвинуты в количестве не более трех человек и обязаны набрать более половины голосов представителей специального комитета по выборам. Другими словами, на народное голосование в Гонконге будут выдвигаться уже «проверенные» и «подготовленные» люди, одобренные Пекином.
После этого заявления толпы молодых гонконгцев вышли на улицы бороться за свои права – сперва это были отдельные студенты и их предводители, потом к «протестам за свободу» подключились различные объединения – Occupy Central (досл. Захватим Центр), Antioccupy Central, правительство Гонконга и правительство КНР.
Предоставить гонконгцам право самим выбирать себе руководителя - значит утратить контроль над одной из экономически важных территорий страны. Такое развитие ситуации противоречит главным установкам Пекина, поэтому в КНР осуждают массовые выступления в поддержку демократических выборов и надеются на скорейшее урегулирование проблем.
Демонстрации за демократизацию могут пошатнуть стабильность общества и экономики не только Гонконга, но и всего Китая. Уже сейчас правительство опасается развертывания протестного движения на других территориях Китая – Тайване, в Тибете, а также возможного обострения территориальных споров. Например, есть сведения о цензуре, которая была недавно введена на территории всего Китая. В виде блокировки Instagram, а также частичного закрытия китайского аналога Twitter – Weibo.
Как видим время от времени в Сянгане (Гонконге) проходят акции в защиту своих прав и подобные мероприятия будут продолжаться. Пока что не приходится прогнозировать о катастрофических «осадках» (последствиях) так называемой «Революции зонтиков», того же путча. Безусловно, за непослушание будут «посадки», кадровые перестановки, вплоть до консультативного референдума (с правильным результатом). Не следует забывать о внешнем факторе в данной ситуации. И США, и Россия заинтересованы в распаде Китая, в его вытеснении с мирового рынка, но серьезных угроз сейчас не приходится наблюдать. Развал Китая может занять не один год, и здесь вопрос состоит в том, что Гонконгу не обязательно провозглашать независимость, можно прийти к консенсусу со стоящим выше руководством, пытаться решить проблему.