Украина перед угрозой российского вторжения
Давайте разложим нынешнюю ситуацию в Украине на части. Безусловно, каждый украинец за последний месяц думал о том, а что он будет делать, если будет война. Если бы напряжения не было, Президент не записывал бы никаких видеообращений. Он видит социологию и реагирует на нее.
Давайте спокойно проанализируем ситуацию. В Украине будет осложнение экономической ситуации. Рост цен на газ, молоко. Людям будет тяжелее жить. Если мы посмотрим на Казахстан или Францию, люди выходили на протесты именно из-за экономических причин, а именно - снижения покупательской способности. Зеленский это понимает и пытается показать, что этот экономический спад не из-за неудачной политики украинской власти, а из-за Путина или Порошенко.
Нынешняя украинская дипломатия проигрывает – Байден и Путин ведут переговоры напрямую, без Украины. Даже ЕС остается слегка в стороне от этого прямого диалога. Визиты Анналены Бербок, переговоры в Женеве, Брюсселе – процесс переговоров запущен. Но что выгодно Европе? Если смотреть совсем цинично, то Европе тоже выгоден запуск “Северного Потока-2”, потому что ей нужно восстанавливать производство. Ей нужен дешевый энергоресурс, который предоставляет Россия. Сейчас это предмет больших дискуссий в Бундестаге, а также этот вопрос поднимался во время визитов главы немецкой дипломатии в Киев и Москву. Для Украины это безусловно минус, потому что наша страна потеряет около 2 миллиарда долларов США.
НАТО не говорит о принятии Украины, даже не называет даты предоставления стране ПДЧ. Перспектива членства – 15-20 лет по стандартной процедуре. Йенс Столтенберг ни разу не сказал о принятии Украины в НАТО, он только говорит о расширении форматов сотрудничества. Похожим образом ведут себя США. Свежий пример – Сирия, в отношении которой западные лидеры постоянно повторяли, что “Асад должен уйти”, но в конечном итоге – сотни тысяч сирийцев были убиты или были вынуждены покинуть свою страну. Сейчас США выделили 200 миллионов долларов США. Это очень мало. Снять фильм про Гарри Поттера стоило в два раза дороже. Эта сумма не поможет Украине в случае прямой военной агрессии России. Просто кто-то может подумать, что это большая сумма. Несколько кораблей “не первой свежести” не являются существенной помощью. Такой существенной помощью могла бы быть локализация американского военного производства в Украине. Или хотя бы локализация производства боеприпасов. Но этого нет. Поэтому данный объем помощи и заявления политиков США, которые подают законопроект касательно “НАТО+” являются игрой на внутреннего потребителя и как усиление своей международной позиции, в том числе в переговорах с Путиным. Россия задействует не только давление на Украину, но и свое влияние на Венесуэлу, Китай, Путин постоянно этим бравирует. Если мы посмотрим на эти переговоры с более широкой точки зрения. Поэтому риск, который мы видим – это кибератаки и возможная эскалация конфликта на временно оккупированных территориях на Востоке Украины, а также возле Крыма. Я считаю, что это вполне возможно. Но Россия будет продолжить действовать гибридно – без открытого вторжения и боевых действий. Россия десятилетиями создает гибридные конфликты как в Грузии и Молдове. Россия, по ее версии, не является стороной конфликта, а только стороной переговоров касательно урегулирования конфликтов. Это важно с точки зрения права и санкций. Никто не отключает Россию от системы SWIFT. Вводятся только персональные санкции.