В Украине вновь заговорили о советском инфраструктурном наследии
На фоне рухнувшего под Харьковом Ан-26 в Украине вновь заговорили о советском инфраструктурном наследии, тающем на глазах.
Союз оставил нам мощнейший военный, экономический, промышленный потенциал, который мы успешно проели, проморгали, профукали.
Подсчитано, что в 2014 году степень износа основных фондов составляла 83%.
Украина вкладывает деньги в ремонты – взять хотя бы «Большое строительство» – но этого явно недостаточно. Наиболее критичная ситуация – на Донбассе, где шестой год идет война.
Инфраструктура региона требует капитального обновления. Особенно удручающая картина в секторе ЖКХ. Износ сетей приобрел немыслимых масштабов.
С каждым годом все чаще происходят аварии, города и поселки остаются без элементарных благ из-за разрушения подводящих сетей.
Необходимо не точечное решение, не латание дыр, а комплексная стратегия. Государство должно создавать условия для реализации новых инфраструктурных проектов. Развитие инфраструктуры способствует привлечению инвесторов. Инвестиции способствуют росту валового национального продукта. Это и есть необходимые точки роста.
В развитых странах инфраструктура создается совместными усилиями центральной и местной власти. Привлекаются международные средства, в виде займов или помощи. В Украине зачастую кредитные средства идут не на инфраструктурные проекты, не на инновации, не на развитие, а на проедание. Это порочная практика, которая тормозит развитие всего государства.
Плюс нужно учитывать, что инвестиции в инфраструктуру имеют очень долгий срок окупаемости, из-за чего они мало интересны для частного сектора, который по умолчанию нацелен на получение прибыли. Из этого следует необходимость заинтересовать частный сектор решать коллективные проблемы. Инструментами такого поощрения могут стать налоговые льготы либо приоритетное продвижение интересов социально-ответственных предприятий-партнеров на международной арене. Но пока, к сожалению, это только теория.