Мы очень любим хвалить человека за его скромность и непафосность. И это, конечно, правильно: вряд ли кому приятен надутый кичливый индюк.
Однако мне кажется, что привыкнув к такого рода оценкам (а потом приучая к ним своих детей), мы часто "проскакиваем" золотую середину и начинаем приносить вреда больше, чем пользы.
Как всегда, в объяснение сказанного приведу пару примеров.
1. Света, замарашка и дурочка
Жила-была в нашем классе девочка Света. Девочка как девочка. В школьном коричневом платьице - тогда все ходили в форме, с испачканными чернилами пальцами - тогда все начинали писать перьевыми ручками, только к третьему классу переходя на шариковые.
Ну, может, чуточку больше других перепачканная - не очень хорошо была развита мелкая моторика, как я бы сейчас отметил.
И, может, чуточку более других медлительна. Это даже не задержка развития была, а, скорее, вариант нормы, разве что чуть ниже серединки.
Вот такой незначительной вариативности хватило безмозглым пока еще деткам, чтобы наречь девочку Свету дурочкой и замарашкой.
Психологов в школе по тем временам, видимо, совсем не водилось. По крайней мере, я за десять лет не встретил ни одного. Так что объяснить нам нашу ошибку было некому.
На самом деле, Свету никто специально не обижал и, как сейчас выражаются, не чмырил. Просто сложилось такое "общественное" мнение. Соответственно, по статусу девочка не попадала уже не только в "элиту" класса, но и в средние его страты. Учителя тоже не сильно в неё вкладывались, тем более, что в классе было более 40 учеников.
Так она и прожила с нами все восемь лет, тихо сидя в сторонке и перебиваясь с тройки на тройку, а единственная пятерка у нее была по поведению. То есть, даже поддержать наши некоторые хулиганства она не отваживалась. Короче, что взять с замарашки и дурочки.
Меня до сих пор интересует, как она сама к себе тогда относилась.
Но вернемся к теме.
После восьмого класса Светлана ушла в ПТУ, и наши пути разошлись. Встретились только через полтора года, когда она пришла по чьему-то личному приглашению на наш школьный вечер.
И, как говорится, сделала день!
В зал вошла красотка с точеной фигурой, громкоголосая и уверенная в себе. Наши девочки занервничали.
И вроде бы ничего в прежней Свете не изменилось. Но включившийся изнутри свет глаз мгновенно вознёс ее в королевы вечера.
Меня тогда столь сильно заинтересовала эта метаморфоза, что я начал наводить справки у друзей из ПТУ, с которыми уже пятый год строил аэропланы в авиамодельном кружке.
Они с удовольствием подтвердили, что Светка - девочка крутая, и в алгебре шарит, и в вокально-инструментальном ансамбле поет, а теперь еще и в комитет комсомола выбрали.
На мой вопрос, а всегда ли она была такая, с недоумением отвечали что-то типа, а какой же ей быть?
В общем, я понял, что для расцвета нашей Светлане-"замарашке" не хватало лишь одного: избавиться от нашего общества.
Все остальное у нее имелось.
2. Сравнивать себя можно только с собой
Про эту фразу я даже заметку на нашем канале когда-то написал. Правда, она затерялась в старых материалах: Дзен не предлагает к рассмотрению статьи старше трех месяцев, их можно увидеть лишь по прямому заходу.
Вообще-то про эту мудрость мне рассказала дочь. Она, уже будучи хорошо подготовленным маркетологом, пошла учиться вокалу в колледж импровизационной музыки. Просто так, из удовольствия: дочь всю жизнь и сама пела, и других слушала.
Вот она и передала мне слова педагога: "Никогда не сравнивай свои вокальные успехи с чужими. Ты должна сравнивать только сегодняшние свои достижения со вчерашними".
Теперь уберем из сказанного прилагательное "вокальные". И получим чеканное правило на всю жизнь.
3. Что можно и что нельзя говорить людям (и особенно детям)
Нельзя: ну почему Ваня с третьего этажа отличник, а ты - еле-еле с "тройки" на "четверку"? Можно: у тебя в четверти на одну "четверку" стало больше. Ты растешь в моих глазах, молодчина! Если так дальше пойдет, вообще без "троек" будешь!
Нельзя: какие же вы с сестрой разные! Как не родные! Она и в математический кружок ходит, и в музыкальную школу. А ты все гайки у своего мопеда крутишь! Можно: Какие же вы с сестрой разные! Но явно родные: она с музыкально-математическим талантом, ты с - инженерно-техническим.
Нельзя: если и дальше будешь тупить, ничего в жизни не добьешься. Можно: если сейчас поднапрячься, то можно добиться многого.
Короче, вы уже все поняли. Если ребенка (да и взрослого) долго называть замарашкой и дурочкой, то в итоге получится замарашка и дурочка. Разве что счастливый случай выручит и вырвет человека из круга обесценивателей его талантов.
4. Зона ближайшего развития недоступна для "дурочек"
Великий психолог и педагог Лев Семенович Выготский прожил всего 37 лет. Но оставил такое научное наследие, что его почитают абсолютно во всем мире.
Так вот, одно из его нововведений в педагогике называется "зона ближайшего развития". Это принципиально важное понятие вначале использовалось для коррекции отстающих детей. Сейчас же понятно, что оно касается всех без исключения, причем, вовсе не только детей.
Так что же такое - зона ближайшего развития? Вот что сказал сам Лев Семёнович: "Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает".
То есть, готовые знания и функции - это зона актуального развития. А те, которые пока и зреть не начали - зона недоступного развития, туда пока лезть бесполезно: например, моторика двухлетнего ребёнка не позволит ему самостоятельно завязывать шнурки. Другими словами, ЗБР - это то, чему ребёнка или взрослого можно научить так, что это станет его собственным знанием или навыком.
Если, конечно, учить. а не ставить на него клеймо.