counter
Лента новостей
Выбрать все
19 Апреля
18 Апреля
Все новости...

Энтони Роби: Чтобы искоренить коррупцию, Гонконгу понадобилось семь лет

Энтони Роби: Чтобы искоренить коррупцию, Гонконгу понадобилось семь лет

Энтони Роби по праву считается интернациональным антикоррупционным консультантом – у него более сорока лет опыта в сфере борьбы с коррупцией. В начале своей карьеры господин Роби создавал механизм такой борьбы в Гонконге, где Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (ICAC) только начинала свою работу. Отдав этой структуре 17 лет своей профессиональной карьеры, после он участвовал в десятках антикоррупционных проектов по всему миру, включая Германию, Канаду и Индонезию, где также проработал достаточно долго.  

Этой осенью Энтони Роби приехал в Украину, чтобы принять участие в Международном антикоррупционном форуме, в ходе которого делился своим богатым опытом с отечественными специалистами в этой области. «Аналитической службе новостей» (АСН) удалось поговорить с господином Роби о животрепещущих проблемах, связанных с борьбой с коррупцией именно в нашей стране, и путях их решения. Главное в этом разговоре – он знает, как сделать украинское Антикоррупционное бюро эффективным.

— Господин Роби, поделитесь опытом вашей работы за границей, к примеру, в Индонезии. Трудности были?  

— В этой стране я был на должности антикоррупционного консультанта. Это было тогда, когда в Индонезии запускали аналог Антикоррупционного бюро – Комиссию по борьбе с коррупцией. Что интересно, коррупция в Индонезии больше всего была сосредоточена среди законодателей, прокуроров плюс в среде бизнесменов. Это была единая система взяточничества и взаимных покровительств, с которой бороться было как минимум опасно для службы.

— Но разве в Украине мы не сталкиваемся с аналогичной ситуацией?

— Индонезия и вправду очень схожа с Украиной. Там проблема не решена до сих пор, но уже приложено огромное количество усилий, потрачено много средств для борьбы с коррупцией. В последние годы уволили множество прокуроров, судей, проведена чистка парламента – из него убрали всех, кто был замечен во взяточничестве, присвоении средств, превышении полномочий. Тех, кто пытался извлечь нелегальную выгоду из своей службы. Произошла жесткая проверка прокуроров, а после – проверка проверяющих прокуроров и тех, кто давал наводки на прокуроров.

Чистка судейского аппарата начиналась с верхушки конституционного суда, который рассматривал процессы, касающиеся всей Индонезии, и заканчивалась мелкими судами в городах – проверили каждый.

— Это не преувеличение – при этом удалось охватить все сферы одновременно?

— Дело в том, что в Индонезии существует очень важный инструмент – доверие к полиции. Правоохранительная система этой страны имеет великолепную репутацию, поскольку там действительно ловят преступников с поличным. Но рекорды уровня раскрываемости преступлений возникли не в силу солидного финансирования. Они появились в результате огромного ежедневного труда, фактически благодаря навыкам следователей, которые педантично выслеживали, фиксировали телефонные звонки, проверяли и перепроверяли данные. Навыки – основное, что создало детективам такую репутацию и раскрываемость, а финансовая составляющая была на втором плане.

— То есть люди начали доверять своим правоохранителям, осознавать, что в случае коррупционных действий будут пойманы, и это их остановило?

— Нет, конечно же! Старт отмечен тем, что в общей коррупционной схеме перестали участвовать люди с низким уровнем достатка. Потом пошла цепная реакция. В любом случае нельзя рассчитывать, что проблему такого масштаба можно решить за каких-нибудь два-три года. Чтобы вы понимали, в Гонконге на активную борьбу с коррупцией ушло семь лет! И это при том, что Гонконг всего лишь город! Но и семь лет – еще достаточно малые сроки, ведь быстро искоренить коррупцию невозможно.

— Так с чего бы вы посоветовали начать борьбу с коррупцией в Украине? Как по-вашему, сколько нам потребуется времени на такую тотальную чистку – пять лет? Десять?

— Как сказал мистер Кесслер (глава Европейского управления по борьбе с мошенничеством. – Авт.), начинать сегодня вы можете с малого. К примеру, расследовать не особо крупные коррупционные схемы и набирать обороты постепенно. Такая деятельность мало-помалу будет вызывать доверие общества к новому бюро. А для этого будущий антикоррупционный прокурор должен будет подписаться под расследованиями. Следствие должно проводиться под его личным руководством, а потом виновный должен быть наказан.

Я уверен, что как только это произойдет впервые, вы сможете открывать новые уголовные производства на коррупционеров уже с меньшим сопротивлением со стороны правительства и органов, так как этим бюро заработает себе авторитет. Везде, где я наблюдал начало работы подобного бюро, первым делом арестовывались самые легкодоступные и очевидные коррупционеры. Большую сложность будет представлять дальнейшая работа бюро, поскольку в расследованиях будут замешаны уже не частные лица, а касты людей. И провести над ними следствие, найти однозначные доказательства и осудить группы коррупционеров такого масштаба уже будет гораздо труднее. Но нет ничего невозможного.

— Каковы риски, что новое бюро – вместо того, чтобы бороться с коррупцией, – само превратится в часть коррупционной схемы?

— Надеюсь, что в Украине найдутся и те, кто займется контролем прозрачности их деятельности. Многое в стране зависит от бдительности общественности, а также внутренней службы безопасности, которые обязаны удостовериться в законности действий бюро.

— Как вы себе представляете непредвзятый контроль над такой структурой?

— К примеру, в Гонконге деятельность бюро контролировалась такими людьми, как я, то есть антикоррупционными консультантами. А также представителями частного сектора, бизнесменами. Они наблюдали за всей работой комиссии. Там вся документация, к примеру, на каждой из стадий расследования проходила через консультантов, а потом возвращалась обратно к следователям. Так мы контролировали, чтобы не было коррупции среди новых следователей. Другими словами, контролировали контролеров.

Как в Гонконге, так и в Индонезии создали специальную систему мониторинга деятельности бюро. Чтобы убедиться, что учреждение действительно эффективно, что его сотрудники не занимаются покровительством виновных, обвинением невинных и превышением полномочий. Потому своей успешной работой бюро во многом обязано именно такому подходу к решению этой проблемы.

— Но сможет ли украинское бюро заработать по этой же схеме без давления властей и олигархов? Ведь почти все отрасли в Украине подконтрольны им. Кстати, как эту проблему обошли в Индонезии и Гонконге, если там коррупция на законодательном уровне была тоже довольно высокой?

— Говоря об Антикоррупционном бюро, я уже подразумеваю его независимость от других министерств, служб и институций. Если оно будет работать независимо, в стороне от других учреждений, оно сможет заниматься расследованием в любой сфере без рисков давления с какой-либо стороны.

В Гонконге, как и в Индонезии, огромное количество богачей – людей с миллиардами долларов. Та же ситуация и в Украине. Но в силу того, что на законодательном уровне все полномочия и правила были прописаны, те бюро проводили объективную оценку вне давления олигархов или кого-либо еще. Для слаженной работы вашего Антикоррупционного бюро необходима прочная законодательная база. Если ее не будет, то я согласен, что бюро не заработает.

— Вы согласились с мнением Джованни Кесслера, что общественность должна доверять служащим бюро. Как достичь доверия в кратчайшие сроки? Сделать информацию публичной?

— Ни в коем случае! В большинстве своем детали расследований будут совершенно секретными – до тех пор, пока подозреваемому не вынесут приговор. Некая часть информации может быть открытой и доступной, опять же, для повышения доверия со стороны населения страны. Но при выборе информации для публичности необходимо проявить крайнюю осторожность, потому что, открыв лишние данные расследования, можно провалить весь процесс.

К примеру, если я вас проверяю, нет смысла оглашать то, что за вами и вашими активами наблюдают. Ведь как только вы узнаете о проверке, сразу же задействуете все возможности эти активы перевести, «подарить» кому-то – в общем, всячески себя обезопасить, а улики уничтожить.

В процессе чистки от коррупции есть определенная информация, которая должна быть закрыта, как минимум пока расследование не дало результатов. И то среди этой информации нужно тоже большую часть фильтровать, ведь это может вызвать подозрение у тех, над кем расследование только началось.

Тем не менее, чтобы заработать авторитет, необходимо предоставлять и активно распространять определенную долю информации населению. Поверьте, это тоже принесет свои плоды. Если правильно преподносить эти факты, люди будут видеть эффективность бюро, и мало того что сами станут в большей мере избегать коррупции, так еще и начнут оказывать ему посильную помощь в расследованиях.

Александра Полоскова, АСН



Просмотров: 63


Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Гороскоп от Павла Глобы на 20 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп от Павла Глобы на 20 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
20 апреля 2024 года представляет собой подходящий момент для установления порядка как на работе, так и в лично....
Обряд на быстрые деньги
Обряд на быстрые деньги
Деньги нужны всем и всегда, но если хочется получить их быстро, ознакомьтесь с простым обрядом на быстрые день....
Эффективные шепотки на любовь
Эффективные шепотки на любовь
Шепотки — это простые и быстрые заговоры, но при этом очень действенные, если воспользоваться ими правильно Уз....
Как улучшить свое финансовое положение: 7 полезных правил на каждый день
Как улучшить свое финансовое положение: 7 полезных правил на каждый день
Чтобы достичь финансового благополучия, простой работы и экономии недостаточно — необходимо хорошо постараться....
Убывающая Луна: что можно и что нельзя делать
Убывающая Луна: что можно и что нельзя делать
Наша жизнь неразрывно связана с лунными циклами Чтобы непростой период убывающей Луны прошел гладко и не прине....
больше материалов


/-0,28706312179565-/ /-pc-/
Top