Когда закончится эра проверок: главная ошибка реформы фискальной службы

Четвертый год подряд мы только и слышим о необходимости развивать и поддерживать малый и средний бизнес. Но давайте откровенно – все эти разговоры не имеют ничего общего с реальной ситуацией. Инвестиционный климат крайне неблагоприятный, уровень теневой экономики в Украине остается по-прежнему высоким. Бизнес, как и раньше, не доверяет государству. А количество проверок, несмотря на заявления чиновников, не уменьшается. И это один из главных факторов, почему в Украину не приходят иностранные инвестиции, а отечественные бизнесмены предпочитают «договариваться», либо и вовсе вести дела «в тени», лишь бы не иметь дело с проверяющими правоохранительными органами.
С такими подходами мы продолжаем оставаться на задворках экономического развития. Каждый пункт «плюс» в ежегодном рейтинге Doing Business дается нам с неимоверными усилиями. Украина буквально карабкается по цивилизационной лестнице, в то время как имеет все возможности осуществить качественный рывок. За год-два мы могли бы оказаться в 30-ке самых привлекательных стран для ведения бизнеса, еще через два года – в 20-ке. Опыт постсоветских стран яркий тому пример. Грузия, Латвия, Эстония – вот уж несколько лет находятся в авангарде рейтинга Doing Business.
Но нет. Мы снова говорим не о том. Например, долгожданная реформа Государственной фискальной службы должна была в корне поменять ситуацию. Однако дискуссия свелась к тому, кто именно, с какими полномочиями и как должен проверять деятельность предпринимателей. По мотивам этой истории уже можно снимать многосерийный «фискальный детектив».
Сначала вместо налоговой милиции должна была появиться финансовая полиция. Соответствующий законопроект был зарегистрирован в конце 2016 года. Согласно нормам документа, финансовая полиция должна заниматься защитой от разворовывания бюджетных денег. А в структуре нового органа не предполагалось никакого силового подразделения. Силовиков планировали привлекать уже по факту выявления нарушений.
На этом этапе, казалось, даже звезды способствовали предпринимателям - неожиданно, из-за технической ошибки в проекте закона о госбюджете, налоговая милиция с 1 января 2017 года оказалась вне закона. Но даже этот «подарок судьбы» не надоумил чиновников и депутатов.
Мы снова застряли − теперь на этапе выяснения отношений между Кабмином, Верховной Радой и Президентом. Правительство подало свой законопроект о создании Службы финансовых расследований, который существенно отличается от первоначальной инициативы парламентариев. Третий вариант законопроекта о новой фискальной службе появился уже по инициативе главы государства – соответствующее поручение он дал своей соратнице, главе парламентского комитета по налоговой политике Нине Южаниной. Комитет подготовил новый документ, в котором предлагает создать Национальное бюро финансовой безопасности. Его концепция предполагает, что сам по себе акт проверки не будет являться основанием для начала уголовного производства. Главный акцент в работе НБФБ делается на работе целой армии аналитиков, которые будут осуществлять сбор и обработку больших массивов информации, которые якобы позволят обнаружить, где бизнесмен имел неосторожность умышленно или ненамеренно обмануть государство.
В таких подходах, по-моему, и заключается главная ошибка наших чиновников и законодателей. Головная боль у предпринимателей возникает потому, что в сфере налогообложения им все равно приходится иметь дело с человеческим фактором. А это всегда сопряжено с различными рисками. Прежде всего – с коррупцией.
И пока государство решает, как ему назвать новую фискальную службу, действия которой − у меня нет сомнений − и в будущем будут носить репрессивный характер, налоговые проверки продолжаются вот в эти самые минуты, пока вы читаете этот текст. В офисе бизнес-омбудсмена называют шокирующие цифры − в 2014-2017 годах было проведено 296 тысяч проверок предпринимателей! Примечательно, что динамика за последние годы, в сравнении с 2012-2013 годами лишь возросла. В 2018-м году ситуация вряд ли изменится.
Существует ли альтернативный способ, как вернуть доверие бизнеса к государству? Да, и он только один − максимально упростить человеческий фактор. Такую возможность дают инновационные системы финансового мониторинга, которые могут проделать любую аналитическую работу намного лучше человека. Воплощать реформу налоговой системы в Грузии начали именно с реорганизации системы фискальных проверок, функции которых на себя взяли компьютерные программы. В Европе подобное практикуется уже давно.
И только мы продолжаем конструировать новый велосипед, незаметно пытаясь приделать к нему дополнительное колесо коррупции.