За последние несколько дней до авиакатастрофы Евгений Пригожин пробыл в разъездах по территории Африки, готовясь к будущим действиям, как сообщает американский журнал Wall Street Journal, ссылаясь на несколько источников, имеющих связь с ситуацией.
По данным издания, в прошлую пятницу, частный самолет Пригожина приземлился в столице Центральной Африканской Республики. Три знакомых с встречей человека рассказали, что во время встречи в дворце президента ЦАР Пригожин пытался убедить Туадеру продолжать сотрудничество. Согласно источникам WSJ, лично Владимир Путин дал указание президенту ЦАР Туадере отойти от Пригожина. Когда Туадера месяц назад находился на конференции в Санкт-Петербурге, он избежал встречи с Пригожиным.
Сразу после этого вблизи места стоянки Пригожина приземлился вертолет группировки "Вагнер", на борту которого находились пять командиров из суданских Сил быстрого реагирования. Эта военизированная группировка связана с "Вагнером" и вовлечена в боевые действия против суданского правительства. В обмен на поставленное ранее им вооружение, военные доставили Пригожину ящики с золотом в качестве оплаты. По данным WSJ, Пригожин, взглянув на ящики, произнес: "Мне понадобится еще больше золота".
После ЦАР Пригожин, согласно WSJ, совершил короткую поездку в Мали.
В это же время в другой части Африки, представители Министерства обороны России вели переговоры с постоянными клиентами "Вагнера" из Ливии. Делегацию возглавил заместитель министра обороны Юнус-Бек Евкуров. Этот же Евкуров был публично освещен Пригожиным за неформальное обращение на "ты" в ходе разговора в штабе Южного военного округа в Ростове.
WSJ подчеркивает, что Кремль постепенно наращивает формальный контроль над сетью клиентов Пригожина, амбиции которого перешагнули пределы, удовлетворительные для Путина. Согласно изданию, инициатива в проведении теневых операций постепенно передается в руки генерала ГРУ Андрея Аверьянова.
После Мали Пригожин вернулся в Россию, но не достиг своей финальной цели в Петербурге.
Отчет WSJ о последних днях Пригожина основан на интервью с более чем десятью африканскими высокопоставленными чиновниками, представителями вооруженных сил, перебежчиками из "Вагнера", анализе зашифрованных разговоров и данных о полетах. Полеты Пригожина между Россией и Африкой подтвердил бывший офицер ВКС России Глеб Ирисов, проводивший беседы с экипажами самолетов "Вагнера".