рус.
укр.
Главная
Подробно
Новости
Не пропустите
Интервью
Блоги
Мнения
Фото/Видео
Прогноз погоды
Воздушная тревога
Архив
Подробно
Новости
Блоги
Фото/Видео
Прогноз погоды
Погода
Воздушная тревога
Воздушная тревога
рус
укр
Архив
Подробно
Новости
Интервью
Блоги
Мнения
Фото/Видео
Прогноз погоды
Поиск
Сортировка:
По дате
По дате
По релевантности
А было ли хищение из Аграрного фонда на 300 миллионов, которое расследует НАБУ?
В уголовном деле об исчезновении из Аграрного фонда сахара на 300 миллионов гривен даже близко нет состава преступления. Об этом «Аналитической службе новостей» (АСН) заявил Александр Готин – адвокат подозреваемого экс-заместителя прокурора Киевской области Александра Колесника. По словам адвоката, злополучный сахар, о котором идет речь, никто не похищал и никуда он не исчезал, а был передан по установленной законом процедуре на ответственное хранение частному предприятию, имеющему на руках многочисленные решения судов Украины в свою пользу в хозяйственных спорах, длящихся с 2011 года. «К сожалению, в НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуре к расследованию дела отнеслись, мягко говоря, халатно, устроив из задержания Колесника очередную пиар-акцию. А по факту эпопея с сахаром гораздо шире, длится уже более пяти лет, и речь идет о нанесении государству ущерба в особо крупных размерах. Вот что действительно должно быть расследовано. Пока же мы видим попытку найти крайнего и назначить виновным прокурора Александра Колесника, обвинив его в причастности к хищению, к которому он не имеет ни малейшего отношения. Мы подали суду пакет доказательств и материалов, включая решения Верховного Суда Украины, которые наглядно показывают, что в данной ситуации вообще нельзя говорить о совершении заместителем прокурора Киевской области Колесником А.В. преступления. И если бы расследование проводилось должным образом, как положено, по закону, то наш подзащитный не был бы под стражей», – отметил Готин. Адвокат также подчеркнул, что во время заседания он обратил внимание суда на ряд документов, опровергающих и нивелирующих предъявленные Александру Колеснику обвинения. При этом сотрудники антикоррупционной прокуратуры искренне удивлялись, что это за документы и откуда они. И еще больше были удивлены, когда узнали, что эти документы сторона защиты «обнаружила» в самом же уголовном деле, которое НАБУ расследует в отношении Колесника. «Иногда складывалось впечатление, что обвинители попросту не имеют представления, какие документы у них находятся в материалах уголовного дела», - подчеркнул адвокат. Кроме того, по словам адвоката Готина, прописанные детективами НАБУ экс-заместителю прокурора Киевской области обвинения не просто не стыкуются по многим позициям с собранными самим же НАБУ материалами уголовного дела, но по некоторым ключевым – вообще противоречат этим материалам. Комментируя дальнейший ход уголовного дела в отношении Александра Колесника, адвокат Готин подчеркнул: данное дело не имеет судебных перспектив и, идя по букве закона, его подзащитный в конечном итоге должен быть оправдан.
16-07-2016 15:16
Новости -
Политика
Современная прокуратура работает по советскому Уголовно-процессуальному кодексу
Нынешние прокуроры нередко по инерции используют Уголовно-процессуальный кодекс 1960 года и работают по старым процессуальным процедурам. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал адвокат Александр Готин. По его словам, сегодняшнее процессуальное законодательство довольно существенно ограничило функции и возможности прокуроров, однако отказываться от полученных в советский период неограниченных прав они не торопятся. «Десятилетиями прокуроры обладали практически безграничной властью. Новые реалии требуют кардинальных изменений в механизмах правоохранительной системы. По новому Уголовно-процессуальному кодексу 2012 года, традиционные советские подходы к государственному обвинению закончились. Введены реестры материалов досудебного расследования, запрещено безосновательно менять состав групп прокуроров, прописаны многие другие ограничения. Но, видимо, четыре года оказалось мало, чтобы освоить новые правила работы. Зачастую прокуроры, пытаясь сохранить за собой неограниченную монополию на власть, работают по старинке и вопреки требованиям нового УПК Украины проводят досудебное расследование по принципу «как удобно». Работая по старинке, некоторые следователи и прокуроры подчас сами себя загоняют в тупик, собирая доказательства способом и по методикам, которые противоречат действующему законодательству. И когда они с таким пакетом доказательств приходят в суд, судьи зачастую сразу же возвращают материалы обратно, указывая на несостоятельность обвинения», - сказал Готин. Именно по этой причине, по словам Готина, многие резонансные дела впоследствии просто разваливаются в судах. В качестве примера адвокат привел резонансный судебный процесс, который проходит в Одессе с участием Военной прокуратуры Южного региона и директора госпредприятия, обвиняемого в получении взятки. По словам адвоката, Военная прокуратура Южного региона расследовала уголовное дело, на что, согласно приказу Генеральной прокуратуры Украины №12 ГН «Об особенностях деятельности военных прокуратур», не имела права. Хотя это дело вообще не относится к юрисдикции военной прокуратуры. Как отметил адвокат, в рамках одного дела Военной прокуратурой Южного региона допущено было столько грубых нарушений закона, что юридическая сила собранных по делу доказательств равна значимости обычной макулатуры. Для иллюстрации. Участвующий в деле прокурор, вопреки прямому предписанию УПК, сам себя назначил прокурором в указанном деле. Так могло быть в советские времена. Ныне же прокурора в конкретном деле назначить может только другой прокурор, а именно руководитель прокуратуры. УПК Украины 2012 года предполагает абсолютно иные механизмы составления процессуальных документов, нежели это было сделано в Одессе. По уголовным делам обязательным является внесение данных о составленных документах в специальные реестры. Такая практика введена в новом УПК, дабы прекратить порочную практику вынесения решений задним числом. Без внесения данных в реестры расследование считается незаконным и представленные прокуратурой документы и доказательства даже не рассматриваются судом. В приведенном Готиным деле расследование взятки базируется на постановлении военного прокурора Южного региона Максима Якубовского от 5 декабря 2016 года. При этом данное постановление даже не было внесено в реестр, соответственно, не имеет никакой юридической силы. По мнению адвоката, подобные случаи должны стать исключением, а не нормой. Иначе вернуть доверие к системе, которая проходит «очищение», не удастся. «Прокуроры не должны крутить УПК как дышлом, а потом пытаться выходить сухими из воды, списывая свою некомпетентность на продажность судей. Прокурорам следовало бы повнимательней изучать нормы действующего законодательства, где четко прописана их персональная ответственность за незаконные задержания, арест и привлечение к ответственности невиновного человека», - подчеркнул эксперт.
06-06-2016 19:35
Мнения -
Общество
Контрабанда - это не правовое, а экономическое явление
Увеличение количества задержанного контрабандного товара и уличенных злоумышленников не меняют состояние правопорядка в государстве. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) выразил адвокат, кандидат юридических наук Александр Готин. По его словам, причина этого довольно проста - борьба с контрабандой идет на уровне конечных последствий, однако не на уровне причин данного общественно-вредного явления. «Поэтому каждый изъятый контрабандный груз воспринимается только как рисковые затраты нелегального бизнеса, однако не как рычаг локализации и ликвидации этого явления», - отметил Готин. Он также подчеркнул: следует учитывать, что контрабанда - не столько правовое, сколько экономическое явление и ее истоки кроются в дисбалансе процессов общественного производства и потребления товаров, работ, услуг; в искусственных колебаниях национальной валюты; в разбалансированности механизма администрирования таможенных платежей; в забюрократизированной системе органов таможенной службы; коррупции и тому подобное. «Поэтому именно налаживание экономико-правовых механизмов хозяйствования в стране является залогом эффективного противодействия контрабанде. Подтверждением этого тезиса является тот факт, что государство, понимая именно экономическую природу контрабанды товаров, в свое время исключила это явление из числа уголовно наказуемых деяний и отказалась от преследования виновных в контрабанде лиц с помощью Уголовного кодекса Украины», - подчеркнул эксперт. Он выразил уверенность, что акцент в системе мер борьбы с контрабандой должен быть смещен с репрессивное-карательных на экономические рычаги. Именно экономический блок правительства, создавая цивилизованные экономико-правовые правила хозяйствования, имеет больше шансов эффективно противодействовать проявлениям контрабанды, чем главы областей и силовики. «Для иллюстрации, основополагающая причина контрабандного ввоза товаров - отсутствие возможности национальных производителей удовлетворить спрос украинского потребителя в товарах и предложить товары в желаемом для потребителей соотношении параметров качества - цены. Поэтому нейтрализация этой разновидности контрабанды требует, прежде всего, создание экономико-фискальных стимулов развития отечественного производства. Другой пример - контрабанда товаров за пределы Украины. В связи с повальной неконкурентноспособностью отечественных товаров на европейском и мировом рынках значительную часть экспорта из Украины занимают сырье, полуфабрикаты и товары первичной переработки. Нога в ногу с экспортом шагает контрабанда сырья и полуфабрикатов, в частности древесины, полезных ископаемых, продукции сельхозназначения, полуфабрикатов горно-металлургического комплекса», - отметил эксперт. По его словам, для страны гораздо выгоднее, если бы мы экспортировали не низкотехнологическую, но глубокой переработки, высокотехнологичную и научно-инновационную продукцию. Для этого целесообразно создать благоприятную, адекватную потребностям сегодняшнего дня экономико-правовую среду, чтобы и иностранный, и отечественный бизнес были заинтересованы в развитии промышленного производства внутри Украины. «Без кардинальных экономических реформ борьба с контрабандой и в дальнейшем будет представлять собой очковтирательство и источник вдохновения для популистов», - резюмировал Готин.
09-08-2015 12:05
Мнения -
Экономика
Иностранцев просят в АТО
В ближайшее время у нас могут появиться легионеры. Парламент в шаге от легализации граждан других стран, воюющих на стороне Украины. Планируется, что иностранные воины смогут подписать контракт и официально служить на должностях рядового, сержантского и старшинского состава. И наша страна получит несколько боеспособных, опытных и мотивированных подразделений общей численностью до тысячи человек. Что реально предлагает законодатель, а что нужно бойцам, уже воюющим на стороне Украины, разбиралась журналист «АСН». Чего ждут от государства? Бойцы из других стран знают об этом законопроекте и очень надеются на него, поскольку хотят легализоваться. Одни рассчитывают получить гражданство, другие — иметь право законно воевать на стороне Украины, сохранив свои паспорта. Третьи — планируют потом уехать к себе на родину, но сейчас хотят быть в Украине на законных основаниях. Отметим, что на Донбассе сегодня находятся граждане разных стран. Это владельцы паспортов РФ и постсоветских республик, а также шведы, поляки, израильтяне, турки и др. В перечне насущных проблем люди называют сложность оформления документов. Особенно большие с этим трудности у граждан РФ. Как рассказал АСН комбат-депутат Семен Семенченко — сейчас пытаются получить гражданство около десяти бойцов батальона «Донбасс». Процедура — это семь кругов ада. Главные сложности — в бюрократии. «От них требуют справки о несудимости. Хотя на родине зачастую их преследуют по закону, например в РФ, Беларуси таких документов они не могут получить. Также сложно подтвердить проживание в Украине. Доказать, что защищали Украину. Есть проблемы и с лечением. Раненым помогают в основном волонтеры, товарищи. Но это неправильно. Государство должно заботиться», — настаивает он. В свою очередь, боец батальона «Айдар» с позывным Валькирия — гражданка РФ Юлия Толопа — рассказала АСН, что у нее главная сложность — получение гражданства Украины. «Доказать официально, что ты в батальоне, сложно. Нет зарплаты и социальных гарантий. А в случае с соискательством на гражданство нужна справка о несудимости из РФ. «Я очень сомневаюсь, что там мне такой документ выдадут», — поделилась Валькирия. Сейчас Юлия уехала из зоны АТО. Она скоро станет мамой. Говорит, реально не хватает минимальной социальной защиты, а все расходы по медицинскому сопровождению беременности взяли на себя волонтеры. «Мне очень хотелось бы жить с ребенком в Украине на законных основаниях», — сказала доброволец. И добавила, что она, как и другие воины-иностранцы, рассчитывает на упрощение их легализации с принятием закона. Также пресс-офицер батальона имени Дудаева Амина Окуева (в мирной жизни хирург) рассказала АСН, с предоставлением медицинских услуг серьезная проблема. Ведь в случае ранения добровольца-иностранца на поддержку государства рассчитывать не приходится. Кроме того, Окуева подчеркнула, что легализации люди ждут, понимая, что Украина сегодня не может предоставить им высокие зарплаты и дорогие соцпакеты. Для них главное — не быть вне закона. Также она акцентировала, что легализация поможет выявлять засланных казачков, пророссийских диверсантов, мародеров и других преступников, прикрывающихся идеей добровольческого движения. Если подытожить, то у иностранцев, уже воюющих в зоне АТО, к законодателю есть ключевые вопросы: будет ли легализация и упрощение получения гражданства или права на проживание, а также стоит ли рассчитывать на соцпакет. К первоисточнику Что же говорит законодатель, прописывая механизмы прохождения военной службы в Вооруженных силах Украины (ВСУ) иностранцами и лицами без гражданства в законопроекте №2389, который сейчас готовится для принятия в целом. Авторы законопроекта утверждают, что реализация предложенных ими положений позволит сформировать несколько боеспособных и мотивированных подразделений уровня батальона, уменьшить человеческие и материальные потери Украины от боевых действий, декриминализовать деяния, не являющиеся общественно опасными и имеющими место в зоне АТО. Кроме того, граждане Украины — участники боевых действий получат право использовать свои навыки на контрактной службе за пределами Украины. В обосновании необходимости принятия акта говорится, что после формирования на добровольческой основе специальных подразделений МВД и батальонов территориальной обороны ВСУ в зону антитеррористической операции начали самостоятельно прибывать иностранцы с военным опытом. Часть из них, несмотря на отсутствие на то правовых оснований, принимали и принимают участие в боевых действиях. Вместе с тем, действующее законодательство Украины, а именно законы Украины «О воинской обязанности и военной службе», «О Вооруженных Силах Украины» и «Об Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Украины», не предусматривает прохождения военной службы иностранцами. Практика участия иностранцев в боевых действиях на стороне Украины противоречит нормам закона. По меньшей мере, они подпадают под признаки статьи Уголовного кодекса Украины о незаконном обращении с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами и наемничестве. Человек рискует получить срок от 7 до 12 лет лишения свободы. Так, законодатель предлагает прописать, что на военную службу по контракту берут ранее несудимых иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Украине на законных основаниях. Для подписания контракта им придется обратиться в военный комиссариат по месту жительства. Также устанавливается испытательный срок — два месяца. Денежное обеспечение в законопроекте определяется на уровне, установленном для военнослужащих — граждан Украины, проходящих службу по контракту. Также планируется гарантировать выплату единовременного пособия в случае гибели (смерти) в размере 500-кратного прожиточного минимума. В случае потери здоровья предусматриваются компенсации: в размере 250-кратного прожиточного минимума в случае инвалидности I группы, 200-кратного — II группы и 150-кратного — в случае установления военнослужащему инвалидности III группы. Также сказано, что на военнослужащих-иностранцев и лиц без гражданства не будет распространяться действие закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Что же касается иммиграции в Украину, то в списке «льготников» числятся деятели культуры и науки, высококвалифицированные специалисты и рабочие, те, кто инвестировал в экономику Украины иностранную конвертируемую валюту в сумме не менее 100 (ста) тысяч долларов США лица, прослужившие в Вооруженных Силах Украины три и более лет и др. Три вопроса от легионеров Понятно, что ничего не понятно. Упрощения тут не видно. Как и нет ни одного упоминания об АТО. Складывается впечатление, что законопроект рассчитан на перспективу, а отнюдь не на сегодняшние реалии. И решений, которые так волнуют реальных людей, мы в нем не нашли. Их нет? С просьбой прояснить тонкости и хитросплетения законопроекта АСН обратился к специалисту — адвокату, кандидату юридических наук Александру Готину. ВОПРОС 1. Стоит рассчитывать на полное соцобеспечение? Законопроектом № 2389 предлагается дополнить закон «О воинской обязанности и воинской службе» статьями 223 и 224, предусматривающими правила выплаты денежного обеспечения военнослужащему-иностранцу (лицу без гражданства), а также единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности иностранцу и лицу без гражданства, которые проходят воинскую службу. В то же время законопроектом №2389 вводится в действие статья 225, которая прописывает: социально-экономические гарантии, предоставляемые военнослужащим и членам их семей в соответствии с положениями закона «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.1991 г. № 2011-XII, не распространяются на военнослужащих-иностранцев (лиц без гражданства) и членов их семей. То есть военнослужащим-иностранцам, лицам без гражданства (в том числе и членам их семей) в соответствии с положениями законопроекта №2389 от 17.03.2015 г. на полный социальный пакет рассчитывать не приходится. ВОПРОС 2. Действительно ли упрощается легализация, получение гражданства для тех, кто уже в АТО? Законопроектом №2389 от 17.03.2015 г. предлагается дополнить часть вторую статьи 4 Закона «Об иммиграции» от 07.06.2001 г. № 2491-III пунктом 9, согласно которому разрешение на иммиграцию в пределах установленной Кабмином квоты предоставляется лицам, которые прослужили в Вооруженных силах Украина три и более лет. Но законопроект №2389 определяет следующее правовое основание прохождения иностранцами (лицами без гражданства) службы в ВСУ — контракт, на основании которого нахождение иностранцев в воинских подразделениях как раз и именуется воинской службой. Действующий ныне закон «О воинской обязанности и воинской службе» №2232-XII в статье 2 определяет: воинской службой в ВСУ является исключительно служба, которую проходят граждане Украины. Таким образом, для иностранцев и лиц без гражданства трехлетний срок для получения квоты на иммиграцию в Украину начнется только с даты заключения этими лицами с государством Украина соответствующего контракта о прохождении воинской службы. Период времени независимо от его продолжительности, который имел место до дня заключения контракта, согласно законопроекту №2389 не включается в срок, засчитываемый в качестве основания получения иностранцем (лицом без гражданства) разрешения на иммиграцию. ВОПРОС 3. Реально ли упрощают процедуру для тех, кто уже воюет, и на кого заведены в РФ уголовные дела? Законопроектом №2389 от 17.03.2015 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно прохождения воинской службы в Вооруженных Силах Украины иностранцами и лицами без гражданства» предлагается дополнить закон «О воинской обязанности и воинской службе» от 25.03.1992 г. №2232-XII статьей 211, частью второй, которой предусмотреть, что на воинскую службу по контракту принимаются ранее не судимые иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях. Таким образом, обязательным условием заключения контракта с иностранцем (лицом без гражданства) о прохождении воинской службы является документальное подтверждение факта отсутствия у этого кандидата статуса лица, имеющего судимость. Очевидно, этот факт можно засвидетельствовать или путем личного предоставления кандидатом на воинскую службу выданной зарубежными органами справки о его несудимости. Или вследствие получения по запросу компетентных органов Украины необходимой информации от страны, гражданином которой этот иностранец является. Если в отношении иностранца в другой стране имеется уголовное производство, то такое лицо вряд ли рискнет выехать за пределы Украины для получения за рубежом нужной ему справки. Поскольку будет опасаться задержания и ареста, которые являются неотъемлемыми процессуальными мерами, осуществляемыми в рамках досудебного (судебного) расследования. В случае же направления запроса со стороны украинских властей, компетентные правоохранительные органы иностранного государства проинформируют, как это обычно бывает, что лицо находится под следствием и судом. Соответственно иностранец (лицо без гражданства) не сможет предоставить справку о том, что у него нет судимости, украинским компетентным органам и не сможет заключить контракт на прохождение службы в ВСУ. Таким образом, законопроект №2389 создает «фильтры» для того, чтобы не допустить в ВСУ или уже ранее судимых иностранцев, или лиц, которые являются фигурантами уголовных дел в своих странах либо разыскиваются по линии Интерпола. Прицел на перспективу Так неужели парламентарии говорят о легализации уже воюющих в АТО только для красного словца, или все же допишут что-то точечно? Как оказалось, уточнений по уже воюющим в законопроекте и переходных положениях к нему не предвидится. Ситуацию, пусть и не совсем охотно, разъяснил автор инициативы народный депутат от «Народного фронта» Дмитрий Тымчук. «Суть законопроекта в том, что любой иностранный гражданин, который сейчас воюет добровольцем или прибывает в Украину, чтобы воевать добровольцем, может иметь право подписывать контракт с Министерством обороны Украины», — браво начал он. Уточнению, как же взять необходимые для легализации справки в РФ, Тымчук несколько удивился: «Что значит взять справки? Они же прибывают из своей страны. Если они маргиналы или скрываются от правосудия — это другой вопрос». Он не смог ответить, что будет делать Украина, если желающие легализоваться — жертвы политический гонений. «Кстати, этот вопрос мы еще не предусматривали. Понятно, что принимаются справки, выданные по месту жительства. Если политические преследования? Тут я не могу вам ничего сказать. Нужно с юристами консультироваться», — признался автор. Также у Тымчука удалось узнать, что, готовя законопроект ко второму чтению, депутаты не вносили в него серьезные правки, кроме как уточнили термин «наемничество». И он не стал отрицать, что в случае, если документ станет законом, его действие будет направлено на новоприбывших…
25-06-2015 19:26
Публикации -
Происшествия
Игры со льготами - детектив с политическим душком
История со льготами на проезд начинает напоминать плохой детектив. Сначала их сняли почти со всех категорий льготников советующим решением парламента. Потом премьер-министр Арсений Яценюк победоносно заявил – льготы остаются и после 1 июня. Правда, списки безапелляционных льготников опубликованы не были. Не названы также четкие механизмы финансирования и оптимизации льгот местными властями, в чьей юрисдикции этот вопрос. История вопроса С 1 июня 2015 года бесплатно в общественном транспорте смогут ездить только инвалиды 1-й и 2-й групп, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, учащиеся из малообеспеченных семей и лица, которые их сопровождают и которые сопровождают инвалидов 1 группы, участники боевых действий. А вот все остальные, в частности, участники войны, дети войны, члены семей погибших ветеранов войны, люди с особыми заслугами перед Родиной, ветераны труда, жертвы нацистских преследований, заключенные концлагерей, гетто, дети, пострадавшие в результате катастрофы на ЧАЭС и другие должны были ездить уже за свой счет. Это решение парламента, одобрившего инициированный Кабмином закон №1577, автором которого значится Яценюк Арсений Петрович. На Камбмин обрушилась критика, мол, снова он затягивает пояса на шее самым бедным. И прозвучало тогда от премьера на всю Украину: пенсионеры, инвалиды и другие льготные категории граждан имеют право на льготный проезд в общественном транспорте. И был призыв, чтобы местная власть Киева, Днепропетровска и Харькова позаботилась о тех, кто ездит в метро. Но кто именно входит в категорию «другие»? И что именно должны делать местные власти? Эти вопросы остались без ответов. Получилось вроде бы красиво, но непонятно. Что делают на местах Кстати, складывается впечатление, что на местах не поняли что делать. Местные органы власти данные Кабмином «цеу» не спешат выполнять. В управлении соцзащиты Днепропетровского горсовета обещают после 3 июня обсудить вопрос льготного проезда. Более-менее урегулировали ситуацию в Харькове. В департаменте труда и соцзащиты Харьковского горсовета уточнили АСН, что вопрос на рассмотрение вынесут не раньше 26 июня. Правда, есть распоряжение Харьковского городского главы, чтобы с 1-го июня и дальше ездили бесплатно все, кого «урезали» в законе. В столице действует программа «Карточка киевлянина». Документ киевляне и временные переселенцы могут оформить в управлении соцзащиты. Он предоставляет возможность пользоваться рядом льгот, включая бесплатный проезд в метрополитене. И ничего общего с предложением премьера не имеет. В Ровно же потребовали разъяснить алгоритм действий у Минсоцполитики. И получили ответ, что льготы и дальше имеют: инвалиды 1-й и 2-й групп; участники боевых действий; инвалиды войны (и 3-й группы); чернобыльцы 1-й и 2-й категорий (второй категории – ликвидаторы); дети-инвалиды до 18 лет; реабилитированные лица; ветераны военных силовых служб и дети из многодетных семей. Приемная адвоката С 1 июня многие льготники станут бывшими, и за проезд им придется платить наличными. Адвокат Александр Готин разъяснил АСН, что принятый по инициативе КМУ закон действует, а постановление, о котором говорил Яценюк, касается только пенсионеров по возрасту и инвалидов. Он также обратил внимание, что нет понимания, какие именно «участники боевых действий» могут ездить бесплатно. А это важно в разрезе АТО и предоставления статуса молодым людям. Кроме того, он отметил, что в сообщении Кабмина сказано: льготы предоставят тем, кто пострадал вследствие Чернобыльской катастрофы 1-й и 2-й категорий. «Но это будет только в том случае, если они будут пенсионеры по возрасту или инвалиды», - разъяснил адвокат. Эта же проблема касается и членов семей погибших и умерших ветеранов войны. «Фактически информация, которую дали в правительстве, не совпадает с положениями закона и постановлениями Кабмина», – подчеркнул адвокат. За ответом к министру Более подробно разъяснил «что» и «как» министр социальной политики Павел Розенко. «Другие» - это пенсионеры по возрасту. А и ветераны труда, и дети войны, и участники войны, и жертвы нацистских преследований, члены семей погибших или умерших ветеранов войны, инвалиды 1-3 групп, лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 1-й и 2-й категорий – это чаще всего пожилые люди, которые уже на пенсии. Проблемы остаются, как пояснил профильный министр АСН, с льготным проездом для пенсионеров в метрополитенах. Тут решения должны принимать горсоветы. Поэтому был призыв, чтобы органы местного самоуправления Киева, Харькова и Днепропетровска приняли решение о бесплатном пользовании метро для пенсионеров. Контрпредложение Но во всей этой истории незамеченным остался еще один факт. А именно: 20 мая в ВРУ зарегистрирован законопроект об изменении в закон «О местном самоуправлении». Его авторы – депутаты от Блока Петра Порошенко. Основной целью законопроекта, говорится в пояснительной записке, является обеспечение возможности органам местного самоуправления самостоятельно определять наименее защищенные категории лиц, которых необходимо обеспечить правом льготного (бесплатного) проезда на соответствующих территориях за счет местных бюджетов. Прописывается механизм, позволяющий на местах обеспечить льготный проезд ветеранам труда, пенсионерам, лицам, сопровождающим инвалидов детства и инвалидов 1-й и 2-й групп, а также других «в порядке и размерах, определенных органами местного самоуправления, за счет соответствующих местных бюджетов». Соавтор законопроекта, нардеп от «Блока Петра Порошенко» Юрий Македон пояснил АСН: это механизм для обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней действительно нуждается. «Мы просто расширяем полномочия местных органов самоуправления. Это простой закон, он никого ни к чему не обязывает. Пусть на местах сами решают, кому давать, какие льготы, на каких условиях, какую адресную помощь», - пояснил представитель пропрезидентской фракции. Политические игры Но оказалось, что тут нужно обращать внимание не столько на льготы, как на политику. Так экс-секретарь парламентского Комитета по вопросам социальной политики и труда Андрей Павловский отметил АСН, что особенно возмущены отменой льгот были пенсионеры в Виннице - вотчине Президента Петра Порошенко. Они даже прошли маршем по центру города. А потом появился Яценюк, и заявил, что местным бюджетам выделяется субвенция на транспортные льготы. А вот политолог Юрий Палийчук говорит, что ситуация со льготами – просто попытка избежать политической ответственности, Яценюк пытается все переложить на местные органы, чем напоминает своего предшественника, Николая Азарова, принявшего «гениальное» решение: передать местным бюджетам дороги областного значения без каких-либо для того возможностей, полномочий и финансовых ресурсов. Политолог отметил, что если местные советы сами устанавливают льготные категории, то это разумный ход. Но осуществлять такие идеи можно только после проведения реальной бюджетной децентрализации, поскольку если передавать местному самоуправлению дополнительные полномочия и функции без ресурсов, то этот путь никуда не приведет. А законопроект N 2919 Палийчук назвал «шпилькой» в адрес премьера. «Что касается позиции БПП, то они, вопреки тому что пребывают в тесных переговорах с Народным фронтом по поводу совместного участия в местных выборах, не теряют ни одной возможности «потроллить» премьер-министра. Это все не более чем попытки найти крайнего в ситуации. Госбюджет реально не выдерживает такого количества льгот и не только на общественный транспорт, но и на все», - подчеркнул политолог.
29-05-2015 20:53
Публикации -
Экономика
«Пожизненникам» обещают сократить срок
Парламентарии решили гуманизировать наказание для осужденных пожизненно, предоставив возможность воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение. Журналисты АСН попробовали разобраться, насколько оправдана такая инициатива и чем она может обернуться для общества. На пути в Европу Во время обсуждения проекта закона № 2292 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно замены пожизненного лишения свободы более мягким наказанием» депутаты рассуждали о том, что до сих пор в украинских колониях не созданы надлежащие условия для тех, кто получил самую суровую меру наказания – пожизненное заключение. И хотя многие говорили, что этот аргумент не может быть решающим, если речь идет о тяжких преступлениях, тем не менее желание показать, что мы «за евростандарты», в очередной раз победило. И законопроект приняли за основу. Один из соавторов документа, глава подкомитета по международно-правовым вопросам и парламентскому контролю за выполнением Украиной международных обязательств Комитета Верховной Рады по иностранным делам Ирина Луценко убеждала депутатов: никто не говорит – наказание в форме пожизненного лишения свободы отменяется или не применяется. «Речь идет о том, что для наказаний, ограниченных определенным сроком, существует возможность или право освободиться условно-досрочно, а у пожизненно лишенных свободы такого права нет». А председатель Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин напомнил, что в прошлом созыве уже рассматривалась похожая законодательная инициатива, но ее не поддержали. По его мнению, это неправильно. Теперь комитет не просто поддерживает поднятый вопрос, но и настаивает на том, что нужно исправить еще одну проблему. Речь идет о судебной практике, когда к высшей мере могут приговорить соучастника преступления, который фактически его не совершал, не был на месте преступления, а только принимал участие в разработке плана. Правда, несмотря на такую рекламу, депутаты идеей не вдохновились. К тому же среди них оказалось немало таких, кто все-таки прочел выводы Главного научно-экспертного управления парламента, рекомендующего прописывать «гуманизацию» в Уголовно-исполнительном кодексе, а не в уголовном законодательстве. Эксперты в частности акцентировали: действующим Уголовным кодексом предусмотрено лишь 13 составов преступлений, за совершение которых альтернативным лишению свободы на определенный срок является основное наказание в виде пожизненного лишения свободы. Среди них – посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, если такие действия привели к гибели людей или другим тяжелым последствиям; умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; террористический акт, приведший к гибели человека; применение оружия массового уничтожения, если такое деяние повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия; геноцид и другие. И применять в этих случаях УДО или более мягкую форму наказания – это не только нарушать один из основных уголовно-правовых принципов о соответствии наказания уровню общественной опасности совершенного преступления, но провоцировать рецидивы. От злодейства вылечит старость? Примечательно, что очень похожий документ, но под другим номером, был отклонен парламентом совсем недавно – 5 февраля этого года. И тут, в нарушение регламента, он появился снова. Да и протягивался через зал силой – был результативно проголосован только с четвертого раза. Такая настойчивость настораживает. Тем более, что страна ждет все же не просто разрекламированных, но и доведенных до логического завершения дел по преступлениям против Майдана, прошлой власти, сепаратистов и военных преступников. За разъяснениями идем к соавтору – народному депутату Ирине Луценко. Она убеждает: подводных камней в законопроекте нет, как и политики. Одной из причин стали проигрыши Украины в Европейском суде по правам человека и его замечания относительно несовершенства отечественного законодательства. «Мы не отменяем пожизненное заключение для всех преступников. Мы устанавливаем принцип правильности применения законодательства», - заверила она. На просьбу смоделировать ситуацию – например, Виктор Янукович осужден и отбывает пожизненное в украинской тюрьме – Луценко подчеркнула, что он будет иметь право просить смягчение наказания или помилование. Но это не значит, что его освободят. Но и без политики такая инициатива вызвала неоднозначную реакцию в обществе, которое оказалось не готово к тому, что убийцы и насильники получат своего рода индульгенцию. Кстати, для того, чтобы заслужить поощрение и добиться пересмотра дела, нужно не так уж много: соблюдать режим, избегать конфликтов с другими осужденными, выполнять работу на отведенном участке, а также исправно следовать указаниям администрации. И тогда, по логике авторов документа, у преступника, приговоренного к высшей мере, появится шанс начать свою жизнь заново. «Если этот закон будет принят Верховной Радой, то преступники, совершившие, к примеру, умышленное убийство двух и более человек, ребенка или беременной женщины, заложника или похищенного человека; убийство, сопряженное с изнасилованием, насильственным удовлетворением половой страсти в извращенной форме либо с расчленением; убийство по заказу или иные особо опасные преступления против государства и общества, получат возможность спустя какое-то время за «примерное поведение» выйти на свободу», - рассказывает адвокат Александр Готин. При этом народные депутаты, апеллируя к европейской практике условно-досрочного освобождения осужденных к пожизненному заключению, как-то по-детски объясняют свою позицию. Они наивно полагают, что пожизненно заключенные в государствах ЕС – в случае применения к ним условно-досрочного освобождения – реже оказываются в тюрьме, поскольку хорошо осознают(?!), что при малейшем нарушении закона снова попадут за решетку и тогда уже будут отбывать наказание вплоть до самой смерти. Сложно признать убедительным в обоснование своей позиции и такой месседж разработчиков закона, что «…пожизненно осужденные стареют, а возраст тоже лечит от злодейства». Адвокат Готин утверждает, что подобного рода обоснования – простое передергивание фактов, образно говоря, искусственное «притягивание за уши» европейской пенитенциарной статистики к суровым украинским реалиям. Не менее сомнительным, по словам адвоката, выглядит и аргумент, что внедрение условно-досрочного освобождения для пожизненно осужденных обусловлено якобы сложностями создания государством (и в первую очередь финансовыми) надлежащих условий содержания таких осужденных. «Народные депутаты в пояснительной записке приводят статистику неуклонного роста количества осужденных пожизненно (в среднем 100 человек в год). Получается, что депутаты предлагают запустить в жизнь определенный механизм освобождения особо опасных преступников из-за дороговизны их содержания и в связи с отсутствием должного количества ресурсов, чтобы обустраивать места содержания для вновь осужденных. Такой путь законодателей – очевидное ложное понимание интересов человека (гражданина), общества и роли государства в механизме защиты этих интересов», - убежден Александр Готин. На свободу – за спортивные достижения Практикующие юристы рассказывают, что когда речь сегодня идет о применении такой льготы, как условно-досрочное освобождение, суды принимают во внимание два основных момента. Прежде всего, это срок, который человек уже отбыл (1/3, 2/3 и 3/4 в зависимости от тяжести совершенного преступления), а также его поведение, а именно выясняют, стал ли осужденный на путь исправления. При этом в какой-то мере «становление на пусть исправления» определяется банальным соотношением количества поощрений (их должно быть больше) над взысканиями. А при применении так называемых поощрений нельзя исключать и коррупционную составляющую в действиях администраций колоний, которая достаточно сложно разоблачается, поскольку в этом заинтересованы как осужденный, так и руководство колонии. Любопытно то, что поводом к поощрению может при желании стать, к примеру, участие в художественной самодеятельности или спортивные состязания, устроенные в колонии. И чего только не придумывают фигуранты громких дел, чтобы выйти раньше срока на свободу. Правда, осуществить планы им удается не всегда. Так, на днях Киевский областной апелляционный суд оставил экс-народного депутата Виктора Лозинского отбывать наказание в колонии. По информации пресс-службы Генеральной прокуратуры, в марте в суд было направлено ходатайство от руководства Бориспольской колонии №119, где отбывает свое наказание Лозинский, о замене последнему оставшейся части наказания на исправительные работы. Напомним, 20 апреля 2011 г. Днепровский райсуд Киева, определением Апелляционного суда Киева и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел приговорил экс-нардепа Виктора Лозинского к 10 годам лишения свободы за убийство гражданина Валерия Олийныка в охотничьих угодьях в Голованевском районе Кировоградской области 16 июня 2009 года. Вот только тянуть полный срок Лозинский не захотел. А посему неоднократно предпринимал попытки покинуть места лишения свободы раньше либо хотя бы смягчить наказание. Последней была просьба о замене наказания исправительными работами. Но в этой истории прокуратура и суд проявили принципиальную позицию, не предоставив экс-нардепу возможности избежать тюремного срока. О правах потерпевших законодатели забыли Эксперты утверждают, что реализация на практике предоставленных законодателем прав для осужденных по применению льгот, связанных с условно-досрочным освобождением и заменой на более мягкое наказание, подчас противоречит элементарным нормам справедливости и нарушает права потерпевших и сейчас. А что будет, когда изменится законодательство? Вызывает немало вопросов у юристов и выписанная в новом законопроекте норма о том, что «пожизненников» планируют выпускать на свободу после 15 лет отсидки. При таком подходе теряется смысл применения пожизненного лишения свободы – оно фактически превращается в наказание, от которого осужденный может быть освобожден через 15 лет. При этом непонятно, каким образом в этом случае будет определяться не отбытая часть наказания, о которой идет речь в части четвертой статьи 81 УК. «По закону пожизненное лишение свободы – самое тяжелое наказание. А этим законопроектом его уравнивают с обычным лишением свободы», - акцентирует экс-глава Государственной пенитенциарной службы Сергей Старенький. По словам Сергея Старенького, количество тех, кто приговорен к высшей мере, действительно растет. «Уже в следующем году появятся первые осужденные к пожизненному лишению свободы, которые отбудут 20 лет наказания и будут иметь право на помилование. Тогда государство и сможет регулировать их количество. А пока оно только растет», - резюмировал эксперт. Он убежден, что государство должно позаботиться об условиях труда для сотрудников колоний, которые работают с такой категорией осужденных как пожизненники, и пересмотреть зарплаты, чтобы их уровень соответствовал риску, которому они подвергаются.
20-05-2015 11:22
Публикации -
Общество
Льготы чиновники смогут включать по желанию
Как-то в интервью министр юстиции, просидевший в этом кресле не один срок, мне честно ответил, что любое правительство будет управлять финансированием льгот в «ручном режиме». И как бы люди ни бунтовали и сколько бы исков ни подавали в Европейский суд, ситуация не изменится. И так действительно было много лет. Но нынешнее правительство не стало играть с народом в кошки–мышки, а просто переложило ответственность с центральной власти на местные, переключив туда же и весь негатив. Крайних уже назначили Речь идет о законе, который Кабмину удалось протащить под соусом урезания расходной части госбюджета. И первыми под нож как раз и попали те, кого из года в год причисляли к малообеспеченным категориям населения. Их лишили не только бесплатного проезда, но и туманно намекнули, что не лучше ситуация будет и с оплатой жилищно-коммунальных услуг. И если первая новация стартует с июня, то вторую решили пока отсрочить. Депутаты скупо комментируют вопрос о возможной замене льгот адресной помощью и советуют обращаться к профильному министру. «Мы спрашивали в Министерстве социальной политики, когда будет проведена монетизация льгот, поскольку сейчас льгот уже практически не осталось. На что получили ответ, что за это будут отвечать местные бюджеты», - сказала в комментарии АСН народный депутат Людмила Денисова. Она считает, что Министерство социальной политики должно разъяснить, как местные бюджеты могут обеспечивать льготы, если они «пустые». А не просто наделить их дополнительными полномочиями и возможностью включать и выключать льготы по собственному желанию. Ее коллега, народный депутат Юрий Чижмарь уверен, что прежде чем что-либо делегировать на местный уровень, необходимо было провести обещанную реформу по децентрализации. «Нужно внести изменения в Конституцию. Отдать полномочия и деньги на места, чтобы чиновники на местном уровне определяли перечень льготных категорий и могли проводить монетизацию этих льгот. Чтобы решали: деньги потратить на бесплатное питание школьников, ремонт дорог или компенсацию за льготный проезд граждан». Единственное, на что искреннее надеются народные избранники, что льгот в сфере ЖКХ радикальные меры коснутся в меньшей мере. И люди, которые и так сегодня еле-еле сводят концы с концами, переживут следующий этап «урезаний» менее болезненно. «Все-таки предусмотрена система защиты жилищных субсидий», - сказала Денисова. Кабмин в свою очередь обещает, что со временем льготы монетизируют, что позволит компенсировать хотя бы частично из госбюджета стоимость проезда тем, кого лишили преференций. Правда, произойдет это не скоро. Тем более что об адресных компенсациях и замене льгот денежными выплатами в Украине речь идет давно. Еще в 2002 году, во времена премьерства В. Януковича, была даже утверждена соответствующая стратегия. Несмотря на то, что она вызвала бурю возмущения у народа и ее отменили, управления социальной защиты населения все-таки включились в работу по созданию Единого государственного реестра льготников. А с июня 2004 года Министерство труда и социальной политики начало эксперимент по добровольному переходу на получение адресных денежных выплат. Согласие на участие в нем дал город Бровары и Броварской район Киевской области, а также Смелянский район Черкасской области. Тогда людям, имеющим право на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг, позволили получать их в денежном эквиваленте. Но вскоре эксперимент был закончен. И хотя к самой идее не раз возвращались, ее так и не реализовали до конца. А строчка в законе о госбюджете, где говорились, что финансирование льгот возможно лишь при условии наличия средств и на усмотрение Кабмина, стала уже привычной. И какими бы радикальными ни были акции протеста – голодовки, захваты органов власти, – власть относилась к этому скептически. Не впечатляли чиновников и судебные решения, которые обязывали их исполнять законы: их просто в один прекрасный момент перестали исполнять. В итоге проблема финансирования льгот с каждым годом только обострялась. Но это печалило далеко не всех. Ведь «социалка» и льготники по-прежнему оставались благодатными темами для предвыборных лозунгов. И политики ими умело манипулировали. Представители же исполнительной власти упорно твердили: чтобы профинансировать льготы в полном объеме, нужно больше, чем весь бюджет страны. А между тем долг государства перед гражданами продолжал расти. Сейчас общая сумма, необходимая на все выплаты, льготы, компенсации, оговоренные в действующем законодательстве, по словам профильного министра Павла Розенко, превышает 200 миллиардов гривен в год. Теперь в Министерстве соцполитики обещают, что создадут новую информационную систему, используя прежние разработки и существующий реестр лиц, имеющих право на льготы. Но полноценная современная модель учета льготников и предоставление им соцуслуг появится в лучшем случае через год-полтора. Предвыборная кадриль Пока же местным органам власти делегировали полномочия, которые позволяют принимать решение о том, что какие-то категории льготников все же смогут ездить бесплатно, но компенсировать потери транспортникам придется уже исключительно из местных бюджетов. «Вариаций решения этой проблемы множество, начиная с компенсации перевозчикам потерь от перевозок льготников за счет местных бюджетов и заканчивая заключением сделок между перевозчиками и органами местной власти о партнерстве по предоставлению бесплатных услуг по перевозке социально незащищенных слоев населения. В этих же договорах может предусматриваться обязанность транспортного предприятия осуществлять бесплатные перевозки очерченной в договоре категории лиц с отнесением финансовых потерь на предприятие транспорта», - говорит адвокат Александр Готин, подчеркивая, что передав такие полномочия на места, государство, образно говоря, «сбросило» с себя обязанность выполнять свою социальную функцию. «По сути, государство самоустранилось от решения проблем с финансовой нагрузкой в сфере социальных перевозок», - считает юрист. Однако брать на себя такую ответственность представители власти на местах пока не торопятся. Поэтому о сохранении бесплатного проезда для отдельных категорий граждан заявили лишь мэры больших городов, понимая, что местные выборы не за горами и не стоит откладывать заигрывания с электоратом на потом. Но что делать тем гражданам, кто не живет в городах-миллионниках и где местных бюджетов недостаточно для оплаты услуг перевозчиков? «Раньше существовала специальная формула, с помощью которой перевозчики считали, сколько именно людей они перевезли и сколько денег им должны вернуть. Затем они эти данные подавали в управление труда и социальной защиты или местные администрации. А когда из госбюджета поступала субвенция на оплату «бесплатных категорий» пассажиров, она распределялась между перевозчиками на местах. Но ее всегда не хватало. Во-первых, деньги выделялись не в полном объеме. Во-вторых, вопросов по их перераспределению тоже было немало, - объясняет Александр Готин. – По-сути, эта субвенция всегда была одной из самых коррупционных схем. Например, на маршруте работает пять перевозчиков. У одного сто автобусов, у второго пятьдесят, у третьего четыреста. И они сами считают, сколько перевезли льготников. В итоге к вам приходит от них запрос на общую сумму, скажем, в размере 10 миллионов. А вам из госбюджета выделили только пять. Как между ними их распределить? Законом не предусмотрено, чтобы эти деньги пропорционально делились. Поэтому больше, как правило, доставалось тем, кто давал откаты чиновникам». По мнению Александра Готина, местные советы могут восстановить все льготы и даже расширить категории населения, которым предоставить право на бесплатный проезд. Вопрос только в финансировании, которое они могут на это позволить, и в их желании. Сейчас у них вместо денег - только дополнительные полномочия. «Городские пассажирские перевозки во всех цивилизованных странах, в частности в Европе, как и в Украине, относятся к категории социально-значимых услуг населению. Основная выгода от этих перевозок - не столько коммерческая прибыль, сколько выполнение социальных задач. Поэтому городские пассажирские перевозки в странах ЕС – как, кстати, и у нас – представляют собой малорентабельный, а иногда и убыточный бизнес. Развитие городских и пригородных перевозок обеспечивается в основном за счет бюджетных компенсаций, целевых субвенций перевозчикам расходов на перевозку, налоговых и кредитных льгот, - отметил юрист. - В украинских реалиях государство лишилось бюджетной нагрузки за счет отмены льгот по перевозкам. Вместе с тем для местных общин государство не разработало и не предоставило взвешенных правового и финансового механизмов решения насущной проблемы с обеспечением транспортных перевозок социально незащищенных слоев населения». По мнению бывшего главы Донецкой областной государственной администрации народного депутата Сергея Таруты, было бы более честно сказать людям, что у государства сейчас нет средств для обеспечения льгот. Он уверен, что большинство местных бюджетов самостоятельно не смогут обеспечить финансирование ряда льгот, в том числе и на проезд. Как не смогут и заменить их адресными дотациями. «Я бы сейчас приостановил этот процесс», - сказал он. О пенсионерах позаботился Кучма По словам Александра Готина, бесплатный проезд сохранен только для инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, школьников из малообеспеченных семей и лиц, которые их сопровождают, а также для лиц, сопровождающих инвалидов I группы, и участников боевых действий. А вот бесплатный проезд в троллейбусах, трамваях и электричках ветеранам труда, детям войны, чернобыльцам I и II категорий, инвалидам войны, людям с особыми заслугами перед Родиной, жертвам нацистских преследований, узникам концлагерей, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел и жертвам политических репрессий отменили. Потеряли право на бесплатный проезд в городских автобусах, маршрутных такси, внутреннеобластных автобусах ветераны труда, дети войны, чернобыльцы I и II категорий, инвалиды войны, лица, имеющие особые заслуги перед Родиной, жертвы нацистских преследований, узники концлагерей, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, жертвы политических репрессий. Также отменен бесплатный проезд раз в год до любого пункта Украины и в обратном направлении – автомобильным, железнодорожным, воздушным или водным транспортом – чернобыльцам I категории, инвалидам войны I, II групп, людям с особыми заслугами перед Родиной. Ликвидировали и бесплатный проезд один раз в два года по принципу «туда и обратно» (перечисленными выше видами транспорта) инвалидам войны III группы, участникам войны, жертвам нацистских преследований и узникам концлагерей. Но и это еще не все: лишили возможности пользоваться 50-процентной скидкой (с 1 октября по 15 мая) на проезд автомобильным, железнодорожным, воздушным или водным транспортом инвалидов, чернобыльцев II категории, инвалидов войны всех групп. Отменен и проезд за полстоимости один раз в год (виды транспорта те же) инвалидам войны III группы, участникам войны, жертвам нацистских преследований и узникам концлагерей. «Но в Законе «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» нет ни одной строчки об отмене бесплатного проезда на общественном транспорте для лиц, достигших пенсионного возраста. В свою очередь, право на бесплатный проезд для пенсионеров по возрасту на городском пассажирском транспорте общего пользования и на пригородных маршрутах (автобусы, троллейбусы, трамваи, пригородные электропоезда) предусмотрено постановлением Кабмина «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» от 17.05.1993 г. № 354. И это право пенсионеров пока никаким законодательным актом не отменено. Следует только заметить, что это постановление не дает пенсионерам права на бесплатный проезд в метрополитене и в такси». Хорошо, что этот документ, подписанный еще тогдашним премьером Леонидом Кучмой, до сих пор не попался на глаза никому из властьимущих. Теперь остается лишь надеяться, что пенсионеры не станут следующими, если Кабмин снова захочет продемонстрировать трогательную заботу о населении.
14-05-2015 22:24
Публикации -
Общество
Где право на справедливый суд?
Состояние украинской судебной системы — полное отражение дел в государстве. Судьи у нас — люди преимущественно небедные. И это несмотря на небольшие зарплаты. А разбирательства относительно принятия неправомерного решения — всегда резонанс, поскольку это — крайняя редкость. Ситуацию изменить может только серьезная реформа. Первые шаги были сделаны, когда парламент одобрил Закон «Об обеспечении права на справедливый суд». Его хвалили. На него надеялись. Мол, теперь точно в судах все начнет меняться. Что необходимо изменить, чтобы система правосудия стала независимой и действительно равнодоступной для всех, разбиралась журналист АСН. Если коротко, то задумывалось, что закон будет работать на очищение судейского корпуса, повышение ответственности служителей Фемиды. А также на упрощение доступа граждан к правосудию, гарантирование получения справедливого и законного судебного решения. Напомним, предусматривается проведение квалификационной оценки всех судей путем сдачи экзамена и проверки на соблюдение норм антикоррупционного законодательства, вводится институт судейского досье, в котором будет храниться полная информация о профессиональной деятельности каждого конкретного судьи. Также усилена роль Верховного Суда Украины, изменены правила обращения. Законом убираются бывшие ранее препятствия, когда суд кассационной инстанции мог блокировать процедуру дальнейшего обжалования своего даже незаконного решения. Ныне заинтересованное лицо приобрело право подать заявление о пересмотре судебных решений судов первой, апелляционной и кассационной инстанций непосредственно в Верховный Суд Украины. Плюсом закона также является усовершенствование порядка формирования Высшего совета юстиции. К слову, новые члены ВСЮ должны быть избраны или назначены не позднее 28 апреля 2015 года. Ложка дегтя Все в этом законе на первый взгляд написано правильно. И Венецианская комиссия его похвалила. Но почему улучшения не чувствуется? Оказывается, причин много. Как объяснил АСН адвокат, кандидат юридических наук Александр Готин, большинство новшеств Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» от 12.02.15 г. № 192-VIII представляют собой серьезный шаг в направлении построения независимой судебной власти Украины и восстановления доверия общества к системе правосудия. Но, несмотря на широкий пласт улучшений, этот закон не устраняет принципиальных недостатков, препятствующих созданию в Украине по-настоящему независимой, эффективной судебной власти. «Система правосудия не имеет перспектив в корне измениться, пока не будет обеспечена реальная, а не абстрактная, виртуальная независимость судей. Прописанные в законе гарантии судейской независимости являются не более чем декларацией о намерениях», — уверен адвокат. Александр Готин считает, что законом целесообразно было бы установить жесткий контроль доходов и расходов судей, членов их семей и близких родственников. Обязать проводить все крупные денежные транзакции посредством использования карточных банковских счетов. Запретить дорогие покупки за наличный расчет (к примеру, покупки на сумму свыше 10 тыс. грн) как судьям, так и членам их семей. Законодательно запретить судьям получать от посторонних лиц безвозмездно товары, работы и услуги. Прописать для судей четкую систему ограничений на неслужебные отношения с представителями исполнительной, законодательной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, бизнес-кругов. «Важно предусмотреть для судей достаточно жесткие меры уголовной ответственности за преступления в сфере служебной деятельности и за преступления коррупционного толка. Исключить возможность применения к осужденным (бывшим судьям) положений законодательства об освобождении от наказания с испытанием, об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, а также исключить возможность применения к указанной категории лиц положений по смягчению наказания, амнистии, помиловании», — посоветовал он и добавил, что крайне важным является убрать круговую поруку и клановость путем запрета судейских, судейско-прокурорских династий. По словам адвоката, параллельно необходимо серьезно усилить ответственность за неуважение к судье или его оскорбление, за посягательство на жизнь, здоровье, имущество судьи и его близких в связи с выполнением судейских полномочий. Правильным было бы детально прописать понятие вмешательства в осуществление правосудия, а также прописать четкий, понятный алгоритм действий судьи в случае вмешательства извне в его деятельность. В частности, целесообразно установить прямую обязанность судьи информировать компетентные органы о фактах телефонных звонков, встреч, передачи ему письменных просьб со стороны посторонних лиц, в том числе от представителей власти и органов самоуправления, целью которых является вынесение тех или иных судебных решений. «С целью недопущения создания состояния недоверия к судебной ветви власти и подрыва авторитета судебной власти Украины правильным было бы запретить должностным лицам и служащим органов государственной власти и органов местного самоуправления публично комментировать решения судов Украины, а также обсуждать личные, морально-деловые и другие качества судей. В случае совершения судьями уголовных и иных правонарушений позволить комментировать эти события исключительно после вступления в силу судебных решений в отношении бывших судей (правонарушителей) и позволить осуществлять такие комментарии от имени органов власти исключительно должностным лицам правоохранительных органов, которые лично, непосредственно занимались производствами в отношении данных судей», — резюмировал эксперт. Также Готин уверен, что для недопущения давления на суд при рассмотрении дел и вынесении судебных решений необходимо установить строгий законодательный запрет проводить пикеты, митинги и другие публичные массовые мероприятия на расстоянии ближе 500 м от зданий судов, как это принято во всех цивилизованных, в частности в европейских, странах. Акцентировал он и на необходимости категорически запретить судьям покидать пределы совещательной комнаты до момента провозглашения решения. «С целью недопущения воздействия извне на суд при принятии решения надо добиться полного избегания контакта судьи с любыми другими лицами. Для этого нужно законодательно строго запретить судьям во время их пребывания в совещательной комнате пользоваться телефоном, Интернетом и другими средствами связи и общаться с кем бы то ни было. Также надо раз и навсегда ликвидировать порочную практику, когда судья удаляется в совещательную комнату, а затем до момента принятия решения по делу несколько дней или даже недель отдыхает у себя дома, слушает другие дела и тому подобное», — добавил Готин, отметив, что вышесказанное — это далеко не все, что необходимо для обеспечения права на справедливый суд. Все за ВСЮ Но есть мнение, что вся загвоздка не в несовременности закона, а в Высшем совете юстиции. ВСЮ — это коллегиальный орган, ответственный за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, а также за принятие решения относительно нарушений судьями и прокурорами требований относительно несовместимости и в пределах своей компетенции об их дисциплинарной ответственности. Так вот, он уже давно не может работать из-за неукомплектованности. И, чувствуя безнаказанность, судьи просто расслабились. В этом, в частности, уверен член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, внефракционный народный депутат Украины Сергей Мищенко. «А сами судьи расслабились, поскольку некому жалобы на них рассматривать. Судьи должны понимать, что над ними есть булава, которая может ударить по голове. А также на судей не должны давить ни Администрация Президента, ни Верховная Рада. Нужно прописать в Конституции механизм, обеспечивающий независимость. Но, кроме того, должна быть серьезная ответственность — неприкосновенности судей в нашей стране сегодня не нужно. Ее можно будет создать, но в перспективе», — заявил он. По его словам, очищение судейского корпуса попросту невозможно без Высшего совета юстиции, а также Высшей квалификационной комиссии судей. «Сегодня 16 тысяч жалоб лежит и не рассматривается только в Высшей квалификационной комиссии. Она не сформирована и не имеет права действовать. Не формируют ее, поскольку опять договариваются о партийных квотах», — уверен член профильного парламентского комитета. Зависимое чистилище А вот член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, сопредседатель депутатской группы «Відродження» Валерий Писаренко, наоборот, сочувствует судьям. Говорит, что им сейчас приходится работать в условиях тотальных проверок и попыток переподчинить судебную ветвь власти. «Кроме люстрации, сделали переаттестацию, а еще и дисциплинарную ответственность. В итоге судьи сегодня проходят через три, а то и через четыре чистилища. При этом как качество работы, так и отношение к судам не поменялось. Это говорит о том, что соответствующие механизмы применяются или неправильно, или цель — переподчинить судей», — подчеркнул он и добавил, что «в решении Венецианской комиссии по Закону «Об обеспечении права на справедливый суд» написано, что сегодня суды переподчинены Администрации Президента». «Судьи должны быть независимыми, и в первую очередь от политиков. Ведь эта первая проблема влечет за собой другие, в том числе коррупцию. Если будет политическая воля сделать судей независимыми, то мы можем добиться успеха. Но если в Конституции мы увидим, что они подчиняются Администрации Президента — поймем, что ценности и задачи прежние», — добавил парламентарий. Зависимая независимость Есть еще одно мнение, с которым сложно не согласиться, — нельзя создать справедливый суд в государстве, ориентированном на коррупцию. На этом акцентирует глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, народный депутат от фракции ВО «Батьківщина» Сергей Власенко. «Мы несколько заговариваем проблему, примитивируем. Нельзя создать справедливый суд в государстве, которое по своей ментальности и в целом ориентировано на коррупцию», — сказал он. Власенко подчеркнул, что преодолеть проблему можно, изменив ментальность общества: «Если общество переломает свою коррупционную ориентированность — тогда все будет хорошо. Понимаю, что многим в связи с бюрократичностью и сложностью определенных процедур легче «решить» вопрос и забыть. Но этим мы сознательно разрушаем основы государства. И тогда удивляемся — почему это суд коррумпирован?.. Да потому, что вчера была дана взятка гаишнику или еще кому-то». «Большинство судей не готовы что-то менять. Они сами не хотят независимости. Им легче сидеть, понимать, что он выполнил команду одну, а в остальных пяти случаях деньги заработает, но его никто не будет трогать. Было обсуждение в Комитете правовой политики Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» (который, кстати, принят с грубыми нарушениями всего, что только можно было принять, и никаким образом не повлияет на формирование независимой системы). Первыми имели слово судьи. Они говорили: какой хороший закон, он дает нам возможность получать квартиры, брать кредиты. Я уже не выдержал, сказал, что это закон не о кредитах и квартирах, а как заставить принимать законные решения. Нужно заставить судью быть судьей», — акцентировал Власенко. Кроме того, он посоветовал судьям, которые не хотят выполнять чьи-то указания, смело отказывать. «Я им говорю: ребята, посылайте их нафиг. Звонят вам откуда-то — из Администрации Президента, Кабинета Министров — посылайте их нафиг, чего вы боитесь», — рассказал он. Также парламентарий обратил внимание на состояние юридического образования сегодня. «У нас, по разным оценкам, около 10 тысяч судей. Их стоило бы всех убрать, заменить новыми. Но вопрос: как, когда и кто. Несколько лет тому назад более 600 вузов выпускали специалистов в отрасли права. И я закончил юридический факультет Львовского университета в 90-х годах, когда было четыре юридических центра, а сегодня есть люди с дипломом Института Поплавского. И они юристы, и я юрист... У нас преподавали что не профессор, то имя. Сейчас есть вузы с непонятно каким преподавательским составом», — пояснил он. «Еще одно. Что сделал Виктор Янукович руками Андрея Портнова в 2010 году? Несколько вещей, чтобы сломать систему и подчинить ее себе. Первое — уничтожили роль Верховного Суда. Второе — создали свой Высший совет юстиции. И третье — создали такие пенсионные условия, что за период с лета 2009 года до начала 2010-го из судебной системы уволилось около 1,5 тысячи судей. То есть 15% опытных людей. А на их место набрали молодежь преимущественно из Донецка и Луганска, не имеющую никаких моральных принципов. Они уничтожили институционную память, чего нельзя допускать. Нам нужно найти баланс, порядочных людей оставить и набирать новых, молодых», — резюмировал он. Круг замкнулся Как видим — основной нитью всех мнений является не сам Закон «Об обеспечении права на справедливый суд». Главный месседж — с коррупцией точно что-то нужно делать. А также гарантировать независимость судебной ветви власти, представители которой должны иметь не только серьезные права, но и обязанности. Порой предложения кажутся радикальными. Но никто не спорит, что именно радикальные реформы могут спасти судебную систему, превратив судью из уважаемого неприкосновенного небожителя в должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти.
21-04-2015 13:45
Публикации -
Общество
Настройки поиска
Выберите тип материала
Все
Все
Публикации
Новости
Интервью
Блоги
Фото
Видео
Выберите тематику
Все
Все
За рубежом
Политика
Экономика
Общество
Происшествия
Закон и Право
Наука и технологии
Коронавирус
Досуг
Здоровье
Криминал
Спорт
Культура
За все время
Сутки
Неделя
Месяц
Сбросить настройки
Не пропустите
Ретроградный Юпитер с 9 октября 2024 года: влияние на жизнь и карму
С 9 октября 2024 года начинается ретроградное движение Юпитера, что будет иметь значительное влияние на разные....
Ретроградный период Плутона заканчивается 12 октября 2024 года: что нужно успеть сделать, чтобы получить успех и признание
12 октября 2024 года завершается ретроградный Плутон, который на протяжении более 5 месяцев, со 2 мая 2024-го,....
Гороскоп на 10 октября 2024 года от Павла Глобы для всех знаков Зодиака
♈️ Овен (21 марта - 19 апреля) Сегодня важно сохранять спокойствие и избегать конфликтов Старайтесь принимать....
Гороскоп от Анжелы Перл на 10 октября 2024 года для всех знаков Зодиака
♈️ Овен (21 марта - 19 апреля) День принесет много энергии и решимости Используйте этот потенциал для продвиж....
Гороскоп на 9 октября 2024 года от Павла Глобы для всех знаков Зодиака
♈️ Овен (21 марта - 19 апреля) Сегодняшний день принесет много работы, но ваши усилия будут щедро вознагражде....
больше материалов
/-0,055205821990967-/ /-pc-/
Top