counter
Архив Вернуться назад 13 Апреля 2015
13 Апреля
оформление ленты  Блог: 
Евгений Марчук Интервью
Евгений Марчук: Нам нужно привыкать к тому, что наш сосед — опасный и коварный враг
Мирное время расслабляет военных, и это — одна из причин, почему у наших солдат было так мало побед на востоке. Да и воюем мы не с добровольческими батальонами, а против обученной, хорошо вооруженной и значительно превосходящей по численности российской армии. Об этом во второй части эксклюзивного интервью АСН говорит бывший премьер-министр, министр обороны, глава СБУ и секретарь СНБО Евгений Марчук. Кроме того, опытный силовик рассказал, как нам реформировать армию, кто и что может остановить Путина и как сплотить нацию. Первую часть интервью читайте здесь. — Горячие головы говорят: ну и черт с ним, с Донбассом, пусть Путин его забирает. Но ведь опасность в том, что он на Донбассе не остановится… — Да он ему не нужен, такой Донбасс! Оккупированная часть разрушена полностью. В ее восстановление десятки лет нужно будет вкладывать многие миллиарды. Даже если Россия когда-то уберет свои войска, спецслужбы и наемников из оккупированной части Донбасса, там еще долгие годы будут хозяйничать вооруженные банды. И свои, и пришлые. На оккупированной территории фундаментально разрушены демографические пропорции нормального общества. Путину такой сверхзатратный Донбасс не нужен. Ему нужна обескровленная Украина, которая развалилась бы на две-три конструкции, воюющие друг с другом. Ну вот смотрите. Мы уже год воюем. Как бывший премьер я хорошо знаю, что такое баланс государственных финансов. Так вот, в день мы тратим на АТО около 100—120 миллионов гривен. В день! Ну ладно, было бы это на зарплату, которую люди потом бы вкладывали в экономику, покупая товары первой необходимости, что создавало бы жизненный цикл. А тут – тратимся намертво. Вынужденно вкладываем в разрушение, в уничтожение людей, а точнее врагов. С таким балансом и разрушенной экономикой без внешней помощи долго не продержишься. И Путин хорошо это знает. — Как вы думаете, он решится на полномасштабное вторжение? — Думаю, нет. Ему нужно истощить Украину. Теоретически, конечно, этого варианта исключать нельзя. Но на сегодня ему открытая фронтальная война не совсем выгодна. Поэтому он будет продолжать провоцировать эскалацию на Донбассе, держать свои регулярные войска в непосредственной близости и боевой готовности, проводить различные учения возле наших границ, продолжать накачивать оккупированный Донбасс войсками и военной техникой. И нам придется на это реагировать. Вот сейчас принят Закон об увеличении численности Вооруженных Сил Украины до 250 тысяч человек. И это правильно, другого выхода нет. Но это значит, что мы извлекаем из созидательного процесса самых лучших, дееспособных представителей общества. Кроме того, каждый год эту численность нужно существенно обновлять. А в АТО, то есть на войне, к сожалению, есть реальная опасность погибнуть. А сколько горя излучают семьи и родственники погибших! И в таком состоянии сейчас почти вся страна. Наше общество еще не привыкло к войне, тем более с Россией, и пока еще переживает шок. Часто ищет виновных не в России, а в Украине. Именно это Путину и нужно. — Что вы думаете по поводу мобилизации? Должны ли служить те, кто не может и не хочет? Или пусть идут те, кто хочет, а для остальных придумать какое-то другое применение? — Сейчас уже так не получится. То, о чем вы говорите, это контрактная армия, то есть служба по контракту, а не по призыву. Во всех странах, где она есть, она в несколько раз эффективнее и намного дороже, чем призывная. Одно дело – регулярный призыв, один или два раза в год просто на службу в армию, другое дело — мобилизация на войну. И здесь уже дело принудительное. Ты можешь и не хотеть, ты уже отслужил свое в армии, но от мобилизации ты отказаться не можешь. Здесь другой правовой режим. Правда, мобилизация происходит при введении чрезвычайного или военного положения… — Но у нас-то нет военного положения! Несмотря на критику оппонентов, президент не решается его вводить. Военное положение кардинально поменяет нашу жизнь. Это коснется не только военных, но и всех нас. Так что давайте не будем пока спешить с военным положением. Но я не исключаю, что мы к этому будем вынуждены прийти — У него, видимо, есть серьезные аргументы. Стране, в которой введено военное положение, ни одна международная институция не предоставит серьезного кредита. Нет гарантии, что он будет возвращен. Но дело не только в этом. Очень важно правильно, без паники подготовить все население к военному положению. Многие люди считают, что это коснется только военных. На самом деле коснется всех. У нас кардинально поменяется образ жизни. В какой-то мере будет ограничен уровень различных свобод. Скажем, какое-то свободное помещение могут временно забрать на нужды военных. Или имущество ваше временно использовать в военных целях, например автомобиль. С возвратом или с компенсацией. Будет ограничен выезд из страны и въезд иностранцев. Будет введен особый режим финансовых транзакций. Туристический бизнес будет похоронен. О любых инвестициях придется забыть, а те, что уже есть, постараются из страны убежать. Ограничения для СМИ будут, введут комендантский час. И главное, почти всю экономику нужно будет срочно переводить на военные рельсы. Это значит, что многие потребительские товары уйдут в сторону. Можно будет забыть о двух выходных в неделю и об отпусках летом. Будет особый контроль за продовольственными ресурсами. А это значит, не исключены продуктовые карточки. Хотя впереди лето и кризиса с продовольствием не будет. Режим воинской повинности будет другой, более жесткий. И это далеко не все, что повлечет за собой режим военного положения. Так что давайте не будем пока спешить с военным положением. Но я не исключаю, что мы к этому будем вынуждены прийти. Видимо, именно поэтому Президент Порошенко предложил изменить Закон «О военном положении» под особенности гибридной войны. — Почему Европа и США так нерешительны по поводу Украины? — Вообще-то они сделали для нас немало. Но видно, что Запад в целом долго находился в определенной прострации. ООН оказалась недееспособной. НАТО было не готово. Не в смысле присылать к нам своих военных. Просто они не были готовы к адекватному ответу на российский вызов. Генсек НАТО Йенс Столтенберг оправдывался, мол, Россия задействовала беспрецедентную пропагандистскую машину. Слушайте, ну мы это видели уже год назад и трубили на весь мир. Мы знали, почему они расширяют на весь мир RussiaToday, Life-news, вкладывая в это миллиарды долларов… Все эти западные коллективные системы хороши, но они слишком медленны в принятии решений. Таковы уж демократические процедуры. Я думаю, что сейчас на подходе реформирование всей мировой системы безопасности. Россия, конечно, тоже усиленно к этому готовится. Очень много появилось серьезных публикаций ведущих российских специалистов по вопросам международной и региональной безопасности. Конечно, в русле современной военной доктрины Путина. — Вы имеете в виду – реформированная система коллективной безопасности, чтобы противостоять России? — Нет, сейчас уже так складывается, что любая система коллективной безопасности без России будет означать постоянную конфронтацию с Россией. Но на данном этапе выйти на какую-то глобальную действенную конструкцию с участием России будет очень трудно. Уже все стороны закусили удила. Путин демонстрирует свою непредсказуемость, что для лидера ядерной державы выглядит как дерзкий вызов всему мировому сообществу. «А вот, я такой. Моих войск в Украине нет. Я — не сторона конфликта. Вы меня хотите изолировать, не хотите встречаться? Вы оскорбили меня, отменив переговоры в Астане? Вы устроили мне в Австралии обструкцию? Вы не приедете на 70-летие Победы? Ну давайте, давайте… Но вы же без меня ничего не решите. У вас без меня ничего не получится!» — где-то так можно было бы расшифровать сегодняшний внутренний монолог Путина. Запад, и прежде всего США, кроме тяжелых санкций для России, разработали и задействовали многоходовой тяжелейший прессинг на Путина. Выбрали главный несущий блок из фундамента российской экономики — нефтегазовый экспорт, то есть остов государственного бюджета, и аккуратно начали им заниматься. Сначала выбросили на мировой рынок свои энергетические ресурсы, потом спокойно переговорили на президентском уровне с Саудовской Аравией, Кувейтом и вообще с кем надо. Потом вроде бы незаметно урегулировали отношения с Ираном, снимают санкции… И вот на днях Иран со своим гигантским нефтяным потенциалом выйдет на мировой нефтяной рынок. И цены на нефть рухнут еще больше. В общем, без летального оружия существенно подорвали государственный бюджет России на годы, снизив бюджетные поступления от энергетического экспорта больше чем наполовину. Ну и благополучно рубль обвалили почти наполовину. Россия, конечно, петушится. Но океанский отлив уже начался. Без шума, но неотвратимо. Думаю, психологически Путина это не особенно страшит. Он знает, что когда-то будет и прилив. И продолжает гнуть свое. Российские самолеты вторгаются в воздушное пространство стран НАТО, российские подводные лодки заходят в их территориальные воды. США высылали два самолета F-15, которые настигли российские стратегические бомбардировщики Ту-95, носители ядерного оружия, когда они находились в 50 милях от побережья США. По словам представителя оборонного ведомства США, четыре российских бомбардировщика также поддерживали два самолета-заправщика Ил-78. Аналогичный инцидент произошел в мае прошлого года, когда российские стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-95 пролетели рядом с побережьем Калифорнии. Кроме этого, эти дальние ядерные бомбардировщики Ту-95 в ноябре и декабре прошлого года трижды облетали важную стратегическую военную базу США далеко в Тихом океане — на острове Гуам. — Кто или что может остановить Путина? Путин разбудил дремавшую в своем благополучии Европу и раздразнил США. Разбудил дерзко, как международный хулиган. В какой-то мере для нас это хорошо: пусть они также думают, как принудить Россию к миру — Консолидированная позиция Запада и совместная умная стратегия. И наша, и Запада. Украина, к сожалению, постепенно уходит из роли главного субъекта активных переговоров. Мы постепенно превращаемся из субъекта в объект. Это не наша вина. Ситуация уже вышла на стратегические уровни ее решения. Ведь речь уже идет не только о нашей войне. Путин разбудил дремавшую в своем благополучии Европу и раздразнил США. Разбудил дерзко, как международный хулиган. В какой-то мере для нас это хорошо: пусть они также думают, как принудить Россию к миру. — Как вы считаете, можно ли было остановить войну? Вот, говорят, если бы не Майдан, никакой войны бы не было. — Думаю, в голове Путина подобный план давно созревал. Иначе бы все это не произошло так быстро. Но Майдан, конечно, на него подействовал — провалился его проект под названием «Янукович». Ведь какой послушный был! И прибрал всю власть к рукам. И отказался от европейской и евроатлантической интеграции. Оппозиционеров – посадил, прессу – урезонил. Правда, от воровских привычек своих не избавился, но многие вопросы решил. Пустил россиян во все силовые структуры – Минобороны, СБУ и т. д. Они все знали, влияли на принятие решений. И Путин успокоился: все происходит, как в России. Но он не учел, что у нас ментальность другая. И россияне не могут с этим смириться. Для Путина и первый Майдан был огромным оскорблением. Ведь он успел Януковича дважды поздравить с избранием президентом! А тут – новый Майдан, новое оскорбление. Снова не получилось с Януковичем, а он столько вложил в этот проект. А теперь еще плюс – снова блоковый статус, подписание Соглашения об ассоциации, дружба с Западом. Этого он ни Украине, ни Западу простить не может. — Вы сказали, что Янукович пустил россиян в силовые структуры. Часть из них сбежала, но ведь наверняка российское лобби в Украине по-прежнему есть. — Возможно, где-то еще и остались, но того, что натворили их предшественники, и так достаточно. Один Саламатин чего стоил, которого Янукович назначил министром обороны. Он же москвич, только 5 лет назад до этого назначения получил гражданство, поработал руководителем «Укроборонпрома», затем министром обороны Украины, решил все вопросы, которые были нужны России, и уехал в Москву. И сразу же стал советником Путина. А больше ничего и не надо! Нужно, чтобы свой человек хотя бы год побыл министром обороны. И дело не только в военных тайнах. Достаточно начать структурную дезорганизацию, ликвидировать важные структуры вооруженных сил, убрать с восточного направления воинские подразделения, сократить силы быстрого реагирования, свернуть сотрудничество с НАТО. Я, кстати, задавался вопросом. Через участие в стабилизационных силах в Ираке прошло три наших отдельных механизированных бригады контрактников по 1600 человек каждая – вышколенных, хорошо оснащенных, получивших боевой опыт в очень сложных условиях. Где они были, когда началась аннексия Крыма, война на Донбассе? Растворились? Так что все, что у нас было боеспособное, начиная с 2010 года планомерно разрушалось. — Раньше думали, что враг – только Путин. Но ведь его поддерживают 85% россиян. Значит, в миф о «братском народе» уже никто не поверит. — Так ведь для этого в России тоже многое сделано! Российская государственная пропагандистская машина за последние годы практически перемолола подавляющее большинство населения России. Смотрите, Путин сам становится историком, встречается со студентами исторических факультетов, проводит свою идею «Новороссии». Председатель Госдумы Сергей Нарышкин возглавляет историческое общество. Правительство РФ принимает различные постановления по присвоению себе исторического наследия Киевской Руси. Публикуются исторические издания, энциклопедии, в том числе «История Крыма», с правильными акцентами. Путин хорошо знает свое общество. У него есть те самые зомбированные 85% , которым можно внушить что угодно. Им удается консолидировать российское общество в агрессии против всего мира – против нас, американцев, грузин, евреев. Вся пропагандистская машина на это направлена. — С другой стороны, Украина тоже сплотилась в борьбе с врагом… И за это Путину – отдельное спасибо. — Да, общая беда объединила нацию. Но сейчас нам нужно проделать огромную внутреннюю работу. Реформировать все сферы жизни – экономику, социальную сферу, военное дело. И привыкнуть жить так, как, допустим, Израиль в соседстве с врагом. Просто нужно перестать себя обманывать и называть вещи своими именами и делать соответствующие выводы... Наш сосед – большой, коварный, опасный враг. Всем надо учиться с этим жить: и государству, и отдельным гражданам. И видно по всему, это надолго. — Возможно, нужно отгородиться от врага стеной? Как это сделал тот же Израиль. — Там стену построили сильные, чтобы отгородиться от агрессивных слабых. А у нас будет наоборот. Если мы построим стену, это никаких особых проблем в военном смысле врагу не создаст. Разве что обезопасит нашу границу от хулиганов и контрабандистов. Но будет много недовольных, в том числе на нашей стороне. Те, кто живут в приграничных районах и у кого есть друзья и родственники в России, не слишком обрадуются таким сооружениям. На то, чтобы их убедить, нужно будет время. Но в этой стене может быть хороший символический смысл: показать Европе, где конкретная граница между ними и агрессивной Азией. Ну и Россия пусть думает. — Ситуация на востоке пока что складывается не в нашу пользу. По сути, ни одной крупной победы нет. В чем причина? — Мы были не готовы. Мирное время часто развращает военные структуры. Это не мое открытие. Именно поэтому я был активным сторонником того, чтобы Украина участвовала в стабилизационных силах в Ираке и вообще в миротворческих миссиях ООН. Полигоны, учения – это все хорошо. Но если люди знают, что нет реальной опасности погибнуть, иногда теряют форму. Вторая причина – превосходящий нас противник. С той стороны – регулярные войска, хорошо обученные и хорошо вооруженные, с боевым опытом. Мы же не против добровольческих отрядов воюем. Там и радиотехническая, и спутниковая разведка, и мощный радиоперехват. Поэтому у нас то Иловайск, то Дебальцево. С той стороны – циничная армия, многократно превышающая нашу по численности и уровню вооружения, которая даже по отношению к пленным не соблюдает никаких общепринятых принципов. Чего стоит судьба одной нашей летчицы Савченко. — Очевидно, что без реформы вооруженных сил нам не обойтись. Может, комбатов поставить руководить армией? — Комбаты — героические ребята, которые решали множество задач на этой войне. Особенно добровольческие батальоны, которые вначале буквально спасали ситуацию на востоке. Но поверьте, военное дело — это очень серьезная наука. Там есть место и импровизации, но в базе там серьезные и сложные закономерности, там и физика и психология, там и теория военных конфликтов и демографический прогноз призывного ресурса, там очень большая цена ошибкам и просчетам. В общем, военное дело — это одна из сложнейших профессий. Здесь решаются вопросы жизни и смерти и граждан и государства. И поэтому я не поддерживаю упрощенного, улично-митингового подхода к тому, как можно руководить армией. Нельзя человеку, будь он самым способным, самим патриотичным, но без фундаментальной специальной подготовки стать крупным военным начальником. Исторические примеры прошлого уже не вписываются в современные реалии. Наши героические ребята хорошо проявили себя на уровне батальонов. Так теперь их нужно не в депутаты, а в академии, в европейские и американские военные учебные центры... Пусть подучатся современному военному искусству. Потому что люди ждут от них комбатовской эффективности в парламенте. Может, кого-то из новых коллег по парламенту нужно иногда и построить. Как говорится, чтобы сверить часы и топографические координаты. А пока что они наткнулись на политическое болото и зашли в топь. Правда, видно, они уже почуяли это, и не исключаю, что могут инициировать построение в парламенте. Что касается реформирования армии, то по тому, что я знаю и вижу, многое уже делается. Конечно, реформироваться на марше очень непросто. У военных есть такая пословица: один воюет — трое подносят. А что такое «подносят?». Это значит, что бойца нужно хорошо и правильно одеть и обуть по сезону и по погоде, накормить, вооружить, обучить, привести в хорошую физическую форму. Обеспечить надежную закрытую связь и регулярную немобильную связь с домом, с близкими людьми. Психологическая устойчивость бывает важнее физической подготовки. Очень серьезно нужно модернизировать военную юстицию. Кроме того, реформа оборонного сектора должна коснуться даже самых юных украинцев, начиная со старших классов. И не только научиться собрать-разобрать автомат. Очень срочно необходимо разработать дополнения в учебники истории для средней школы, не говоря уже о вузах, по аннексии Крыма и агрессии России на Донбассе. Кроме того, я бы ввел в Академии Генштаба курс по теме «Новая война». Мы, конечно, знаем разные войны, но чтобы свои граждане — женщины с детьми блокировали танки и бронетранспортеры своих вооруженных сил, — такого что-то не припомнится. К тому же Россия в этой позорной войне против Украины уже раскрыла немало своих тактических и стратегических приемов, которые требуют экспертного анализа и практических выводов. Нужно очень скрупулезно изучить также все небоевые компоненты российской агрессии против Украины, которые, как оказалось, не уступают боевым по эффективности. Для современной военной науки — очень широкое поле для исследований. Я знаю, что многими вопросами новой войны в Академии уже занимаются. — Как, по-вашему, ситуация будет развиваться дальше? Помогут ли в этой ситуации миротворцы ООН, которых президент пригласил на Донбасс? — Сейчас я не исключаю массированной атаки на Мариуполь. Возможно, и с моря. Ведь россиянам надо спасать Крым – без сухопутного коридора им этого сделать не удастся. Хотя трудно себе представить, как Россия сможет удерживать такой коридор в военном смысле. Кроме того, мы видим нарастающую диверсионную активность в Харькове, Одессе и почти по всей территории Украины. Все это инспирируется и организовывается российскими спецслужбами. Это уже неоспоримый факт. То есть, с одной стороны, военно-политический плацдарм, который они держат на Донбассе для дальнейших провокаций, с другой – угроза дальнейшего вторжения и дестабилизация в регионах. Что касается приглашения миротворцев – конечно, это неплохо. Хотя раньше чем на осень это вряд ли получится, даже при самом удачном стечении обстоятельств. Но надо понимать, что миротворцы могут решать только часть проблемы. По своему статусу они не могут быть на чьей-то стороне. Смешанная форма, то есть миротворцы ООН и полицейская миссия ЕС, может несколько ускорить принятие решения, и Украина еще раз продемонстрирует, что она — сторонник мирного решения проблемы. Но главный вопрос, касающийся оккупированных районов Донбасса, они, конечно, решать не смогут. Дай Бог, чтобы помогли приостановить стрельбу и хотя бы помогли в разминировании территории. Самое сложное и стратегически самое важное остается за нами: остановить нарастающий процесс формирования опасного замороженного конфликта на Востоке Украины.
оформление ленты  Блог: 
Политика Юрий Ганущак Представлять страну на местах должен уполномоченный от Кабмина, а не от Президента Текст изменений в Конституцию о децентрализации власти почти согласован, но осталось единственное разногласие — кто будет представлять страну на местах. Об этом «Аналитической службе новостей» заявил эксперт по местному самоуправлению, бывший народный депутат Юрий Ганущак. «Речь идет о вопросах статуса представителя государства на местах. Конечно, есть и другие разногласия, но этот вопрос — самый больной. Если мы, наконец, примем за основу тот факт, что представлять государство на местах должен уполномоченный от исполнительной власти, то есть от Кабмина, а не от президента, то мы сможем навсегда избавиться от «совка», — отметил Ганущак. Он напомнил, что, несмотря на декларации о децентрализации власти, все руководители на Банковой считали, что окончательное решение должно приниматься именно в Киеве. «Нынешний президентский вариант реформы — чтобы на местах руководили все-таки представители президента. Но это недееспособна система. И это Крым показал. Там был представитель президента, и что? Мы же предлагаем компромиссную норму, которая есть у французской модели: президент назначает, но только по представлению правительства, правительственного чиновника или префекта. Причем он назначается автоматически, мгновенно», — подчеркнул эксперт. По его словам, этот вопрос встретит серьезное сопротивление среди клерков, которые стоят за спиной президента. Но Ганущак отметил, что если они будут пытаться протянуть проект, где представителем государства на местах будет представитель президента, изменения в Конституцию в зале будут провалены. По словам эксперта, на опасность такого подхода обратила внимание и Венецианская комиссия, жестко раскритиковав эту норму. По мнению Ганущака, Украине подходит польский опыт, но еще лучше подойдет французская модель. «Она более аполитична. Так, польская модель предусматривает исключительно взаимосвязь власти с правительством. А французская — оперативную текущую связь с правительством, а стратегическую, информационную — с президентом. То есть этот представитель подчинен правительству, но подотчетен президенту. И эта модель должна быть принята как компромисс», — подытожил специалист.
оформление ленты  Блог: 
Политика Виктор Мусияка Конституционные изменения должны быть приняты уже в сентябре Помимо децентрализации власти, Конституционная комиссия рассматривает целый комплекс вопросов. Об этом «Аналитической службе новостей» заявил экс-депутат, специалист по конституционному праву, член Конституционном комиссии Виктор Мусияка. «Пока прошло только первое заседание. Мы обсудили вопросы по реформе судебной власти, прокуратуре. Затронем Конституционный суд, ведь его роль в событиях 2010 года (неправомерное возвращение к Конституции 1996 года. — Ред.) известна. Кроме того, обязательно будут внесены изменения в полномочия так называемого треугольника, а скорее, четырехугольника — «президент — Верховная Рада — Кабмин — судебная власть», — отметил эксперт. Но прежде всего, по словам Мусияки, Комиссия будет работать над изменением разделов о местном самоуправлении, территориальном устройстве Украины в части расширения полномочий местного самоуправления. При этом эксперт призывает коллег ускорить работу. «Следующее заседание назначено на 15 апреля. Я не знаю, зачем сделан такой большой разрыв. Нам нужно сейчас бросить все остальные дела и работать только над этим. Составить так называемый план-проспект и начинать работу. У нас не так много времени. Мы должны до середины июня завершить эту работу, ведь потом нас ждут обязательные процедуры: внесение в повестку дня в парламенте, представление в КС, принятие на одной сессии и окончательное принятие — на следующей. Значит, в сентябре мы уже должны принять эти изменения. До местных выборов», — подчеркнул эксперт. При этом он отказался обсуждать детали изменений, ссылаясь на то, что сможет говорить предметно, когда в Комиссии начнут работать рабочие группы по разным направлениям. Единственное, о чем сказал член КК, что, скорее всего, за основу работы будет принят текст, наработанный по теме децентрализации тогдашним вице-премьером Владимиром Гройсманом.  
оформление ленты  Блог: 
Политика оформление ленты  Очистить власть на миллионы Майдан поручил новой власти с первых же дней очищать свои ряды. Иными словами, провести тотальную люстрацию. Политики утвердительно кивали головами, все обещали, но когда касалось дела — в кусты. Переломным стал вторник, 16 сентября 2014 года. Слепили из того, что было В тот день у стен Верховной Рады проходил многотысячный митинг, была установлена стилизованная «люстрационная гильотина», сносились шины. Казалось, что один чирк спички — и ситуация выйдет из-под контроля. Учуяв запах народного бунта, спикер Александр Турчинов начал продавливать решение об очищении власти. Закон перекраивали до последней секунды. Проголосовать за него удалось только с пятой попытки. И, как потом признавались корреспондентам «Аналитической службе новостей» (АСН) отдельные депутаты, многие не знали, за что они в конечном итоге проголосовали. Ситуация получилась, как в одной из некогда популярных попсовых песен: «Я его слепила из того, что было. А потом что было, то и полюбила». Так и народные депутаты впопыхах сварганили правила люстрации, а потом начали прислушиваться к правозащитникам, экспертам. Тем временем уволенные чиновники стали заваливать суды исками с требованием отменить «люстрационные решения». Многие сочли несправедливым и противозаконным увольнять их только за то, что они занимали свои должности в период президентства Виктора Януковича. Что в нем не так? На сегодня в Конституционном Суде лежат три обращения (два от Верховного Суда и одно — от группы из 47 народных депутатов. — Прим. авт.) с просьбой изучить, не противоречит ли Закон «Об очищении власти» Конституции страны, то есть не нарушаются ли основные права граждан. В частности, Верховный Суд считает, что неправомерно проводить «автоматическую» люстрацию, «недопустимо считать виновным чиновника без определения индивидуального характера его вины». По мнению судей, Законом «Об очищении власти» нарушается презумпция невиновности. Такое мнение разделяет и старший помощник генерального прокурора Валерий Карпунцов. «Не секрет, что есть люди, которые работали на технических должностях, которые не влияли на принятие решений в государстве, но они подпадают под люстрацию. А есть такие, которые не находились в высоких кабинетах, но эффективно помогали команде бывшего президента», — рассуждает Карпунцов. Правозащитники указывают и на недопустимость выборочной люстрации. По словам директора Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова, неприемлемо, чтобы решение о люстрации принимал непосредственный начальник человека, проходящего проверку в рамках Закона «Об очищении власти». «Такие решения должна принимать независимая, беспристрастная инстанция. Иначе есть риск, что люстрация будет осуществляться выборочно, и ее используют для избавления от неугодных работников», — говорит Захаров. Обойти решение Конституционного Суда Когда КС приступит к оцениванию конституционности люстрационного закона, достоверно неизвестно. На официальном сайте ведомства говорится: «Осуществляется подготовка дела к рассмотрению на пленарном заседании суда». Депутаты — подписанты обращения в КС шепчутся в кулуарах Верховной Рады, что можно ожидать «сюрприз» ко Дню трудящихся (1 мая. — Прим. авт.). Если суд признает, что закон на 100% соответствует Конституции, никаких сенсаций ожидать не стоит. Кстати, министр юстиции Павел Петренко не сомневается в правильности решения КС. Выступая на одном из телеканалов, он красноречиво намекнул, что решение КС может быть только одним, иначе состоится перезагрузка судебного органа. «Если КС будет принимать неоднозначные решения и дальше, могут быть ситуации, когда он дискредитирует себя как конституционный орган», – заявил Петренко. А если суд найдет шероховатости в законе о люстрации… Что тогда? Означает ли это, что все люстрированные чиновники автоматически возвращаются в свои кабинеты? Должна ли власть остановить мельницу люстрационных проверок? Мнения разошлись. Обойти решение суда Практикующие юристы говорят, что проигнорировать решение КС не удастся, а вот обойти — запросто. И указывают на одну из действующих лазеек. «Бывает такое: экс-сотрудник приходит на бывшее место работы и приносит решение суда о восстановлении в должности, а восстанавливать его уже негде. За это время ликвидируют должность, реорганизовывают отдел или целое ведомство, — говорит практикующий юрист Андрей Котягин. — И если люстрационный закон будет отменен Конституционным Судом, то не исключаю, что государство ускорит реорганизацию госструктур под вывеской реформ. Ведь на сегодня люстрировано больше тысячи чиновников». Кроме того, признание Закона «Об очищении власти» неконституционным может серьезно ударить по государственному кошельку. Как отмечают юристы, суд пакетом принимает решение: восстановить в должности чиновника и выплатить ему денежную неустойку за «вынужденный отпуск». Чтобы оценить потенциальные убытки, проведем несложные математические подсчеты. Предположим, суд обяжет компенсировать только минималку (1218 гривен. – Прим. авт.). И эту компенсацию присудят 1000 люстрированных чиновников. То есть только один месяц «вынужденного отпуска» реабилитированных после люстрации чиновников обойдется налогоплательщикам, а именно нам с вами, как минимум в один миллион гривен! А ведь еще «очищенные» чиновники могут обратиться в Европейский суд по правам человека и обжаловать свое увольнение. «Пройдя все инстанции, он пойдет в ЕСПЧ и будет восстановлен. И государство будет платить ему деньги (компенсацию. — Прим. авт.)», – говорит народный депутат Сергей Кивалов. Конечно, процесс может затянуться на годы. Но шансы выиграть высоки, да и куш-то посолиднее будет. Размер компенсации истцу может исчисляться в тысячах евро, а потери государства — в миллионах. Народные депутаты — лоббисты закона о люстрации говорят, что до решения Конституционного Суда дело не дойдет. «Если вступает в силу новая редакция закона, то тогда производство в Конституционном Суде автоматически закрывается — нужно будет подавать новые обращения. А изменения в закон о люстрации мы планируем рассматривать в ближайшее время», — сказал народный депутат, вице-президент ПАСЕ Владимир Арьев. Каковы эти изменения, еще никто не видел. Озвучиваются лишь соображения. «Новый закон будет принципиально мягче, проще. И свою роль в этом сыграют договоренности, которые сейчас обсуждаются в сессионном зале», — утверждает народный депутат от фракции БПП Сергей Каплин. В свою очередь, представитель фракции «Самопомощь», глава Комитета Верховной Рады по вопросам противодействия коррупции Егор Соболев заверил АСН, что закон усилят. «На сегодня разрабатываются поправки в люстрационный закон. Их готовят народные депутаты, правительство и представители Венецианской комиссии. Мы пойдем по пути усиления Закона «Об очищении власти». Основная идея — распространить силу закона не только на чиновников, которые назначаются, но и на выборные должности (президента, народных депутатов). Ввести наказание за саботаж люстрационного процесса. Более точно выписать процедуру люстрации судей», — поведал Егор Соболев. P. S. Общаясь со многими политиками на тему украинской люстрации, часто слышишь: мол, поспешили и наломали дров. Но свои ошибки якобы поняли и намерены исправить. Исправят ли? Или еще больше усугубят ситуацию, внеся изменения в Закон «Об очищении власти»? Об этом узнаем совсем скоро. Но шансы, что здравый разум и юридический подход в конечном итоге победят политические эмоции и популизм, все-таки высоки.
Общество Украина начинается со... счетчика? Не знаю, кто как, а я в эти дни чувствую себя несколько обманутой: ждала, как и многие соотечественники, что парламент накануне Воскресения Господнего таки сделает людям подарок – и хотя бы Временную следственную комиссию создаст. И что эта комиссия возьмется за тарифы на жилищно-коммунальные услуги, разложит их на составляющие, сама поймет и нам всем объяснит, как эти составляющие между собой взаимодействуют, какой процент можно смело списать на коррупционные схемы, а сколько люди действительно должны платить. Не сложилось! Даже несмотря на то, что общественность требовала. Да что там говорить, развели эту общественность, как слепых котят. Начали за здравие... Нет-нет, совсем вроде и не проигнорировали – Рада в пятницу вопрос тарифов рассмотреть все же попыталась. Но когда этот вопрос рассматривался, как-то так народных избранников в сессионном зале было маловато. Это понятно – им эта проблема не болит, все давно «утрясли», чего лишний раз волноваться?! А чтобы людям в глаза пыль пустить, создали, но не Временную следственную комиссию, о которой шла речь, а рабочую группу по формированию тарифов на услуги ЖКХ. Ее создание – на базе двух парламентских комитетов, по строительству, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству и по социальной политике, занятости и пенсионному обеспечению – стало результатом протокольного поручения главы парламента Владимира Гройсмана. «Более неадекватную реакцию Верховной Рады трудно и представить, – отметил на «Фейсбуке» экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко, – Комитет по вопросам ЖКХ проверяет тарифы на услуги ЖКХ. То есть, проблему тарифов будут рассматривать именно те, кого нужно «регулировать»!» А теперь – внимание! – самое главное: ВСК требовали создать, чтобы комиссия разобралась с тарифами, а рабочая группа, которая появилась взамен, будет заниматься несколько другим. Она должна выяснить, как... будет работать модернизированный механизм предоставления субсидий. «Нам надо, – сказал Владимир Гройсман, – все четко просчитать: как будет работать новая система субсидий, сколько людей будет защищено, кто будет защищен и решения, в соответствии с этим, должны принять украинский парламент и украинское правительство для того, чтобы обеспечить социальную защиту людей, которые по объективным причинам не смогут платить за коммунальные услуги». То есть, о том, что действующий в Украине механизм тарифообразования непрозрачный, как видим, даже не говорят – на Грушевского, видимо, всех все устраивает. Арифметические выкрутасы Но как бы там ни было, «тарифную проблему», особенно ее газовую составляющую, несомненно, можно считать центральной темой на прошлой неделе. Правда, жонглирование цифрами, которое можно было наблюдать в прямом эфире во время Часа правительства в парламенте, по-моему, баллов чиновникам не добавляло. Раньше говорили, что собственная добыча газа достигает 18-19 миллиардов кубометров, а население использует 21 миллиард, хотя эксперты и ставят эту цифру под сомнение. То есть, если все же начать реально экономить, мы прекрасно можем обойтись своим газом. Но! Вдруг выясняется, что газа собственной добычи нам никак не хватит! Ибо, по словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, Украина в итоге «добывает примерно 9,5 миллиарда кубометров в год, а потребляет – 21 миллиард». Логично поинтересоваться, куда испарились почти 10 миллиардов кубометров газа собственной добычи, о которых говорилось ранее? Весь секрет, как выяснилось, – в палитре добывающих компаний, и те якобы пропавшие миллиарды кубометров добывают частники. Кстати, вдруг решили «рассекретить» размер себестоимости украинского газа – глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев сказал, что речь идет о 4200 гривен за тысячу кубометров. Если поверить, то получается, что наш более чем в четыре раза дороже российского. «Из 20-ти миллиардов кубометров газа собственной добычи, – разъяснил Андрей Коболев, – примерно 7миллиардов кубометров добывается частными компаниями, а они не хотят продавать газ даже по цене 7200 гривен и продают его сейчас по 9600 гривен». Теперь простой арифметический подсчет: 9.5 миллиарда плюс 7 миллиардов – в итоге имеем 16.5 миллиарда кубометров. Вопрос: где остальные 2-2.5 миллиарда кубометров? Таки куда-то испарились ... Кстати, последняя цена российского газа, о которой договорились в начале апреля, – 248 долларов за тысячу кубов. С одной стороны, господин Демчишин говорил, что если газ будет стоить меньше 250 долларов, его можно будет удешевить и для населения. А с другой, теперь заявляет, что пока сделать это мешают колебания курса. Такое впечатление, что наше правительство – когда цены на что-то реально снижаются – считает делом чести найти правдоподобные объяснения, почему у нас в стране они снизиться не могут. И не имеет значения, о чем идет речь, – о газе, о бензине или о чем-то еще. Это напоминает простой прием, которым пользуются базарные торговцы: обычно перед праздниками цены на свою продукцию они поднимают, а после праздников снизить почему-то забывают. Высокие тарифы – неплатежи – что дальше? И на фоне такого жонглирования цифрами, когда чиновники из правительства или не знают, каковы эти цифры на самом деле (хотя поверить в это крайне трудно), или бессовестно нас обманывают, повышение тарифов выглядит крайне циничным. Каким может быть дальнейшее развитие событий, АСН уже писала – в материале «Депутаты хотят вывести тарифы на чистую воду». И именно потому, что с этим самым выводом на чистую воду пока не сложилось, эти варианты нельзя сбрасывать со счетов. Например, Иван Плачков – один из экс-министров-профессионалов, который понимает, что происходит на самом деле, заявляет, что кризис неплатежей нам просто гарантирован, потому что «недисциплинированные люди точно перестанут платить». По его словам, этот кризис – из-за низкой платежеспособности украинцев – уже есть. Если правительство и дальше будет держаться курса повышения тарифов, мы можем получить ситуацию, когда люди не будут платить за энергоресурсы, затем перестанет выплачиваться зарплата, будет дальше расти безработица, не будет закупаться топливо, и, в конце концов, мы вернемся к хаосу 90-х прошлого века. Экс-министр энергетики убежден, что в первую очередь Украине следует подсчитать собственные энергоресурсы и только после этого, минимизировав потребление, формировать тарифы для населения и предприятий. С господином Плачковым соглашается немало экспертов, поэтому вполне закономерно напрашивается вопрос: почему на правительственном уровне их никто не слышит. Или не хочет слышать?! Правда, для людей, которые в мае получат платежки с новыми цифрами, разницы никакой. Пока подавляющее большинство украинцев, которые просто еще не получили новых платежек, наблюдают за тарифными перипетиями в ВР, общественные активисты начинают активное сопротивление. Один из судебных исков – с требованием вернуть старые тарифы на газ, а новые признать незаконными – будет рассматривать Окружной административный суд Киева. Его инициаторы, а это общественная организация «Институт общественного защиты», утверждают, что Нацкомиссия по вопросам регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг не имеет права устанавливать тарифы, поскольку законодательством это право закреплено за НКРЭ, которая была ликвидирована прошлым летом. Учитывая накал страстей вокруг проблемы, можно прогнозировать, что подобных исков будет много. И не только исков. Так, на днях Днепропетровский горсовет на очередной сессии поддержал инициативу оппозиционных депутатов направить обращение к Президенту, Верховной Раде и Кабинету министров с требованием ввести на повышение цен и тарифов на услуги ЖКХ мораторий – до повышения минимальных зарплат и пенсий. Причем предварительно днепропетровцы требуют вернуть цены и тарифы по состоянию на январь 2014 года. Стопроцентный учет – и никак иначе «Пока продолжаются эти баталии на уровне политиков и чиновников, – сказал «Аналитической службе новостей» (АСН) председатель правления Всеукраинской ассоциации энергосбережения Роман Спивак, – надо не сидеть, сложа руки, а действовать. Неплатежи – не выход, суды тоже не спасут от повышения тарифов, разве что частично. А уже сейчас надо повсюду устанавливать счетчики на все: на холодную и горячую воду, на газ, на тепло. У меня дома – газовый счетчик. Если у вас нет, не нойте, а встаньте с дивана и напишите заявление в облгаз! Европа начинается со счетчика: не давайте себя обманывать – платите только за то, что реально потребляете». Роман Спивак приводит интересные цифры. В Украине количество квартир, в которых нет счетчиков на газ (по состоянию на сентябрь 2014): с газовой плитой – 75,9%, с газовыми плитой и колонкой – 31,4%. На высоте, так сказать, только хозяева жилья, где установлены отопительные котлы, – там без счетчика только 1%. Поэтому, по мнению Романа Спивака, параллельно должны идти два процесса: повсеместное установление счетчиков, что сразу уничтожит немало коррупционных схем, и активная позиция общественности, которая должна требовать прозрачности тарифообразования. Правда, Кабмин, чтобы уменьшить расходы населения на коммунальные услуги, поручил НКРЭКУ обязать теплогенерирующие компании устанавливать счетчики на входе в дома, о чем сообщил министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко. При этом глава Минрегиона отметил, что 96% теплогенерирующих компаний на выходе из своих предприятий средства учета установили, а вот «на входе в дома устанавливать счетчики им не выгодно». А если не выгодно, надеяться, что они с ног собьются, чтобы быстро установить тепловые счетчики на входе в дома, не стоит. Наоборот, можно спрогнозировать, что эти компании будут всячески саботировать этот процесс. «Сейчас, – отмечает Алексей Кучеренко, – такое впечатление, что над украинцами проводят эксперимент. Сначала реформировать систему надо, помочь людям организовать ОСМД, утеплить дома, счетчики установить – там же без счетчиков миллиардами воруют!» А пока обещание чиновников вкладывать в платежки бланки на получение субсидий выглядит как насмешка. В ситуацию, как мне кажется, самое время вмешаться главе государства как гаранту прав украинцев и таки разобраться, кто и зачем устроил эту цифровую чехарду, вешая нашим гражданам лапшу на уши. Ведь о том, что иначе нельзя – нужно только задирать тарифы до небес, – нам уверенно вещают с правительственных трибун. Но мне не совсем понятно, почему нельзя по-другому. К примеру, на улице (по крайней мере, в Киеве) уже тепло, отопительный сезон вроде как завершен, а батареи в моем доме такие, что прикоснуться к ним нельзя. То же сообщают люди из Кременчуга. Убеждена, до сих пор топят и в других населенных пунктах. И мне невдомек, почему сейчас, когда уже тепло, за чью-то нерасторопность должна платить я, а не те люди, которые «не заметили» завершения отопительного сезона. Господа профильные министры, возможно, растолкуете?!
Общество На Пасху в Киеве произошла массовая драка Вчера, 12 апреля, на входе в один из парков в Подольском районе Киева произошла массовая драка. Об этом сообщает отдел по связям с общественностью ГУМВД Украины в городе Киеве. По информации правоохранителей, прибывшие на место происшествия сотрудники милиции попытались пресечь правонарушение, в ходе чего один из нарушителей нанес телесные повреждения сотруднику патрульной службы, после чего милиционер был вынужден совершить предупредительный выстрел. В результате действий правоохранителей массовая драка была прекращена. По подозрению в совершении преступления были задержаны два человека: местный житель и гражданин другого государства. В настоящее время возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 345 УК Украины – угроза или насилие в отношении работника правоохранительных органов. Задержанным грозит лишение свободы на срок до пяти лет. 
Политика оформление ленты  Из городов изгонят «призрак коммунизма» На днях Верховная Рада приняла закон о запрете коммунистической символики. Теперь местные органы власти обязаны переименовать области, районы, города, села, улицы и другие топонимические объекты, которые имеют советские названия. Поэтому на карте Украины уже в ближайшее время вместо Днепропетровска может появиться Сичеслав, вместо Цюрупинска – Олешки, вместо Днепродзержинска  – Каменское. Этот список можно продолжать и продолжать, ведь большинство названий населенных пунктов юга, востока, да и центра страны имеют коммунистическое прошлое. Битва «Днепропетровска» и «Сичеслава» Реакция общества на грядущие перемены не заставила себя ждать. Но мнения разделились. Если у одних возвращение исторических названий вызвало патриотический восторг, и они выступают обеими руками «за», другие отнеслись к предстоящему нововведению с сарказмом и даже некоей агрессивностью. Главная причина неудовольствия: мол, у нас отнимают нашу историю, посягают на свободомыслие, да и к тому же это не ко времени, есть более важные проблемы, которые необходимо решить. «Вообще-то смена названий несет за собой расход больших денежных средств. Одно дело – улицы, совсем другое – города. Откуда деньги? Лучше б экономику восстанавливали, а не позорили Украину на весь мир», – пишет в одной из социальных сетей днепропетровчанка Галина. «Это шоу! Чтобы отвлечь от экономики, войны, отсутствия реформ и т. д.! Мы в начале пути, хлеба все меньше, а зрелищ нам будет!!!» – поставил свой диагноз происходящему Сергей из Харькова. Также противников данной инициативы пугает бюрократическая волокита. Мол, из-за изменений названий им придется менять документы. Однако, по словам специалистов, после переименования улицы местные жители не обязаны срочно бежать за новыми документами. Все происходит по мере необходимости. Но вот регистрацию в паспорте сменить придется. Впрочем, самые ярые противники возвращения исторических названий городам и улицам – это носители красных знамен. В некоторых городах они даже успели провести своеобразные акции протеста. Не удивительно, что закон им пришелся не по душе. Однако они забыли историю – ведь именно их лидеры во время своего правления слепо отказывались от исторических названий в пользу своих деятелей и идеологов. Результат – во многих населенных пунктах, как грибы после дождя, стали появляться улицы, носящие имена Ленина, Маркса, Дзержинского и прочих лидеров советского пролетариата. Сторонники переименования подошли к вопросу серьезнее. Одни объясняют, зачем необходимо менять названия,  другие даже начали предлагать свои варианты, ссылаясь на историю. «Деятельность Петровского и Косиора привела к смерти миллионов людей в нашей области (Днепропетровской – авт.). Сколько бы это ни стоило, нужно убрать фамилию палача из названия нашего города! Ситуация сравнима с той, когда человек носит уродливую бородавку на лице, но не убирает ее косметической операцией, говоря, что деньги нужны на новые туфли», – пишет Игорь. «Лично для меня главное, чтобы в новом названии моего родного Днепропетровска, который теперь надо переименовывать согласно новому закону о декоммунизации, сберегся корень «Днепр», как символ украинского духа, если хотите. Ни один другой город его в названии не имеет. Как по мне, это лучше чем корень «слав» – в варианте «Сичеслав». Или просто – город Днепр», – написал журналист Андрей Шевченко. Стоит отметить, что инициатива переименования городов и улиц, возращения им исторических названий не нова. Об этом заговорили сразу после провозглашения независимости Украины. Вот только дальше разговоров дело не продвинулось. Исключением является разве что топонимикон Западной Украины, где от слов сразу перешли к делу, и безликие названия городов с однотипными улицами в одночасье лишились имен марксов, энгельсов и сталиных. Тогда, как и сейчас, инициатива имела как своих сторонников, так и противников. От решений к действию Однако недостаточно только принять закон. Необходимо воплотить его в жизнь. К тому же, на первый взгляд, идея поменять всю топонимику, связанную с коммунистическим режимом, кажется нереальной с точки зрения масштаба работы. Ведь в соответствии со справочником городов и районов Украины, опубликованном на сайте Верховной Рады, переименованию подлежат 22 города и 25 районов. И это без учета так называемых «ДНР» и «ЛНР», а также Крыма. А сколько придется переименовать названий улиц, площадей, скверов, парков? «Это все реально можно сделать. Еще несколько лет назад нереальным было признать воинов УПА. А сегодня общество уже к этому созрело. Ничто не может остановить идею, время которой пришло», – утверждает позафракционный депутат Михаил Головко. По словам члена профильного Комитета ВР по вопросам местного самоуправления Олега Березюка, воплощать «идею, время которой пришло», будут местные органы власти. Однако для начала необходимо разработать программу по переименованию названий в каждом городе. Эта программа может быть рассчитана на год, два и даже три. «Это очень затратная вещь. Поэтому в одночасье все улицы переименованы не будут. Главное – принять принцип. А его реализация будет завесить от ресурсов. За год будет переименовано только определенное количество улиц», – считает парламентарий. Глава Комитета по вопросам науки и образования народный депутат Лилия Гриневич полагает, что местные власти должны заниматься не только технической стороной вопроса о переименовании улиц, но также обязаны проводить разъяснительные работы в обществе во избежание конфликтов. «В процессе декоммунизации самый сложный момент – это информирование всех граждан, осознание ими собственной идентификации и истории. Если насильно поменять просто название улиц, но не объяснить людям, зачем это нужно, такое решение может вызвать сопротивление. Поэтому местным властям в процессе переименования необходимо знакомить горожан с изначальной историей улицы. Главное, чтобы решение местных властей совпадало с мнением местного населения. А до этого нужно дозреть», –  говорит парламентарий. Что касается финансовой стороны вопроса, то Лилия Гриневич утверждает, что по сравнению с теми трансформационными процессами, которые должны пройти в сознании граждан, это незначительные средства. Представители же Оппозиционного блока скептически относятся к переименованию всей топонимики с коммунистическим прошлым, так как считают, что данный процесс затянется на очень длительное время. Соответственно, принять закон можно было и позже, когда в стране стабилизируется экономическая, политическая и социальная ситуация. «Большая часть положений этих законов просто не ко времени. Сегодня у нас две основные проблемы. Первая – это помочь населению выжить в непростых социально-экономических условиях. А вторая – достичь единства в обществе. К сожалению, закон не решает этих проблем. Наоборот, положение о переименовании – нагрузка на государственный бюджет и возможность нагнетания внутренней дискуссии, которая способствует расколу общества», – говорит нардеп Юрий Павленко. По его мнению, Президент как гарант прав и свобод человека должен ветировать этот закон. «Но я сомневаюсь, что так будет», – добавил народный избранник. Говорит ЦИК Если в словах депутатов конкретику найти сложно, то в Центральной избирательной комиссии четко разъяснили процесс переименования населенных пунктов, в частности Днепропетровска и Кировограда. Так, заместитель главы ЦИК Андрей Магера на своей странице в одной из социальных сетей написал, что ответ на этот вопрос содержится в Конституции Украины. «В соответствии с пунктом 29 части первой статьи 85 Основного Закона Украины вопрос переименования населенных пунктов отнесено к полномочиям Верховной Рады. Согласно ст. 91 Конституции, такой акт (постановление) парламента принимается большинством голосов народных депутатов, то есть не менее 226 голосов», – поясняет Магера. По его словам, подобный акт парламента не может быть ветирован Президентом, поскольку не является законом и вступает в силу со дня принятия, если более поздний срок вступления в действие не будет предусмотрен самим постановлением. Для переименования Днепропетровской и Кировоградской областей придется вносить изменения в Конституцию, поскольку они есть в списке «административных единиц субнационального уровня» в части второй статьи 133 Основного закона. «Для этого необходимо, во-первых, инициирование соответствующего законопроекта Президентом или не менее чем 150 депутатами. Во-вторых, он должен пройти проверку Конституционного Суда на соответствие процедурным положениям статей 157 и 158 Конституции», – добавляет он. Также, как утверждает Магера, необходимо предварительное одобрение законопроекта постановлением Верховной Рады, не менее чем 226 голосами. А на следующей очередной сессии парламент должен принять этот закон большинством, то есть не менее чем в 300 голосов. «Закон вступает в силу в обычном порядке, то есть через 10 дней с момента официального обнародования, если другое не предусмотрено самим законом, но не ранее дня опубликования (часть пятая статьи 94 Конституции). В вопросе переименования как городов, так и областей Президент не имеет права вето», – говорит он. Как видим, вернуть исторические названия городам, районам, улицам – это вполне реально осуществимая задача, хотя с названием областных центров процедура несколько усложняется. Примером может служить Западная Украина, которая пережила декоммунизацию своих городов и улиц еще 24 года назад. Вся остальная Украина декоммунизацию пройдет только сейчас.  Главное, решить ряд технических вопросов, которые  нашим законодателям стоило бы прописать в законе. Ведь пока у депутатов нет четкого понимания, как будет происходить сам процесс переименования улиц, какая конкретная сумма необходима и сколько времени понадобится для возвращения городам, районам, улицам, площадям, паркам, скверам их исторических названий. Вся ответственность ложится на местные органы самоуправления, которые в течение полугода должны принять решения о переименовании всех топонимических названий, имеющих коммунистическое прошлое.
Политика Порошенко и Меркель надеются на результативность встречи «нормандской четверки» Президент Украины Петр Порошенко и канцлер Германии Ангела Меркель надеются на результативность сегодняшней встречи «нормандской четверки». Об этом Порошенко и Меркель заявили в ходе телефонного разговора, сообщает пресс-служба главы государства. По информации пресс-службы, Президент Украины проинформировал канцлера Германии об эскалации ситуации на Донбассе из-за несоблюдения боевиками режима прекращения огня и невыполнения ими требований об отводе вооружений. Кроме того, cобеседники договорились продолжить диалог по результатам встречи «нормандской четверки». Напомним, в Берлине началась встреча министров иностранных дел Украины «нормандской четверки». Главной темой обсуждения является соблюдение Минских договоренностей.

Символы, приносящие удачу и богатство
Символы, приносящие удачу и богатство
Существует множество символов успеха и денег Если правильно ими воспользоваться, можно привлечь счастье, благо....
В какие дни лучше не мыть полы, чтобы не привлечь бедность
В какие дни лучше не мыть полы, чтобы не привлечь бедность
С помощью уборки можно не только превратить свой дом в уютное пространство, но и избежать проблем с деньгами С....
Лунный день сегодня 1 мая 2024 года
Лунный день сегодня 1 мая 2024 года
Лунный календарь станет отличным подспорьем для каждого из нас Современные подсказки астрологов помогут начать....
Кошки в доме: удача или проклятье
Кошки в доме: удача или проклятье
К кошкам во все времена всегда относились по-разному Для кого-то они являлись божеством, а кто-то считал их по....
Тамара Глоба пообещала трём знакам безумное везение в мае
Тамара Глоба пообещала трём знакам безумное везение в мае
Гороскоп Тамары Глобы на май сулит немало возможностей для всех без исключения знаков зодиака Но есть среди н....
больше материалов




/-0,44189500808716-/ /-pc-/
Top