counter


Поиск

Сортировка:
LIGA.net опубликовала список народный депутатов, подписавших в 2017 году представление, на основании которого Конституционный суд сегодня признал неконституционной и отменил статью 368-2 УК, предусматривающую наказание за незаконное обогащение. В частности, представление подписали 59 депутатов Рады. Руслан Сольвар, БППАндрей Шинкович, БППАлександр Кирш, Народный фронтГеннадий Чекита, БППДмитрий Святаш, ВідродженняГеннадий Бобов, ВідродженняАртем Ильюк, ВідродженняВасилий Гуляев, ВідродженняОлег Кулинич, ВідродженняФедор Негой, БПППавел Пинзеник, Народный фронтЯрослав Едаков, Народный фронтДмитрий Стеценко, Народный фронтКонстантин Павлов, ОппоблокДмитрий Колесников, ОппоблокАндрей Гальченко, ОппоблокИван Мирный, ОппоблокЕвгений Балицкий, ОппоблокСергей Сажко, ОппоблокМаксим Поляков, Народный фронтНаталья Королевская, ОппоблокТатьяна Бахтеева, ОппоблокВиктор Бондарь, ВідродженняВасилий Нимченко, ОппоблокИгорь Шурма, ОппоблокСтанислав Березкин, Воля народаАнтон Киссе, ВідродженняВалерий Лунченко, Народный фронтИгорь Бриченко, Народный фронтТарас Креминь, Народный фронтФедор Бендюженко, Народный фронтАлександр Горбунов, Народный фронтНиколай Княжицкий, Народный фронтВладислав Данилин, Народный фронтОлег Крышин, Народный фронтБорис Козырь, БППДмитрий Андриевский, БППЕлена Масорина, Народный фронтВиталий Корчик, Народный фронтЕвгений Дейдей, Народный фронтВладимир Шкварилюк, Народный фронтАнатолий Дырив, Народный фронтСергей Фаермарк, Народный фронтРоман Заставный, Народный фронтЮрий Вознюк, Народный фронтДмитрий Лубинец, БППВадим Пидберезняк, Народный фронтВиктор Развадовский, ВідродженняЮрий Шаповалов, ВідродженняВалерий Писаренко, ВідродженняСергей Мельничук, Радикальная партияЕлена Бойко, Народный фронтСергей Мартыняк, Воля народаГеннадий Ткачук, БППАртур Палатный, БППВалерий Ищенко, БППОлег Великин, БППАндрей Шипко, ВідродженняИгорь Молоток, Воля народа Напомним, накануне Конституционный суд признал неконституционной ст. 368-2 Уголовного кодекса, которая обязывала государственных служащих давать пояснения об источниках их доходов и доходов членов их семей. В случае, если чиновник не мог этого сделать, его должны были привлечь к уголовной ответственности. По мнению Конституционного суда, ст. 368-2 УК нарушает презумпцию невиновности. По мнению судей, доказывать незаконность доходов должна сторона обвинения.
В стенах Верховной Рады Украины начался сбор подписей за назначение Юрия Луценко на должность Генерального прокурора Украины, который инициировал народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Руслан Сольвар. Об этом сообщает издание Зеркало Недели. «По данным источников в Администрации Президента, в качестве замены действующему Генпрокурору Виктору Шокину рассматриваются две основные кандидатуры – его заместитель Юрий Столярчук и Юрий Луценко», - пишет издание. Впрочем, как передает издание,  источники отмечают, что в отношении кандидатуры главы фракции БПП Луценко есть два проблемных момента. «Во-первых, для такой должности необходимо юридическое образование и соответствующий прокурорский стаж, которых у Луценко нет. Во-вторых, Луценко важен как коммуникатор внутри президенсткой фракции, без которого проблемная фракция БПП окажется под угрозой развала», - передает «Зеркало Недели».
Итак, сотрудники Министерства внутренних дел 7 ноября перешли свой Рубикон – в этот день вступил в силу Закон «О Национальной полиции», а милиция юридически прекратила свое существование. С одной стороны, это вовсе не значит, что огромную армию милиционеров, а заодно и сотрудников Госавтоинспекции, которых тоже касаются эти изменения, в одночасье выкинут на улицу. Теперь уже бывшим милиционерам и экс-сотрудникам ГАИ, по задумке авторов реформы, предложат испытать свой профессионализм – пройти переаттестацию и доказать, что они достойны служить в новой полиции. Но, с другой, что будет с людьми, которые не пройдут аттестацию, однозначно пока сказать сложно. Есть мнение, что одни пойдут в частные охранные фирмы, для других безработица станет непреодолимым жизненным барьером и может привести к непредсказуемым последствиям, а третьи, чтобы отстоять свое право на профессию, возможно, станут подавать в суды. Посему «Аналитическая служба новостей» попыталась при помощи экспертов разобраться, чего ждать стране вследствие такого реформирования силовых структур.   Аваков идет к цели   Что количество милиционеров сильно уменьшится уже к началу 2016-го, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил меньше года назад – в декабре 2014-го, когда выступал на совместном заседании комитетов ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. По его словам, на февраль 2014 года в милиции было 197 тысяч человек, а за 2015-й их количество планировалось сократить до 150 тысяч. А в сентябре этого года главный милиционер страны на своей страничке в Facebook назвал дату исчезновения в Украине милиции – 7 ноября. Мол, в этот день «де-юре прекратит свое существование милиция и по всей стране будут функционировать органы полиции. Это де-юре, а де-факто будет продолжаться переходный процесс от старого к новому», который растянется примерно на полгода. По словам профильного министра, «никто не перейдет автоматически из милиции в полицию! Везде переход будет сначала обусловлен структурными изменениями в подразделениях в соответствии со стратегией реформы. Затем тестирование и собеседование, конкурсные наборы – полная переаттестация личного состава. Тем, кто готов честно служить, переживать не о чем. Опыт наших конкурсов и тестов последних месяцев показывает: такие люди и специалисты отлично справляются с тестированием и конкурсом, и они нужны в новой полиции. Но никакого автоматического перехода, под общую волну 150 000 полицейских! Проверка на соответствие каждого – вот сверхзадача на переходный период. С уважением к каждому, но и с высокими требованиями». Этот, так сказать, промежуточно-заключительный аккорд от министра внутренних дел предваряли летние события: 1 июля Аваков отстранил от работы весь состав ГАИ Украины в Николаевской области, а 6 июля уволил всех гаишников Донецкой области. Передала свои функции новой патрульной службе и ГАИ Киева. То есть сегодня мы имеем армию безработных милиционеров и бывших сотрудников Госавтоинспекции. Правда, пока что в тех населенных пунктах, где полиция еще не заработала на полную мощность, до конца этого года гаишники получили право работать в качестве автоинспекции уже в составе полиции – для обеспечения безопасности дорожного движения. Что интересно, в привычной для нас ГАИ будут служить новые полицейские (видимо, преследуются цели обучить полицейских, многие из которых на самом деле даже далеко не асы в вождении автомобилей – чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на покоцанные полицейские автомобили, которые ездят по дорогам столицы). А сами подразделения будут подчиняться руководителям территориальных органов полиции.   В криминал не пойдут… Главная проблема в том, что около половины нынешнего состава правоохранительных органов переаттестацию не пройдет. Но большая часть людей все равно останется, потому что нужны специалисты с опытом, те, кто сможет «подтянуть» новичков и поделиться знаниями и навыками оперативных работников. «За тех, кто не пройдет переаттестацию, можно не переживать, – считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. – Они пойдут в другие правоохранительные органы – люди все-таки с опытом. Как-никак они квалифицированные оперативные служащие. В крайнем случае, могут податься в охранные службы». При этом он отметил, что переживать из-за возможного роста уровня преступности не стоит. «На улицах криминалом они заниматься не будут, – заверил АСН политолог. – Есть вероятность, что малая их часть пойдет в теневой бизнес, но, опять-таки, большинство пойдет на нормальную службу. Как бы мы их ни критиковали, многие милиционеры – работяги и пахари». В свою очередь народный депутат Дмитрий Добродомов уверяет, что лучше иметь 5% безработных сотрудников правоохранительных органов, чем 90% людей, которые страдают от их произвола. «Милиция за эти годы показала, на что она способна, – напомнил он «Аналитической службе новостей» (АСН). – То, что она нуждается в полной перезагрузке, однозначно. Поэтому сотрудникам правоохранительных органов в ближайшее время придется повышать свою квалификацию, принимать участие в конкурсах и подтверждать свои знания». По его словам, сотрудники, которые не пройдут переаттестацию, которые подозреваются в коррупции или преступлениях, должны уйти из правоохранительных органов. Мол, в этом нет ничего страшного. В принципе, учитывая наши реалии, когда без работы остаются экономисты и юристы, учителя и врачи, и при этом учатся выживать, переквалифицируются, страшного действительно ничего. Вопрос лишь в том, как в стране работает механизм, позволяющий то ли повысить квалификацию, то ли приобрести новую специальность, которая более востребована на рынке труда. А вот с этим, как в том анекдоте, облом, товарищи… …но сомнения есть Правда, в том, что уволенные милиционеры, которые не смогут сходу найти себе работу, а при этом необходимость обеспечивать семью никто не отменял, не пойдут в криминал, уверены далеко не все. Поэтому прежде чем вводить в действие механизм новой полиции, необходимо было продумать то, куда девать уволенных милиционеров. Ведь многие из них будут заниматься вымогательством, и тогда уровень преступности может возрасти, считает член Общественного совета Майдана, руководитель Института практической политики Богдана Бабич. «Приведу один пример. Когда я была в Бердянске, у нас появилась информация о том, что те милиционеры, которые не попадут в новую полицию, уже договорились с местным олигархом, – рассказывает Богдана Бабич. – Они понимают, что их уволят, поэтому активно зарабатывают деньги». Посему, по ее словам, надо было продумать, каким образом их занять, куда они могут приложить свои силы, ведь «это было довольно-таки прогнозировано, что люди, которые остались без работы и которые не могут ничем особо другим заниматься, кроме как вымогательством и грабежом, им и будут заниматься. Это могут быть частные охранные структуры. В принципе, люди, которые на самом деле более или менее порядочные, видят себя полицейскими. Всех остальных надо держать под особым контролем хотя бы год. Малый бизнес уже жалуется, что милиция просто нагло собирает с них деньги». В любом случае переаттестация приведет к безработице. И было бы неплохо, а главное – правильно, считает нардеп Сергей Лабазюк, если именно Министерство внутренних дел возьмет под контроль этот вопрос и займется поиском путей решения проблемы. «Милиционеры, которые не пройдут аттестацию, будут уволены, а работу за короткое время им вряд ли удастся найти, – пояснил он АСН. – Этот пробел нужно как-то устранять». Вместе с тем он отметил, что переаттестация необходима для перехода на более качественный уровень всей правоохранительной системы. «Не настолько важно, будет это милиция или полиция, однако уровень профессионализма в профессии повысить необходимо, – подчеркнул Лабазюк. – Кроме того, нужно изменить систему мотивации, ведь какой результат можно требовать за 2000 гривен?! Также следует менять стереотип, заложенный в последние 20-30 лет, о том, что милиционер – это взяточник и солдат, который исполняет указы своего руководства, а не отстаивает интересы граждан». Что больше половины правоохранителей переаттестацию не пройдут, уверен и исполнительный директор ООО «Социс» Александр Стегний, который считает, что таких, скорее всего, заберут в частные охранные компании, теневые структуры, а также будет повышаться уровень криминалитета. «Важный вопрос: где они окажутся, когда потеряют работу? – акцентировал он АСН. – Они устроятся в частные организации, многие из числа которых выполняют неформальные заказы: сопровождают контрабанду, защищают олигархов и выполняют их различные поручения. Известно, что в Украине много организаций подобного типа, которые работают на грани с законом. Учитывая то, что любое нарушение закона является криминалом, можно сказать, что чаще эти предприятия занимаются именно криминалом». Другая же часть, по его словам, останется без работы и будет вынуждена менять квалификацию. А значит, «увольнять всех – тоже не выход, поэтому интересует вопрос механизма переаттестации. Во-первых, сами критерии и цели аттестации – проверить компетентность сотрудников? Ведь сейчас среди милиционеров много некомпетентных лиц. Но это уже в компетенции самой комиссии и тестов, по которым будет проводиться аттестация. Другой вопрос – в проверке их злоупотреблений, точнее способов, которые будут использовать для такой проверки». Уверен в том, что часть сотрудников правоохранительных органов, которые не пройдут переаттестацию и будут уволены из МВД, могут уйти в криминал, и политический эксперт Андрей Золотарев. «Очень часто бывшие правоохранители оказываются востребованы в уголовном мире. У них есть навыки оперативной работы, они могут работать с агентурным аппаратом. Конечно, какая-то часть будет устраиваться охранниками, сторожами, юристами-консультантами, но часть может уйти в криминал», – заверил он АСН. Посему, по словам Золотарева, Украина может столкнуться с большой криминальной волной. Вместе с тем он добавил, что сокращение сотрудников неизбежно, поскольку экономически государство не в состоянии тянуть институцию МВД, которая досталась Украине еще от СССР. В областях – другая реальность? При этом эксперты отмечают тот факт, что массовая безработица милиционеров больше грозит жителям столицы. А вот в областях ситуация другая. Там большинство останется на своих местах, ведь заменять их практически некем, считает директор Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко. По его словам, без критериев оценки нельзя предположить, сколько сотрудников областных управлений Министерства внутренних дел отсеют. «И кто вообще сказал, что большая часть людей будет уволена? Кадровики из некоторых областей говорят, что есть негласное указание сократить личный состав в ходе переаттестации на 10%», – заявил «Аналитической службе новостей» (АСН) директор Центра исследований. Но пока что эксперт затрудняется ответить, каким будет процент отсева среди тех сотрудников, которые сейчас проходят аттестацию. Министерство внутренних дел не дало четких критериев оценки профпригодности, а озвученные министром крайне расплывчаты, тогда как необходимы четкие и строгие критерии. «Те общественники, которых вводят в эти квалификационные и аттестационные комиссии, готовы работать с людьми и проверять их профпригодность, но у них нет четкой инструкции, как это делать, – поясняет он. – Спрашивать они могут что угодно, но как оценивать конкретного человека, никто толком не знает: подходы в областях сильно разнятся, поэтому от МВД сейчас все ждут каких-то оценочных шкал или нечто подобное. Но пока их нет». При этом Мартыненко уверен, что уволенным никто работу в правоохранительных органах предлагать не будет. При наличии диплома в сфере охраны правопорядка они могут пойти в личную охрану или охранником в супермаркет. «Даже если бывшего сотрудника уволят по результатам аттестации, у него будет возможность устроиться на работу. Подобные предприятия проводят конкурс и подбирают людей по своим критериям, которые могут в корне отличаться от заложенных в аттестационные условия», – отметил эксперт. Опыт в помощь Милиционеры, которые занимались оперативно-розыскной деятельностью, вряд ли уйдут из системы МВД после переаттестации, поскольку у них есть большой опыт и агентурные связи. Также возможно, что умения тех правоохранителей, которые не пройдут аттестацию, будут по-прежнему применяться, только сотрудники станут вольнонаемными, предположил экс-начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк. «Есть программа задействования этих лиц с целью обеспечения работой. Насколько она сработает – большой вопрос. Конечно, большие сомнения, что все 30%, кто не пройдет аттестацию, можно будет задействовать – разъясняет он «Аналитической службе новостей». – Сомневаюсь, что даже половину удастся задействовать. Но я считаю, что в системе МВД найдется работа для части этих людей, может, уже не в качестве милиционеров, а в качестве вольнонаемных. Среди них много специалистов высшей категории, профессионалов и тех, кто вообще далек от каких-то коррупционных схем и незаконных действий». По мнению Вовка, коррупционная составляющая заложена в самой аттестации. «Я думаю, прежде всего, попросят уйти людей пенсионного и предпенсионного возраста. Также будут сокращены некоторые подразделения, которые были задействованы в таких сферах, как ГАИ, там практически людей не остается», – отметил он, при этом подчеркнул, что уйдет очень мало людей, которые занимались именно оперативно-розыскной деятельностью, поскольку заменить их некому. «Это предполагает наличие не столько образования, сколько опыта, агентурных связей. У таких сотрудников уже наработаны личные связи, личные контакты. Кто-то уйдет сам, кого-то попросят, кого-то в чем-то заподозрят. Обычный процесс. Не думаю, что эти 30% сразу «вывалятся» на улицу и станут безработными и будет риск того, что они будут задействованы в криминале», – сделал вывод Вовк. Новое качество требует времени Несмотря на то, что весь корпус привычных для украинцев правоохранителей формально перестал существовать, кадровое наполнение новой полиции будет оставаться неизменным еще как минимум год. В частности, до 31 декабря 2016-го будут сохранены логотипы, эмблемы, бланки, печати и форма милиции. Это означает, что одномоментного перерождение старой системы в новое качество не произойдет, пояснил «Аналитической службе новостей» (АСН) народный депутат Руслан Сольвар. «Стратегия реформы органов внутренних дел как раз и заключается в том, чтобы усовершенствовать профессиональные качества личного состава. Необходимо подчеркнуть этот аспект проблемы, ведь перед руководством МВД не стоит задача механически заменить правоохранителей, например, путем освобождения действующих и набора новых сотрудников. И те, у кого будет желание продолжать службу в Национальной полиции, и новые кандидаты должны пройти переаттестацию и аттестацию соответственно. Все бывшие милиционеры, подтверждающие свою профессиональную пригодность, смогут работать в новой правоохранительной структуре. Те же, кто не будет отвечать установленным критериям, не смогут стать полицейскими», – отметил депутат. Что интересно, депутат уверен, что «никто не собирается нарушать права бывших милиционеров, необоснованно их разгонять или умышленно не допускать в полицию. Устанавливается базовое требование – комплексная профессиональная подготовка кандидатов. Если вы профессионал, то ваша работа в старой милиции ни в коем случае не будет препятствием для службы в полиции. Этот принцип представляется очевидным, ведь при нормальных конкурентных условиях ни один претендент на вакансию в любой сфере не получит работу, если не пройдет собеседование. Только благодаря указанному алгоритму станет возможно отсеять из действующей правоохранительной системы все те элементы, которые полностью дискредитировали бывшую милицию в глазах граждан». По его словам, одной из ключевых проблем является уменьшение численности правоохранителей МВД с нынешних 225 до 150 тысяч человек, что позволит оптимизировать их работу и увеличить денежное довольствие. Учитывая то, что на 150 тысяч мест претендуют не только действующие служащие, но и новые кандидаты, следует ожидать высокой конкуренции. Это может значительно повысить профессиональный уровень полиции. «В общем, реформа неизбежно приведет к лишению рабочих мест десятков тысяч правоохранителей. Без этого систему МВД невозможно реанимировать, – подчеркнул Руслан Сольвар. – Однако главная задача состоит в том, чтобы с помощью конкурсных отборов и сокращений численности служащих сбросить именно тот балласт, из-за которого украинская милиция справедливо считалась одной из самых безнадежных правоохранительных структур». Если же во время проведения переаттестации сотрудников правоохранительных органов будут выявлены факты нарушения ими закона, то их необходимо посадить в тюрьму, считает его коллега, народный депутат Георгий Логвинский. «В переаттестации главное – не вопрос безработицы. Многие милиционеры нарушали права граждан. Поэтому главное набрать специалистов, чтобы граждане знали, что есть правосудие. На данный момент уровень доверия к правоохранительной системе равен нулю», – напомнил он АСН, подчеркнув, что преступлением является, когда милиционер не соответствует требованиям, которые выдвигаются к сотрудникам правоохранительных органов, а также не знает действующего законодательства. Пойдут ли в суд? Кроме разных вариантов поиска работы, если говорить об уволенных милиционерах и гаишниках, судя по всему, есть еще один вариант развития дальнейших событий. Так, адвокат Ростислав Кравец уверяет, что экс-силовики уже готовы завалить суды исками. По его словам, уволенные сотрудники милиции уже обращаются за помощью к правозащитникам. Причем, отмечает адвокат, «шансы восстановиться на работе у них есть. Во-первых, каждого из них должны были уведомить об увольнении лично. Им должны были предложить вакансии во вновь созданной полиции. Также должны были взять согласие на увольнение в их профсоюзе, чего не сделали. То есть там есть ряд нарушений, которые будут учтены в суде». Кроме того, по словам юриста, при увольнении сотрудникам, прослужившим более 10 лет, положена компенсация в размере 50% от оклада за последние десять лет. Тем, кто прослужил меньше, — единоразовая выплата в размере зарплаты за год. Он уверяет, что часть из них получит хорошую компенсацию и на этом успокоится. А какая-то часть этих людей готовы и будут судиться. Несмотря ни на что, реформу надо продолжать, потому как, заверил АСН народный депутат Юрий Деревянко, если 80% сотрудников МВД останется на своих должностях, ничего не поменяется. По его словам, сотрудникам правоохранительных органов, которые не пройдут переаттестацию, устроиться на новую работу не будет проблематичным, так как они практически все имеют высшие юридическое образование. А его коллега народный депутат Сергей Рудык отмечает, что при реформировании правоохранительных органов нужно менять систему, а не людей. «Я не приверженец набирать людей с улицы. Конечно, люди с опытом имеют не только профессиональный, но и коррупционный опыт, но человека, который не имеет опыта борьбы с преступностью, никогда не сталкивался с правоохранительной системой, нельзя быстро и эффективно всему обучить. В связи с этим может появиться много проблем», – разъяснил он «Аналитической службе новостей» (АСН), отметив при этом, что «если изменить систему, то 80% будут законопослушными и профессионально исполнять свои обязанности. И не нужно будет привлекать тогда иностранных специалистов, у нас и своих достаточно. А так у нас получается, что руководители все остаются при своих должностях, а увольняют только среднее и низшее звено». В общем, даже невооруженным глазом видно, что крайне сложный для милиционеров Рубикон окажется не менее непростым и для страны в целом. Ведь даже если процесс пойдет гладко, как говорится, без сучка и без задоринки, чего на самом деле ожидать крайне сложно, понадобится немало времени, пока система перенастроится, а «винтики», временно оказавшиеся «лишними», отыщут для себя другую нишу. Если же учесть, что на «без сучка и без задоринки» нам рассчитывать не приходится, определенные сложности просто неизбежны. Судя по всему, к ним таки стоит готовиться. Иначе снова справедливым окажется пресловутое «хотели как лучше, а получилось то, что получилось».
Несмотря на то, что весь корпус привычных для украинцев правоохранителей формально перестал существовать, кадровое наполнение новой полиции будет оставаться неизменным еще как минимум год. В частности, до 31 декабря 2016-го будут сохранены логотипы, эмблемы, бланки, печати и форма милиции. Это означает, что одномоментного перерождение старой системы в новое качество не произойдет, такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) выразил народный депутат Руслан Сольвар. По его словам, в то же время речь не идет об автоматическом переходе работников милиции в ряды нового органа. «Стратегия реформы органов внутренних дел как раз и заключается в том, чтобы усовершенствовать профессиональные качества личного состава. Необходимо подчеркнуть этот аспект проблемы, ведь перед руководством МВД не стоит задача механически заменить правоохранителей, например, путем освобождения действующих и набора новых сотрудников. И те, у кого будет желание продолжать службу в Национальной полиции, и новые кандидаты должны пройти переаттестацию и аттестацию соответственно. Все бывшие милиционеры, подтверждающие свою профессиональную пригодность, смогут работать в новой правоохранительной структуре. Те же, кто не будет отвечать установленным критериям, не смогут стать полицейскими», - отметил депутат. Сольвар подчеркнул, что такая система выглядит вполне справедливой и адекватной требованиям и потребностям украинского общества. «Никто не собирается нарушать права бывших милиционеров, необоснованно их разгонять или умышленно не допускать в полицию. Устанавливается базовое требование - комплексная профессиональная подготовка кандидатов. Если вы профессионал, то ваша работа в старой милиции ни в коем случае не будет препятствием для службы в полиции. Этот принцип представляется очевидным, ведь при нормальных конкурентных условий ни один претендент на вакансию в любой сфере не получит работу, если не пройдет собеседование. Только благодаря указанному алгоритму станет возможно отсеять из действующей правоохранительной системы все те элементы, которые полностью дискредитировали бывшую милицию в глазах граждан», - сказал нардеп. При этом, по словам Сольвара, Закон «О Национальной полиции» содержит также нормы, которые препятствуют формированию совершенно нового органа. «В частности, аттестационные комиссии, в которые будут входить в том числе представители общественности, не будут аттестовывать абитуриентов высших учебных заведений МВД, что сохранит коррупционные факторы попадания в ряды полиции непрофессиональных кадров. К тому же конкурсные испытания будут касаться только должностей младшего состава полиции. То есть специалисты и общественность не смогут влиять на формирование руководящего состава полиции, который вообще, скорее всего, просто изменит внешние атрибуты из милицейских на полицейские. Безусловно, при таких условиях реформа органов МВД будет выглядеть как минимум половинчатой», - подчеркнул депутат. Одной из ключевых проблем в указанном контексте является уменьшение численности правоохранителей МВД с нынешних 225 до 150 тысяч человек, что позволит оптимизировать их работу и увеличить денежное довольствие. Учитывая то, что на 150 тысяч мест претендуют не только действующие служащие, но и новые кандидаты, следует ожидать высокой конкуренции. Это может значительно повысить профессиональный уровень полиции. «В общем реформа неизбежно приведет к лишению рабочих мест десятков тысяч правоохранителей. Без этого систему МВД невозможно реанимировать. Однако главная задача состоит в том, чтобы с помощью конкурсных отборов и сокращений численности служащих сбросить именно тот балласт, из-за которого украинская милиция справедливо считалась одной из самых безнадежных правоохранительных структур», - резюмировал Сольвар.
В случае критики ЕС пакета «безвизовых» законов об аресте, конфискации имущества, а также по возврату и конфискации активов, Украина должна профессионально доработать их, однако с соблюдением законности, прав и свобод граждан. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал народный депутат Руслан Сольвар. Он отметил, что принятие Верховной Радой ряда законопроектов «безвизового пакета» является необходимым шагом в выполнении Плана действий визовой либерализации, без имплементации которого Украина не сможет преодолеть визовый барьер с ЕС. «Предметом особого внимания европейских партнеров ожидаемо стал антикоррупционный блок законов, прежде всего, акты, регулирующие вопросы ареста, конфискации и возвращения активов, полученных незаконным путем. Накануне голосования в Раде представители Европейского Союза заявили, что правительственная редакция указанных законопроектов соответствует минимальному уровню требований ЕС. В частности, речь идет о законопроектах № 2540, 2541 и 3040, которые посол Ян Томбинский назвал конструктивной базой антикоррупционных реформ, удовлетворяющих критериям европейского сообщества», - сказал он. Однако, по словам Сольвара, парламент принял соответствующие законы в редакции правоохранительного комитета, нормы которой смягчают наказание и могут быть применены к уже арестованному имуществу. «Поэтому в правительстве заявили, что такая версия антикоррупционных законов лишает правоохранителей эффективных инструментов борьбы с экономической, финансовой и организованной преступностью и будет отвергнута Евросоюзом. Как следствие, единственной альтернативой провала безвизовой инициативы, по мнению чиновников, может быть только переголосование законопроектов после внесения необходимых поправок и изъятие норм, предложенных парламентским комитетом», - пояснил он. Вместе с тем, нардеп отметил, что аргументация парламентариев в пользу принятых законов заключается в необходимости минимизировать риски злоупотребления полномочиями под прикрытием борьбы с коррупцией. «Ведь уполномоченные органы получат возможность наложить арест на любое имущество, в условиях нереформированной судебной и правоохранительной системы это может превратиться в средство давления и шантажа. Таким образом, благие намерения антикоррупционной деятельности способны вызвать существенное нарушение гражданских прав», - добавил Сольвар. Он отметил, что в европейских странах структуры, которые занимаются противодействием коррупции, наделены довольно жесткими инструментами борьбы с экономической и финансовой преступностью. И, безусловно, такие полномочия оправданы с точки зрения их результативности. Однако, чтобы не создавать дополнительную опасность, нам следует тщательно оценивать существующие риски, которые возникают из-за дефектов отечественной системы правосудия. И ни одна цель здесь не должна оправдывать средства. «Ответственные за безвизовый режим институты ЕС пока не дают публичных оценок принятых во вторник законов, поскольку должны детально проанализировать текст соответствующих нормативно-правовых актов. В случае критического отзыва, украинская сторона будет вынуждена оперативно отреагировать, если безвизовый режим остается для нас приоритетом. С другой стороны, учет претензий наших партнеров не должен идти вразрез с соблюдением законности, прав и свобод граждан. Поэтому правительство и парламент должны найти не политический компромисс в этой проблеме, а профессионально доработать законопроекты совместными усилиями», - резюмировал он.
Резонансное задержание Геннадия Корбана уже пятый день подряд находится в эпицентре политического процесса и внимания общественности. И чем дальше развиваются события, тем более запутанной и сложной становится ситуация. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) выразил народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Руслан Сольвар. По его словам, сторонники лидера УКРОПа возмутились избирательностью преследования Корбана, который был задержан в то время, когда одиозные фигуры старого режима до сих пор не привлечены к ответственности. К тому же часто непрофессиональное поведение служителей Фемиды заставляет общественность сомневаться в обоснованности выдвинутых подозрений. «Поэтому соратники задержанного устраивают антипрезидентские акции протеста с требованием освободить Корбана. В этих условиях медиаимперия Коломойского ведет мощную информационную кампанию, позиционирует инцидент исключительно в плоскости политических репрессий, выборочного правосудия и борьбы Президента с конкурентами, которые показали серьезный результат на местных выборах», - отметил Сольвар. По мнению депутата, образ Корбана начал меняться: из маршала Гречко он превратился в политзаключенного и жертву, что только прибавило симпатий соратнику экс-главы Днепропетровской ОГА. Он отметил, что используя неудобное положение, в которое попала команда главы государства, каждая политсила пытается получить от конфликта как можно больше дивидендов. «Партии, которые взяли на вооружение популистскую риторику и программы по снижению коммунальных тарифов и неотложному повышению социальных стандартов, начали откровенно шантажировать парламентское большинство. В частности, вчера «Батькивщина» заявила, что не будет голосовать до тех пор, пока не будут приняты тарифные законы. Очевидно, что такое ультимативное поведение повышает партийные рейтинги, но одновременно дестабилизирует работу парламента», - подчеркнул Сольвар. В целом же, по словам депутата, политические силы стремятся максимально дискредитировать Президента делом Корбана, обвиняя АП в возвращении к методам Януковича и использовании Генпрокуратуры и СБУ в качестве карманных инструментов для борьбы с личными врагами и бизнес-конкурентами. «И следует признать, что вина власти в этой ситуации очевидна, ведь отсутствие системности в наказании высокопоставленных преступников всегда превращает задержанных в мучеников и жертв политических расправ. Но так же очевидны и прагматичные цели большинства политиков, которые стараются не столько решить проблему избирательности правосудия, сколько уничтожить правящее большинство и на его руинах улучшить свои позиции. В противном случае они бы требовали не освободить Корбана, а привлечь к ответственности всех преступников старой и новой власти, не пресечь одноразовые задержания, а превратить их в систему. Но никто этого не требует, поскольку боится попасть за решетку сам. Никто не хочет терять возможность воспользоваться образом жертвы, которая героически противостоит произволу режима. Поэтому для всех критиков власти гораздо выгоднее сохранить действующую риторику и наращивать свою популярность путем развала парламентского большинства. И неважно, какие последствия это будет иметь для страны, главное - выторговать больше мандатов и портфелей», - резюмировал Сольвар.
Когда Европа откроет для нас границы и откроет ли их вообще? Этот вопрос волнует многих украинцев, которым почувствовать себя настоящими европейцами мешает в том числе и необходимость оформлять разрешительные документы для поездок в страны ЕС. А с приходом ноября, судя по всему, Украина может получить на него ответ, поскольку парламент не далее как до 9 числа должен принять во втором чтении пакет законопроектов, без которых безвизовая мечта так и останется мечтой. Итак, что мы имеем на сегодня. На саммите «Восточного партнерства» в Риге были достигнуты договоренности о введении безвизового режима Украины со странами ЕС в 2016 году. Глава государства Петр Порошенко надеется, что Верховная Рада таки примет законы, необходимые для либерализации ЕС визового режима, в первой декаде ноября. Что парламент этого созыва должен поставить точку в вопросе виз – и их для украинцев отменят, уверен и председатель Верховной Рады Владимир Гройсман. Верит в наших депутатов и премьер-министр Арсений Яценюк, который даже знает, как нужно их простимулировать, чтобы не отлынивали от голосования и приняли правильное решение. «Я так понимаю, что те депутаты, которые против реформ, себе безвизовый режим сделали, – отметил Арсений Яценюк, – у них есть дипломатические паспорта. Так вот, у тех, кто не проголосует, предлагаю изъять дипломатические паспорта, и пусть стоят в очередях на общих основаниях со всеми гражданами Украины». Из этого следует, что наша власть в визовом вопросе настроена крайне серьезно, но вот удастся ли депутатам в день голосования выступить единым фронтом и означает ли это, что украинцам уже в ближайшее время можно готовиться к безвизовому режиму? Именно эти вопросы и попыталась прояснить «Аналитическая служба новостей», пообщавшись с экспертами. Сирийские беженцы как сдерживающий фактор Многие из них уверены, что не все так просто. К примеру, политический эксперт Института социальных технологий «Социополис» Ярослав Макитра заверил АСН, что на сегодня Евросоюз гораздо больше беспокоят вопросы Сирии, нежели безвизовый режим с Украиной. «Европа бросит все свои трудовые ресурсы на помощь сирийским беженцам, а для украинцев, к сожалению, теперь просто не будет хватать рабочих мест, – поясняет он. – Поэтому могу предположить, что получение безвизового режима перестало быть вопросом первостепенной важности. Мы можем постепенно и без суеты выполнять инструкции, данные нам ЕС, и ожидать, пока волна миграции стихнет и все стабилизируется». Но этот сдерживающий фактор – далеко не единственный, который может сослужить Украине не лучшую службу: сложившаяся в нашей стране политическая нестабильность тоже заставляет европейцев сильно сомневаться, если речь – о безвизовом режиме для украинцев. Хотя, уверен Ярослав Макитра, вскорости – ввиду выполнения нами инструкций ЕС – могут ослабиться определенные ограничения и нормы получения визы, но до полного получения безвизового режима нужно переждать волну мигрантов и стабилизировать политическую ситуацию в стране. «В первую очередь, – уточняет политолог, – нужно уладить конфликт на востоке, ведь это, с одной стороны, является основным показателем нестабильности, а с другой, подтверждает, что наша власть не в состоянии контролировать сложившуюся ситуацию. Следующий шаг – вычистить правительство и министерства от коррупционеров и бюрократов». Ведь пока мы не обуздаем коррупцию, уверяет эксперт, никакого реального движения к безвизовому режиму с Украиной со стороны Европы не увидим. Судя по всему, введение безвизового режима с нового года, о чем ранее неоднократно заявляли, маловероятно, даже если отчет Еврокомиссии будет в пользу Украины. Этот процесс тормозится из-за отсутствия консенсуса в политических элитах и невыполнения Украиной плана по либерализации безвизового режима, поэтому, по словам эксперта-международника Андрея Бузарова, ожидать вступления страны в Шенгенскую зону с января 2016 года точно не стоит. «Есть много факторов, которые препятствуют введению безвизового режима для Украины, и это проблемы, связанные не только с миграционными сложностями, которые испытывает Европейский Союз (проблемы ближневосточных беженцев, – авт.), – поясняет он «Аналитической службе новостей». – Я думаю, что в целом консенсус будет найден и безвизовый режим для Украины будет. Есть другой момент: Украина, на мой взгляд, выполнила еще не все требования по либерализации. У нас есть внутренние проблемы, например, серьезные препятствия в виде снятия депутатской неприкосновенности. Плохо то, что среди политической элиты нет консенсуса в некоторых аспектах». Тем не менее, эксперт убежден, что «глобально вопрос по утверждению безвизового режима для Украины уже принят за кулисами европейской политики». Но как это реализовать, чтобы было удобно и Украине, и ЕС? По сути, отмечает он, «последний год Украина занимается тем, что готовится к введению безвизового режима: это внедрение биометрических паспортов, некоторые вопросы, касающиеся реформирования системы законодательства. Но здесь вопрос больше политический, связанный с тем, что происходит в ЕС, который не хочет добавлять себе еще одну проблему». Посему сейчас невозможно говорить о точных датах введения безвизового режима. «Не совсем правильным является подход, когда некоторые представители МИДа заявляют о том, что все готово, и мы можем с 1 января вступать в Шенгенскую зону, – уверяет политолог. – Заявляли, что с января 2015-го, с мая 2015-го, с января 2016-го. Но это были ничем не подтвержденные политические заявления, которые вводят в заблуждение. Здесь больше надо смотреть на то, какие конкретные результаты достигнуты. А пока что нет никаких предпосылок, чтобы говорить о том, что с 1 января 2016 года однозначно будет безвизовый режим. Нужно подождать, возможно, до середины 2016 года». МИД свою работу сделал На предоставление Украине безвизового режима с ЕС, правда, во второй половине 2016 года, надеется и глава МИД Украины Павел Климкин. Но – после того, как будут приняты все законы, выполнены все требования Европы (прежде всего, улучшение паспортного контроля на границах и введение внутренних паспортов европейского образца в виде биометрических ID-карт) и к 15 декабря мы предоставим ЕС отчет. Хотя в ЕС, отмечают некоторые независимые эксперты, «постепенно проходит политическая воля относительно предоставления Украине безвизового режима. Здесь не только усталость от того, что не выполняются требования, о которых неоднократно сообщали, проблема в антикоррупционных реформах. Это большой блок, который мы не дорабатываем». Дипломаты, по словам экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко, уже сделали все возможное для приближения безвизового режима Украины с ЕС. Теперь очередь – за профильными ведомствами, службами и парламентом, которые, однако, не выполняют то, что им положено. «Как-то сложилось, что все в Украине считают, что обеспечение безвизового режима – это функция дипломатов. На самом деле дипломаты создают возможности для представителей госаппарата реализовывать те вещи, которые от нас требуют. Разве это функция дипломатов – выдавать биометрические паспорта? Или дипломатическая ли функция – принимать законы против коррупции? Дипломатическая ли функция – создавать лагеря для потенциальных мигрантов? Нет. Это функция профильных ведомств, министерств, парламента, правительства и так далее. А почему-то в обществе упрямо считают, что дипломаты должны заниматься всем вышеперечисленным. Это ошибка». Все перечисленные функции, по словам Владимира Огрызко, как раз и являются необходимыми шагами к достижению безвизового режима. И если, к примеру, то же Министерство иностранных дел отвечает за биометрические паспорта, к нему и вопросы: почему их нет в необходимом количестве? Но в любом случае процесс продвигается. Хотя Украина, отмечает руководитель общественной организации «Европа без барьеров» Ирина Сушко, должна зафиксировать определенное движение в процессе либерализации безвизового режима. «У нас всегда остается шанс показать прогресс. Теперь Еврокомиссия ориентируется на то, чтобы от точки А мы обозначили определенное движение вперед – и до конца результата. Очевидно, что мы должны зафиксировать определенное движение. Однако очевидно и то, что в блоке противодействия коррупции мы не закончим то, что ожидалось от нас. Потому что есть определенные сомнения, что будут приняты эти все антикоррупционные законы, которые голосовались в так называемый безвизовый четверг, во втором чтении, – пояснила Ирина Сушко «Аналитической службе новостей». – Будем говорить откровенно, что те депутаты, которые начали говорить о недостатках в этих законах, тоже правы. Любые законы содержат определенные недостатки, которые необходимо убрать. Поэтому важно, чтобы сейчас парламент и правительство нашли возможность на общественном или экспертном совете устранить эти недостатки до второго чтения». Эксперт отметила, что вопросы есть не только к законодательной власти. «Депутаты, например, жалуются, что правительство заставило еще до внесения в парламент эти все законопроекты согласовывать, поэтому есть вопросы ко всем. Не только к парламенту, но прежде всего к координации этой работы. Координация, которую осуществляет МИД, недостаточна, потому что тут нужен более высокий ее уровень, с большими мощностями влияния. На сегодня точно известно лишь то, что сейчас необходима все-таки политическая воля высшего руководства страны для того, чтобы все эти условия были приняты. Иначе мы можем оказаться в ситуации недовыполнения», – пришла к выводу Сушко. Источник двух угроз В свою очередь, директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев уверен, что в ближайшей перспективе между Украиной и ЕС безвизовый режим вряд ли будет введен. Одна из причин, по его мнению, – то, что Украина для Евросоюза несет определенные угрозы. «Очевидно, что для Европейского Союза сейчас вопрос миграции – это вопрос политической, социальной и национальной безопасности. Украина в этом плане является источником сразу двух угроз, – пояснил Ермолаев АСН. – Во-первых, это проблемы миграции лиц, связанных с конфликтом на Донбассе, и лиц, которые оказались в состоянии не оглашенного двойного гражданства. Грубо говоря, это те, кто сохранил паспорта Украины, но либо уже пребывают на территории России, либо связанны российским гражданством. А это сильно усложняет определение гражданского статуса. А также несет определенные риски ЕС и конкретной стране, которая берет на себя право выдавать Шенгенскую визу. Вторая угроза связана с миграционным кризисом в самом Евросоюзе. Украина является одним из коридоров, по которому люди по негласным каналам из Азии, Африки и Ближнего Востока оказываются в ЕС. Вот эти две причины, как мне кажется, делают невозможным безвизовый режим для Украины в ближайшей перспективе». По словам эксперта, еще одна проблема заключается в том, что для европейцев, в отличие от украинцев, вопрос введения безвизового режима – это выполнение всего комплекса программ, связанных с подписанными документами об Ассоциации. «Украина, к сожалению, не может ничем похвастаться в этом плане.  Но это теневая сторона. Сколько бы политики ни декларировали эффективность европейского курса, ЕС – это хорошо просчитанный политический проект. И нужно понимать, что в ближайшей перспективе, а это минимум лет 10, Украина как возможный член Евросоюза рассматриваться не будет вообще. Все особые режимы и отношения – от экономического до гражданского, – по всей видимости, будут оттягиваться», – считает политолог. Не согласен с такой позицией председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук, который считает, что у Украины, хоть и невысокие, но шансы на безвизовый режим с ЕС есть. А вот «сроки его принятия зависят от трех факторов: технической готовности Украины, политической воли ЕС и отсутствия боевых действий на территории Украины». С его точки зрения, все три пункта достаточно выполнимы, однако на это нужно время. «Пока что технической готовности со стороны Украины нет. Тем более, за последние года два разочарование в Украине настолько велико, что количество требований увеличили. К примеру, снятие неприкосновенности с народных депутатов, чего не было ни с одной из стран мира», – заверил АСН эксперт. При этом он отметил, что политическая воля ЕС для введения безвизового режима после Майдана была достаточно сильной, очевидной и четкой. «Ни у кого и сомнений не было, то безвизовый режим введут после Майдана. Тем не менее, медлительность подвижек разочаровала Евросоюз. Ведь они видят неэффективность новой власти», – сказал Филипчук, определив третьим пунктом безопасность в стране, «которой не было со времен Майдана, вплоть до сегодня». Мол, когда Украине планировалось дать безвизовый режим, ее воспринимали как источник миграции, страну, которая сможет быть поставщиком трудового и промышленного ресурса. Но это все – только при условии спокойствия внутри. Нужен устойчивый мир Что мы должны обеспечить устойчивый мир, урегулировав кризис на Донбассе, отмечает и народный депутат Руслан Сольвар. По его словам, успешная реализация технической части Плана действий визовой либерализации – важный, но не главный компонент проблемы. Он отметил, что многие формальные аспекты реализации плана потребуют бюрократической сноровки. Ключевые требования ЕС к Украине – эффективная борьба с коррупцией и реформа сектора безопасности – не могут быть воплощены в жизнь без политической воли руководства государства. «Если Украина сможет осилить свою часть безвизового плана, у нас есть все возможности достичь результата, к которому мы движемся уже 5 лет. Со своей стороны, европейские политики уверяют, что влиятельные партии Европарламента, в частности Народная партия и социал-демократы, поддержат введение безвизового режима с нашей страной», – поделился Сольвар с АСН, подчеркнув, что сейчас крайне важно, чтобы различные политические силы не пытались расшатывать ситуацию в целом, препятствуя осуществлению очередного шага к сближению Украины с Евросоюзом. Если посмотреть на проблему с прагматичной точки зрения, возникает логичный вопрос: в случае даже если наш парламент примет все необходимые законы вовремя, когда для украинцев могут открыться европейские границы? «Все абсолютно реально, – поделился своей точкой зрения с АСН политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач. – У меня сомнений в реальности безвизового режима с ЕС нет. Вопрос только в том, чтобы была политическая воля и способность наших органов власти принимать решения и воплощать их в жизнь. Скорее всего, безвизовый режим с ЕС будет введен где-то во второй половине следующего года, однако не исключаю, что это может затянуться и до конца года». В то же время директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков не настолько оптимистичен. Скорого введения безвизового режима ожидать не стоит, заверил он АСН. «Несмотря на то что законодательство уже адаптировано к европейскому, оно до сих пор не имплементировано, – отметил аналитик, – из-за чего и будут возникать задержки с отменой виз». Отчет европейской стороны, по его словам, будет «больше в бюрократическом духе, который не предполагает принятия на его основе каких-либо кардинальных решений – например, предоставления Украине безвизового режима, и наше руководство это осознает. К примеру, называется 2016-й как год, вероятный для предоставления безвизового режима. Но вряд ли до этого дойдет, поскольку нет политической воли и в руководстве ЕС в целом, и в отдельных европейских странах, в частности Германии, Франции, Италии, даже Великобритании. Эта политическая воля пока что не в нашу пользу. Так что все затянется как минимум до 2020 года». Европа, по словам политолога, нам «еще раньше говорила о том, что «адаптация – это хорошо, но пора приступать к имплементации». И вот на этой имплементации мы ломаемся. Ломаемся, потому что ВР что-то делает, решает какие-то формальные вопросы и принимает законы, но эти законы не работают. И Европа нам, конечно же, указывает на это и заставляет бежать по кругу. Адаптацию мы выполнили или почти сделали это. А вот что касается имплементации, то это задача не на год и не на два. Вполне возможно, что на срок жизни одного поколения людей. 20 лет как минимум должно пройти, чтобы законы заработали, и чтобы в Европе изменилось убеждение об Украине как о стране, которая не является Европой.  Вот тогда можно будет двигаться дальше».  В чем панацея? Хотя именно у людей с прагматичным подходом к жизни возникает и еще один вопрос: а кому, собственно, безвизовый режим у нас нужен, что мы вокруг него развили столь бурную деятельность? Если безвизовый режим с ЕС и поможет двум миллионам украинцев избавиться от лишней бумажной волокиты при получении визы, то 80% наших граждан как не ездили в Европу, так никогда и не выедут, считает директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко. «Люди, которые обладают средствами, чтобы съездить в отпуск за рубеж, поедут туда и так, ведь для них получить визу – не проблема. С бизнес-визой еще проще – ее оформляет предприятие, – разъясняет он «Аналитической службе новостей». – А люди как сидели в своих селах, так и дальше будут там сидеть. Большинство украинцев за всю свою жизнь ни разу не покидали страну. Этот вопрос проблему вообще не решает. Разве что немного упрощает жизнь тем двум-трем миллионам, кто может себе это позволить на регулярной основе». Политолог подчеркнул, что безвизовый режим мог бы быть полезным Украине только при наличии свободных рабочих мест в Европе. А на ближайшие несколько лет в ЕС все вакансии будут заняты новоприбывшими сирийцами. «Да и в чем панацея безвизового режима? – переспрашивает Юрий Романенко. – Если мы не можем организовать свой рынок труда, не можем создать новые рабочие места, мы ищем поддержки у старшего брата – Европы. Думаем не над тем, как бы решить эти две насущные проблемы, а о том, куда сослать безработных». В то же время эксперт не видит особого рвения и со стороны украинского МИДа. Он сомневается, что проволочка в выполнении инструкций ЕС возникла из-за длительного согласования условий или недостатка человеческого ресурса и бюджета на реформы. Как не видит и особой пользы от этого новшества для сегодняшней Украины, потому что оно, уверяет Романенко, в украинской ситуации в целом абсолютно ничего не меняет. Кстати, от парламента, который уже на этой пленарной неделе может рассмотреть нужные законы, зависит многое, но действительно далеко не все. Еще один острый угол, мешающий принятию безвизового режима, – определенное напряжение между Генпрокуратурой и МИДом. Если МИД, отвечающий за безвизовый режим, заинтересован в либерализации, то с ГПУ не все так просто. Посему Специальная антикоррупционная прокуратура (САП) превратилась в настоящий камень преткновения – от нее многое зависит в решении этого вопроса, но вот только создавать ее как-то никто не спешит. Все упирается в проблему контроля: ЕС хочет полной независимости САП, а ГПУ такое положение дел не очень нравится. Но Петр Порошенко свято верит, что процесс получения безвизового режима с мертвой точки сдвинется. «Мы имеем политическую волю для борьбы с коррупцией, у нас есть система этой борьбы, и это – вне сомнения – будет работать», – заявил он после переговоров с латвийским президентом Раймондсом Вейонисом. В украинском представительстве ЕС, в свою очередь, в ожидании принятия пресловутых законов крайне осторожны, но шанс на отмену виз нам пока что оставляют. Правда, даже если в Украине будут выполнены все условия для либерализации визового режима с ЕС, Европа вряд ли готова открывать границы для миллионов безработных украинцев.
Для того, чтобы Европейский союз отменил визы для наших граждан, Украине следует выполнить большой объем работы. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Руслан Сольвар. По его словам, успешная реализация технической части Плана действий визовой либерализации, безусловно, важный, но не главный компонент проблемы. Он отметил, что многие формальные аспекты реализации плана потребуют бюрократической сноровки. Ключевые требования ЕС к Украине - эффективная борьба с коррупцией и реформа сектора безопасности - не могут быть воплощены в жизнь без политической воли руководства государства. «Если Украина сможет осилить свою часть безвизового плана, у нас есть все возможности достичь результата, к которому мы движемся уже 5 лет. Со своей стороны, европейские политики уверяют, что влиятельные партии Европарламента, в частности Народная партия и социал-демократы, поддержат введение безвизового режима с нашей страной», - отметил Сольвар. Депутат подчеркнул, что парламент уже принял в первом чтении пакет «визовых» законов, но в ноябре народные депутаты должны принять еще ряд важных актов по этому поводу. Поэтому сейчас крайне важно, чтобы различные политические силы не пытались расшатывать ситуацию в целом, препятствуя, таким образом, осуществлению очередного шага к сближению Украины с Евросоюзом. «Следует особо подчеркнуть, что, кроме формальных требований европейских партнеров, есть также неформальные, но очень серьезные оговорки, связанные с мигрантским кризисом в Европе. Дело в том, что для того, чтобы гарантировать в европейском сообществе отсутствие такой угрозы со стороны украинской границы, мы должны обеспечить устойчивый мир на нашей территории, урегулировав кризис на Донбассе. Без этого пункта ни одна антикоррупционная прокуратура или бюджетное финансирование политических партий не будут служить реальным индикатором готовности ЕС открыть двери для Украины», - резюмировал Сольвар.
Говоря о политических заложниках режима Путина, мы прежде всего думаем о Надежде Савченко и Олеге Сенцове. Что касается Савченко, то в суде российского Донецка на процессе по делу нашей летчицы сторона обвинения собирается продолжить предоставлять свои доказательства. И – требовать огромного срока тюремного заключения, который фактически перечеркнет жизнь молодой женщины. И пусть весь мир при этом понимает, что, по сути, эти обвинения фейковые, и судьба молодой украинки, и ее здоровье стараниями российского правосудия уже искорежены. 34-летняя штурман боевого вертолета Надя Савченко, модельер-дизайнер по первому образованию, попала в плен к боевикам «ДНР» в июне 2014-го, а потом ее нагло вывезли в Россию и начали длительный судебный фарс, имеющий целью прежде всего сломать волю летчицы, а вместе с ней – и всех женщин-украинок, которым дороги их мужья, отцы, сыновья и братья, отстаивающие независимость и единство нашей страны. Обвиняют Савченко в пособничестве в убийстве, якобы осуществленном по мотивам политической ненависти.   Не только Савченко и Сенцов 39-летний кинорежиссер Олег Сенцов, уроженец Симферополя, экономист по образованию, который был активистом Автомайдана и развозил продукты украинским военным, заблокированным на полуострове «зелеными человечками». Его – вместе с 25-летним студентом-географом, известным в Крыму активистом Александром Кольченко – обвинили в терроризме и незаконном приобретении и хранении взрывчатки. Несмотря на широкую международную кампанию в защиту Сенцова и Кольченко при участии всемирно известных деятелей искусства, несмотря на протесты международных правозащитных организаций и требования ПАСЕ освободить этих двоих, российский марионеточный суд, фактически управляемый диктаторским режимом Путина, в августе этого года приговорил ребят к длительным срокам тюремного заключения. Но на самом деле официальных украинских пленников, которых Кремль удерживает в своих застенках, девятеро. Практически все эти люди, большей частью молодежь, были задержаны весной 2014-го якобы по подозрению в терактах и убийствах. Их адвокаты и украинские дипломаты единодушны в том, что обвинения беспочвенны, а в основе всех дел – политические мотивы. Среди них – представитель центрального штаба «Правого сектора» 51-летний Николай Карпюк, соратник убитого в марте 2014 года Сашка Билого (Музычко). Его в марте 2014-го похитили ФСБшники и вывезли в Россию. Потом обвинили в бандитизме. Среди заключенных – и 25-летний львовский студент-юрист Юрий Яценко. Его – якобы за контрабанду и незаконное хранение взрывчатки – задержали в мае в российском городе Обоянь Курской области. 34-летнего преподавателя-историка Алексея Чирния обвинили в том, что он автоматически получил гражданство России, поскольку официально не отказался от него после аннексии Крыма. Но главное обвинение – все тот же терроризм и незаконное хранение взрывчатки. Не повезло и 24-летнему свадебному фотографу, уроженцу Симферополя Геннадию Афанасьеву, юристу по образованию, который участвовал в проукраинских митингах в Крыму: он тоже, оказывается, по разумению российской стороны, террорист, которого надобно упрятать в застенки как минимум на 7 лет. В этой же «компании» – и 41-летний журналист Станислав Клих, историк по образованию, активный участник Майдана. Информации о том, за что его арестовали, нет. А вот 32-летнего жителя одного из сел на Луганщине Сергея Литвинова, которого арестовали в Ростовской области, куда он попал в поисках зубного врача, россияне обвиняют в применении запрещенных средств и методов ведения войны. Мол, партизанил, клятый хохол… Вместе с тем, российские правозащитники, в частности Елена Васильева, утверждают, что наших людей в застенках российских тюрем намного больше: количество брошенных в российские тюрьмы украинцев исчисляется даже не десятками – сотнями.   И за каждым украинским пленником режима Путина – исковерканная судьба не только этих людей, но и жизнь в режиме ожидания их родных, близких и друзей. Удастся ли им, учитывая то, как ведет себя РФ по отношению к Украине и украинцам, добиться освобождения ни в чем не повинных родственников, которые оказались в плохое время в не менее плохом месте? Получится ли доказать очевидные вещи, если рашистская судебная машина ни о чем даже слышать не хочет, выполняя поставленные перед ней задачи? И какие цели на самом деле преследует Владимир Путин, добиваясь – через свои ручные суды – приговоров для политзаключенных украинцев? Что он хочет этим показать миру (об Украине в данной ситуации речь уже не идет – ее гражданами просто решили воспользоваться в своей геополитической игре, чего не отрицает мировая общественность)? Именно в этом и попыталась разобраться «Аналитическая служба новостей».   Снова о Минских договоренностях Освобождение украинских граждан и их возвращение из России должно и будет регулироваться Минскими договоренностями. Соглашения должны распространяться не только на политических пленных РФ, но и на людей, пребывающих в плену у боевиков, уверен директор агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. «Есть период времени, в который так или иначе надо попытаться соблюсти их выполнение, – разъясняет АСН политолог. – Я надеюсь, что будет решаться вопрос украинских граждан, которые находятся в Российской Федерации, в контексте их освобождения и возвращения на украинскую территорию». Эксперт отметил, что сложно оценивать, насколько правильны или неправильны действия украинской стороны в процессе переговоров, поскольку нам виден только публичный их аспект, подчеркнув при этом, что Минские договоренности распространяются и на тех пленных, которые пребывают на временно оккупированных территориях Донбасса. Что Россия, удерживая в своих застенках заложников, грубо попирает права человека, акцентировал председатель постоянной делегации в Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, член парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Артур Герасимов. «Тема освобождения заложников не затихает ни на минуту, – пояснил он «Аналитической службе новостей». – Кроме как публично, очень серьезная работа проводится по освобождению заложников, захваченных на территории Украины, и тех, которые удерживаются террористическими группировками или вывезены на территорию РФ непублично». При этом нардеп подчеркнул, что ситуация с заложниками, особенно с теми, которые удерживаются в РФ, не имеет ничего общего с такими вещами, как правосудие или справедливость. Это, по словам Артура Герасимова, «четкие политические вещи, которые внедряются вопреки законодательству и здравому смыслу. Мы видели выводы суда в отношении Сенцова и Кольченко. В то время я был на одной из международных сессий Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – и там возмущены были абсолютно все. Ведь права человека – ключевой вопрос для любой цивилизованной страны. А РФ теми приговорами показала, что до цивилизации ей далеко, и каждый день становится все дальше и дальше. Кроме того, по делу Надежды Савченко любые попытки показать правду сразу же натыкаются на невероятное сопротивление судей, ведущих дело. И посмотрите процессуально – ничего не делается без утверждения извне». Но, уверен председатель постоянной делегации в Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, «люди будут освобождены, поскольку это – один из ключевых пунктов Минских соглашений. А встреча в Париже имела очень важный результат: Путина очень жестко повернули к выполнению Минских соглашений». Политические «игрища» с позиции силы   При всем при этом нельзя забывать, что политические пленники России – далеко не все украинские граждане, которые находятся сегодня в плену, терпят лишения, издевательства и даже пытки. Решать свои вопросы при помощи захвата заложников пытаются и боевики. Причем уполномоченный Президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко обращает внимание на то, что боевики часто выдвигают Украине неприемлемые условия, тогда как на вопросах освобождения заложников спекулировать нельзя. «Процесс этих переговоров крайне сложный, – говорит народный депутат АСН. – Ныне, по данным СБУ, в плену остаются более 150 украинцев. Из них 62 человека – гражданские, остальные – военные. Как минимум 10 украинцев содержатся в российских тюрьмах. Предстоит большая работа, в том числе и дипломатов, чтобы всех освободить». Геращенко подчеркнула, что за время работы гуманитарной подгруппы минской Трехсторонней контактной группы было освобождено 60 человек. «Боевики часто шантажируют Украину вопросом заложников, – разъясняет Ирина Геращенко. – Есть попытки привязать их освобождение к вступлению в действие закона об амнистии, что не отвечает Минским соглашениям. А я хочу подчеркнуть, что украинские военнослужащие незаконно удерживаются боевиками в пыточных: они не совершали преступлений». Ни у кого давно не вызывает сомнения тот факт, что Россия использует украинских заложников прежде всего для своих политических игр. «Освобождение украинских политзаключенных в РФ – это вопрос политической воли. Государство располагает не только юридическими нормами. Оно может использовать и фактор внешнего давления за рубежом. Однако пока какой-то особой активности в лоббировании этого вопроса от Украины нет», – акцентирует на этом моменте в разговоре с корреспондентом АСН политический эксперт Андрей Золотарев. По его словам, для освобождения своих граждан из российских тюремных застенков Украина должна использовать юридические механизмы, специфические инструменты спецслужб, а также давление с помощью общественного мнения, поскольку «в странах Запада это считается существенным фактором влияния. Например, украинская диаспора может пикетировать посольства России в разных странах». Что Россия понимает только язык силового давления, в данном случае – экономического, уверяет и народный депутат Руслан Сольвар. Отношение к пленным является своеобразным тестом на цивилизованность для любого общества. Именно поэтому в Украине захваченным боевикам оказывают медицинскую помощь, а в «ЛНР» и «ДНР» над плененным издеваются, отмечает он. «Что касается политических заключенных, – говорит политик, – то там ведут себя с ними не менее цинично. Кремль тем самым демонстрирует всему миру, что для него не существует никаких правил и законов дипломатии. Чего только стоит суд над моей коллегой, депутатом Надеждой Савченко. Убежден, такой уровень цинизма Москва использует в качестве дополнительного средства давления во время переговоров по Донбассу». А посему, считает Руслан Сольвар, «вопрос заложников можно решить с помощью санкционного давления со стороны наших европейских и американских партнеров». Экономические рычаги давления Как будут развиваться события дальше, эксперты однозначно утверждать не берутся. Скорее всего, президент РФ Владимир Путин в ближайшее время попытается «выставить политических заложников на торги», считает политолог Владимир Цибулько. «Судя по всему, резервы у Российской Федерации заканчиваются. Об этом свидетельствует то истерическое намерение прорваться в Вашингтон. Можно считать, что Путин попытается сейчас выставлять на торги и политических заложников тоже. Юридическими инструментами мы их не освободим, тут или спецоперации проводить, или делать еще жестче – с помощью западных партнеров тотально арестовывать российское имущество. Это и станет основанием для выдачи политических узников. Сейчас надо говорить на другом языке», – сказал Цибулько АСН. При этом политолог отметил, что задержанных в Украине спецназовцев Ерофеева и Александрова Россия менять не будет – они для нее уже не существуют. А Украина, подчеркнул он, «ценит жизнь каждого своего гражданина, каждого своего солдата, и пока она будет верна этим принципам, до тех пор у нас будет шанс. Но при этом украинская сторона действует крайне пассивно. В принципе, думаю, у Украины было достаточно ходов – и политических, и милитарных, – чтобы заставить Путина вести себя так или иначе. Логика же поведения Украины сводится к тому, чтобы по максимуму выдерживать паузу до тех пор, пока Путина не поставит на колени экономика». В то же время эксперты почти единодушны во мнении, что украинские заложники Кремля — лишь пешки в большой геополитической игре и как таковые России на самом деле не нужны, но отпустить их будет означать для РФ признание собственного поражения. «Россия идет на антигуманные, античеловеческие и антиправовые меры и подвергается критике международного сообщества, но, тем не менее, настаивает на своем и пытается доказать эту свою правоту, – разъясняет АСН политический эксперт Юрий Кочевенко. – В первую очередь перед собственными гражданами. Действия направлены на то, чтобы доказать российской общественности, что их дело — правое. Освобождение Сенцова или Савченко равносильно тому, что они признаются в своей неправоте, а это вызовет сомнение в массах и подорвет и без того шаткий авторитет правительства». При этом, учитывая сегодняшнюю обстановку, в гораздо меньшей степени заложники являются рычагом давления на Украину, уверяет политолог. Беда в том, что конфликт с Россией, несмотря на некую видимость мира, когда не работает крупная артиллерия, не исчерпан – и то, что сейчас нет активных боевых действий, к сожалению, не говорит о конце войны. Напротив, в связи с тем, что горячая фаза военного столкновения отошла на второй план, информационная и идеологическая борьба сейчас выходит на первый. А поскольку население России отчасти теряет интерес к этому конфликту, кремлевская верхушка, заварившая эту кашу, пытается удержать этот интерес любыми способами. «Они в нашем лице борются с неким злом, – отмечает Юрий Кочевенко. – Их правительство обществу на отрезвление не хочет дать и малейшего шанса. А заложники — всего лишь пешки в большой геополитической игре. Пока будет существовать этот режим, Россия будет играть в эту игру до конца». Но несмотря на это задача нашей дипломатии, по словам эксперта, — не дать фокусу сместиться полностью и все-таки привлекать мировую общественность к контролю над происходящим. Украине сейчас рассчитывать не на кого, потому спасать наших граждан обязано наше правительство. Международное мнение тут важно, но вопрос – в степени и интенсивности этого влияния. Дело в том, акцентирует он, что «РФ не закрытый остров, который может прожить сам по себе. Санкции ощутимо ударили по ее экономике. Но более глубокие санкции и большая международная изоляция могла бы и сработать. И это был бы шанс отрезвить общество, ведь в целом и элите России не понравится картина, но мировое общество активных действий пока предпринимать не хочет, а внимание стремительно переходит с Украины на Сирию». Заложники собственного бреда На самом деле с каждым днем становится все очевиднее еще и то, что России давным-давно невыгодно само наличие политических заложников, но действует она по инерции, не допуская даже мысли о том, чтобы сделать хотя бы попытку признать ошибочность собственных действий. А что при этом страдают ни в чем не повинные люди, никого в этой стране попросту не интересует, – Кремль признает только право силы, и ничего больше. Тем не менее, отмечает председатель правления Центра социологических и политологических исследований «Социоизмерение» Сергей Таран, дела украинских заложников в РФ – это та публичность, которая не нужна России, но в скором времени ей все же придется решить эту проблему. «Тех людей, которые стали заложниками на оккупированных территориях и сейчас пребывают в плену террористов, из плена надо вызволять, но сейчас это не вызывает формально никакого межгосударственного резонанса, поскольку Россия от этого процесса публично отгораживается, – расставляет точки над «і» политолог. – Что касается тех, кто находится в РФ, то там все сложнее, поскольку дела должны быть публичными. Такое освобождение должно быть публично освещено. Сам дискурс касательно наличия украинских заложников не выгоден России, и рано или поздно эта проблема будет решена. Но для РФ надо сделать это так, чтобы это не выглядело как ошибка, поэтому возможен вариант размена заложников на тех, кто попал в плен к украинской армии». В свою очередь политический эксперт Центра общественных отношений Евгений Магда, который уверяет, что Россия стала заложницей того бреда, который сама же и транслирует, не столь оптимистичен, считая, что Российская Федерация не скоро отпустит заложников. «Не думаю, что это будет массовым процессом, поскольку сегодня в фокусе люди, которые имеют определенный политический потенциал, и Россия, безусловно, не заинтересована в их возвращении, потому что такое возвращение будет показателем ее слабости. Поэтому будут до последнего тянуть и увиливать», – убежден Евгений Магда, в то же время рассматривая удержание Кремлем украинских политических заключенных как рычаг воздействия на наше правительство, что, по сути, является одним из элементов навязанной нам Россией гибридной войны, фактически инструментом политической дестабилизации в Украине. По его мнению, просьб Россия слушать не станет и самостоятельно заложников не вернет: «только в результате жестких требований от конкретных международных организаций либо путем обмена на захваченных российских военных, иного способа практически нет, и нам нужно отвечать силой на силу». Специфические инструменты спецслужб, как отмечают отдельные эксперты, действительно могут повлиять на ситуацию, и Путин как никто другой понимает это, но вопрос лишь в том, чтобы в результате таких действий уберечь наших ребят живыми и невредимыми.
Своим членством в Совете безопасности ООН Украина может не только привлечь внимание мирового сообщества к конфликту на востоке Украины и аннексии Крыма, но и глобально - инициировать внесение изменений в устав Совбеза. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал народный депутат от фракции БПП Руслан Сольвар. «Членство Украины в Совете безопасности ООН может стать для нас дополнительной возможностью объективно информировать мир о том, что происходит в государстве, в частности на Донбассе», - сказал Сольвар. Он напомнил, что, согласно уставу ООН, Совет безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, а в ситуации с военной агрессией России против Украины наше членство в этой организации трудно даже переоценить. «Официальный Киев сможет вносить в повестку дня необходимые вопросы и иметь право голоса. Тем самым он не только сможет доносить свою позицию, но и в конечном итоге лишний раз привлекать к себе внимание. Особенно во время председательства. Еще одна сверхважная миссия - это добиться отмены права вето в Совете безопасности для России», - сказал Сольвар. Такую необходимость он объясняет поведением РФ во время голосования за инициативу создания международного трибунала для расследования причин катастрофы «Боинга» МН17 на Донбассе, тогда Кремль это решение ветировал. «Тем самым Россия поставила под угрозу эффективность и авторитет Генассамблеи», - отметил нардеп.

Гороскоп на 25 апреля 2024 года: что обещают астрологи
Гороскоп на 25 апреля 2024 года: что обещают астрологи
♈️ Овен (21 марта - 19 апреля) Сегодня может быть днем, когда вам стоит проявить больше терпения и выдержки В....
Любовный гороскоп на 25 апреля 2024 года: что обещают астрологи
Любовный гороскоп на 25 апреля 2024 года: что обещают астрологи
♈️ Овен (21 марта - 19 апреля) Сегодня ваша страсть и энергия будут на высоком уровне, что сделает вас непрев....
Сон в ночь с 24 на 25 апреля 2024 года: толкование по лунному календарю
Сон в ночь с 24 на 25 апреля 2024 года: толкование по лунному календарю
25 апреля в 22:19 начнется 18-й лунный день Фаза Луны - убывающая
Гороскоп от Павла Глобы на 25 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп от Павла Глобы на 25 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
Павел Глоба 25 апреля 2024 года советует проявлять осторожность, контролировать свои эмоции и действия, поскол....
Гороскоп от Анжелы Перл на 25 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп от Анжелы Перл на 25 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
Четверг, 25 апреля 2024 года, был объявлен известным астрологом Анжелой Перл днем чудес и выгодных предложений....
больше материалов
/-0,14322209358215-/ /-pc-/
Top