За месяц по принципу «единого окна» на таможне было оформлено лишь 0,2% таможенных деклараций, по остальным 99,98% – оформлялись по старой процедуре – путем проставления печатей на документах. Об этом в комментарии журналисту ASN сообщил эксперт по вопросам налоговой и таможенной политики, заместитель главы общественной организации «Сила Украины» Владимир Орлов.
По мнению эксперта, контрольные службы на данный момент ни технически, ни организационно не готовы к работе по принципу «единого окна». Кроме того, реализация «единого окна» требует внесения изменений в нормативно-правовые акты, в том числе и в Постановление КМУ, которым «единое окно» было запущено с 1 августа, утверждает В.Орлов.
«Одно из последних заявлений руководства ГФС, что по принципу «единого окна» было оформлено около 300 заявок. Но по факту 300 заявок – это меньше 0,2% от общего числа проведенных оформлений. Еще более показательна эта цифра, если смотреть данные по региональным таможням. Например, в Одесской таможне за 26 дней работы с момента запуска «единого окна» было аж 4 оформления из 13667 деклараций. Что говорит о том, что фактически «единое окно» еще не работает, как бы при этом не отчитывались на камеры в ГФС и Минфине», - сказал эксперт. Он отметил, что работа по принципу «единого окна» тормозится из-за неготовности других госорганов осуществлять свои полномочия в электронной форме.
«Таможня в принципе готова к «единому окну», больше 96 % таможенных деклараций оформляется в электронной форме. Но другие контролирующие органы, как и ожидалось, не готовы к осуществлению контроля с использованием электронных процедур. У одних - отсутствует оргтехника и интернет-связь, другие – оказывается, никак не могут отказаться от предоставления оригиналов бумажных документов, потому что законодательство требует. То есть существует масса проблем как технического, так и организационно-правового характера, которые не позволяют работать бизнесу по принципу «единого окна», - пояснил Владимир Орлов.
И отметил, что руководство ГФС могло бы взять на себя роль «драйвера» этого процесса. «Сегодня ГФС нужно выработать совместный план по решению этих проблем и приступить к его незамедлительной реализации. Ведь на самом деле идея оформления грузов по принципу «единого окна» - правильная и давно перезревшая. Чтобы сдвинуть камень с мертвой точки, надо объединить усилия. Пока что я не вижу никакой активности со стороны руководства ГФС, чтобы полноценно запустить этот проект», - отметил эксперт.