Если обратить внимание на военные корабли, чтожно увидеть одну их особенность - практически все они выкрашены в серый, так называемый "шаровый", цвет. Понятно, что военные не могут себе позволить лишней роскоши, поэтому не удивительно, что данный цвет выбран с практической точки зрения. Если коротко - этот цвет нужен для маскировки. Шаровый цвет (серый цвет с голубоватым оттенком) хуже всего заметен на фоне моря и неба.
В старые времена, когда корабли воевали гладкоствольными пушками крохотной по современным меркам мощности, для боя им надо было сойтись почти вплотную. Естественно, маскироваться в таких условиях было бессмысленно. Поэтому вопросами камуфляжной раскраски корпуса не заморачивались. Хотя паруса, как самую заметную издали часть корабля, по некоторым данным, пытались красить в тёмный цвет, но распространения эта практика не получила. Краски надо много, держится она недолго - в итоге мороки больше, чем пользы.
А вот когда появились дальнобойные нарезные орудия и дистанции в сражениях стали исчисляться милями, - внезапно оказалось, что красивая и яркая раскраска боевых кораблей, эффектно выглядящая на параде, на войне вредна, так как облегчает противнику вычисление дистанции и прицеливание. Нужен был цвет, максимально совпадающий с цветом окружения. Понятно, что и поверхность моря, и тем более небо бывают очень разными - в зависимости от времени суток, погоды и прочих факторов, - но плюс-минус универсальным для маскировки на их фоне оказался серый цвет с зеленоватым или голубоватым оттенком. Первыми свой флот выкрасили в серый Австро-Венгрия и Япония. Затем последовали и прочие морские державы. В России, например, серо-зелёной краской покрыли корабли Тихоокеанской эскадры в 1903 году.
В годы Первой мировой начались эксперименты с более продвинутым камуфляжем, который получил название "ослепляющего". Яркие контрастные пятна или полосы причудливой конфигурации здорово затрудняли определение расстояния до корабля - даже направления, в котором он движется. Такая раскраска использовалась и во Вторую мировую, но уже реже - появились радары и другие продвинутые средства обнаружения, которым было абсолютно всё равно, как раскрашена цель.
Так что моряки вернулись к простой серой окраске - не такой эффективной с точки зрения визуальной маскировки, зато более дешёвой, чем "ослепляющий камуфляж". В итоге она сохранилась до сих пор и, скорее всего, будет типичной для боевых кораблей ещё очень долго.
В русском языке серо-голубой цвет, в который красят корабли, называется "шаровым". В старину слово "шаровый" обозначало серый, дымчатый цвет - отсюда же, кстати. произошла распространённая собачья кличка Шарик.