19 августа по григорианскому календарю (6 августа по старому стилю) православные христиане отмечают Преображение Господне. Праздник в православии считается одним из самых больших и входит в число так называемых двунадесятых (12 важнейших после Пасхи) праздников.
На территории Украины этот день принято называть просто Спас или Великий Спас. В России так же прижились названия Яблочный Спас или Второй Спас.
Стоит отметить, что католики отмечают праздник Преображения 6 августа, а в Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.
Евангелическое предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы. Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору в Галилее (по преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.
Исследователи предполагают, что в дохристианские времена наши предки в это время отмечали языческие праздники, связанные со сбором урожая, а духовенство, пытаясь вытеснить «поганские» праздники, заменило их христианскими. Однако, как и в случае с праздником Купала, церковное и народное тесно переплелось в обычаях нашего народа, поэтому сейчас отделить одно от другого очень трудно.
Одной из причин, по которой есть различия в праздновании народного праздника Спаса 19 августа на территории Украины и России - это разница в климатических зонах. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По раннехристианскому уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, освящают яблоки. Поэтому там и прижилось название Яблочного Спаса.
Историки и исследователи считают, что плодовые названия к Спасам были дописаны не корректно. В народе был один Спас — 19 августа. Только очень локально временами праздник Маковея 14 августа называли Малым Спасом. Но в 90-х годах, ознакомившись с этнографической литературой, не дочитавшись, что в ней описано, любители от этнографии придумали несколько Спасов — ореховый, яблочный, медовый. Но это из разряда фантазий.
Второй Спас приходится на период Успенского поста, который длится до праздника Успения Богородицы (28 августа), поэтому и имеет второе название «спасовка». Однако в день праздника есть определенные послабления в посте: можно употреблять рыбу и растительное масло.
Издавна на наших землях существовала традиция освящать на Спаса дары природы. Люди несли в церковь яблоки, сливы, груши, обжиночные венки, пчелиные соты, иногда — мак, морковь, лук, лекарственное снадобье, в частности базилик и бархатцы.
Вернувшись из церкви, семья обычно садилась за стол и разговлялась: ели яблоки с медом и запивали виноградным или яблочным вином — «чтобы фрукты родила».
Спаса — это также день поминовения умерших родственников, особенно на Житомирщине, Волыни, Подолье. По народным верованиям, души умерших в весенне-летний период появляются трижды: на Страстной Четверг, на Зеленые Праздники и на Спаса. Так, на Полесье в ночь перед праздником готовили ритуальную вечерю — «деды», после которой зажигали свечу и молились Богу. Кроме того, оставляли блюдо с ложками на краю печи, чтобы ночью ели «деды», то есть души умерших родственников. Также с поминальными обычаями на Спаса была связана раздача фруктов старцам у церкви.
Также с поминальными обычаями связано раздачи фруктов старцам у церкви, а теперь просто угощают знакомых и соседей.
Почти везде в Украине бытовало верование, что тем, у кого умирали дети, нельзя Спаса потреблять фрукты, прежде всего яблоки, потому что их дети на том свете не получат яблочки. Скажут им, что яблоки съели их родители. Это верование распространено и сейчас, но его уже почти никто не соблюдает.
На Сумщине, когда приносили из церкви освященные овощи, то садясь за стол, прежде всего поминали умерших: «Царство небесное умершим родителям, большой покой, а живым пусть легко вспоминается, всему роду по всему миру». Это свидетельствует о том, что культ предков в украинском был очень сильным и древним. Они свято верили, что уважение родственников способствовать им в повседневной жизни.
В Винницкой области несли специально выпеченные поминальные лепешки в церковь и заказывали молебен. Традиция отчасти сохраняется до сих пор.
На Киевщине на Спаса заказывали овощи, в частности капусту. Выходили женщины утром на город и трижды говорили: "Добрый день тебе, святой Спас! Уж тебе, Капусточка, вязаться время". Бытовало в народе также немало поговорок: "Пришло Спаса, распускай паса", "Пришел Спас бери рукавицы про запас!" и другие. Ранее на Спаса ничего не делали в огороде, в поле, не мочили конопли и льна, чтобы не было утопленников в роду.