Значение граффити как исторической памятки трудно преувеличить. В Украине когда-то такие надписи назывались «печатиями», «знамением». К древнейшим граффити относятся надписи в Софийском соборе в Киеве, которые позволили историкам установить время различных исторических событий, узнать о жизни населения Киева XI—XVII веков. Сейчас, в XXI веке, граффити тоже сопровождают киевлян.
Чего стоят уличные росписи, посвященные Революции достоинства. Например, изображение недалеко от Майдана Независимости. На нем — кто-то, похожий на медведя с коктейлем «Молотова». Это работа луцкого райтера Андрея Присяжнюка.
А еще во время событий на Грушевского на стенах одного из зданий у баррикад в современной художественной интерпретации появились Тарас Шевченко, Леся Украинка и Иван Франко. Их автор — художник, который называет себя Sociopath. Его граффити, где Тарас Шевченко закрывает часть лица красным платком, Леся Украинка в противогазе и желто-синем ожерелье, а Иван Франко в оранжевой каске с надписью: «Я — экстремист», сегодня читаются еще глубже.
Еще одно интересное «знамение» — девушка в желто-голубом шарфике всматривается в бинокль «с балкончика» на Грушевского и видит Евросоюз. А серый подземный переход под Европейской площадью превратился в галерею по инициативе художников из сообщества «Арт-мобилизация».
На Андреевском спуске есть огромное граффити высотой более 15 метров под названием «Возрождение Украины». Его авторы — француз Жульен Маллан и украинец Алексей Кислов. Рисунок создали в рамках культурного проекта «Французская весна» в Киеве.
Но если вы хотите посетить своего рода музей граффити, добро пожаловать на столичную набережную. Набережная Днепра имеет богатую коллекцию таких рисунков. Здесь с помощью всех цветов радуги вспоминают и о Революции достоинства, и о Путине, и о любимом футбольном клубе.
Некоторые из названных граффити имеют большое значение. Они насыщены эмоциями, переживаниями, надеждами. Стоит найти способ сохранить этот посыл современников в будущее.