В названии праздника "день Ивана Купала" есть один парадокс. Сам по себе праздник происходит ночью. То есть: гадания, венки, поимки папоротника, прыжки через костер - это все ночью. Под "днем" подразумевается просто праздничная дата, а кульминация праздника происходит с шестого на седьмое июля.
Шестого июля, в день Аграфены Купальницы, в домах селян стоял яркий запах трав. В народе этот день еще называли "Душистым днем". На Аграфену Купальницу люди старались очиститься как физически, так и духовно. Считалось, что в этот день нужно отбросить все дурные мысли.
С полдня в селах начиналось купание в реках, которое продолжалось до позднего вечера. Меж шумным купаньем веселье не смолкало: устраивались игры и пиршества. А, кроме того, днем отправлялись в лес заготавливать веники на целый год. Сломленные в этот день, они считались чудодейственными, только в них непременно должно быть по ветке березы, ольхи, рябины, черемухи, смородины, ивы, липы и по разному цветку.
Ночь Ивана Купала у наших предков считалась самой мистической в году.
Именно в эту ночь:
По поверьям, в «душистый» день нечистая сила только «разминалась» перед волшебной ночью. Главные чудеса совершались в самую короткую ночь в году, когда нельзя спать, потому как нечисть совершенно распоясывается.
Ведьмы, колдуны, оборотни вредят во всю мощь: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший шалит в лесу: заводит в чащобу и пугает. Водяной, чьи именины приходятся на этот день, заманивает людей в воду.
Именно в эту ночь с 6 на 7 июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Их козней против человека – не счесть, и время они проводят шумно, с истинно бесовским весельем.
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
Потому как ведьмы в Иванову ночь делаются более опасными, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, — для наилучшего предохранения от нечисти.
Если в зачарованную купальскую ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
Травы и цветы, собранные на Ивана Купалу, почитаются более целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.
Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед. Если через такой купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто выше прыгнет, тот счастливее год проживет.
С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления о неимоверных богатствах. Люди ждали не только хорошего урожая, но и еще большей щедрости от природы.
Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, нечистые духи окажутся в его полном распоряжении. Он может знать где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдёт как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним - стоит только приложить к замку чудесный цветок.
Наши предки сложили немало легенд о волшебном цветке, из уст в уста они передавали потомкам «правдивые» истории о нем.
Во многих европейских странах отмечают этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник. А где-то народная традиция очищения водой и огнем живет и по сей день.