Изменение правил игры в секторе зерновой логистики Украины

11.08.2016, 01:07

Одна из актуальнейших проблем для украинских аграриев и экспортеров в начале нового зернового сезона-2016/17 – логистическая составляющая, осложняющая не только доставку зерна по цепочке поле-элеватор-порт, но и оказывающая непосредственное влияние на стоимость сельхозпродукции. Рассмотрим, в каких условиях приходится работать сельхозпроизводителям, трейдерам и логистическим компаниям, и способы, применяемые компаниями для решения проблем.

Украинский экспорт & логистика зерна

Для Украины как одного из основных игроков на мировом зерновом рынке важную роль в обеспечении поставок продукции играет развитие экспортной инфраструктуры. К тому же, по ожиданиям многих экспертов, позиции Украины в процессе реализации потенциала агропроизводства и, как следствие, экспорта будут укрепляться.

 

Перспектива усиления позиций Украины на мировом рынке зерна выступает своего рода драйвером развития портовой инфраструктуры и способствует строительству новых зерновых терминалов. Так, во второй половине 2015/16 МГ в украинских портах открыли новые зерноперевалочные комплексы компании COFCO Agri и Bunge. Кроме того, многие крупные трейдеры заявили о намерении построить перевалочные комплексы. Строительство зерновых терминалов входит в планы следующих компаний: «Укрлендфарминг», «Кернел», «Луи Дрейфус», «Бруклин-Киев», «Каргилл», «МВ Карго» и др. В свою очередь, уже действующие терминалы намерены увеличивать и/или модернизировать свои мощности.

 

По данным АПК-Информ, к началу нового зернового сезона в Украине общая перевалочная мощность морских и речных терминалов, с учетом недавно введенных в эксплуатацию, оценивается в 64,0 млн. тонн в год при емкости единовременного хранения 2,81 млн. тонн. При этом суммарная проектная мощность основных терминалов Одесской и Николаевской областей оценивается в 55,6 млн. тонн в год при емкости хранения 2,46 млн. тонн. Крупные терминалы Украины способны принимать суда дедвейтом от 25000 до 92000 МТ и обеспечивать интенсивность погрузки от 3000 до 30000 т/сут.

 

Однако зерноперевалочные мощности – это только одно звено в логистической цепочке при поставке зерна на экспорт. Основные объемы зерна перевозятся в порты ж/д транспортом (62-63% грузов), около 35% – автомобилями, речным транспортом – 2-3%. В текущем МГ эти пропорции могут существенно измениться ввиду сложившихся проблем в секторе агрологистики.

Читайте АСН в Google News