Православная церковь посвящает день, следующий за большим праздником, "главному герою" события. В данном случае Иоанну Предтече - Крестителю Господню. Слово "собор" означает, что в храмах собираются верующие, которые совершают богослужение в честь поминаемого святого.
Как и в другие церковные праздники, на Собор Иоанна Предтечи не следует сквернословить, убираться и усердно трудиться. А вот запрет на свадьбы, который действовал в течение всего Рождественского поста и Святок, снимается. 20 января не только можно, но и нужно свататься и сочетаться браком.
Правда, если вы запланировали на 20 января торжество, нужно учесть следующий народный совет: в этот день нельзя долго смотреться в зеркало. Наши предки верили: чем дольше смотришь на свое отражение, тем больше красоты отдашь.
По этой же причине во время праздничного застолья 20 января лучше избегать стеклянных тарелок и стаканов, а также начищенных до зеркального блеска столовых приборов. Если же заменить столовую утварь нечем, перед трапезой необходимо выпить святой воды.
Под строгий запрет в этот день попадает зависть. Считается, что негативные мысли оттолкнут удачу. В то же время если искренне порадоваться за кого-то 20 января, то можно притянуть к себе фортуну. В этом были уверены наши предки.
С Крещения и до самой Масленицы в деревнях справляли свадьбы. Существовали правила, без которых проведение свадебного обряда было невозможно.
Отправляясь в церковь, жениха и невесту обязательно сажали на меха, после чего свахи расчесывали им волосы, обмакивая гребень в вино или в слабый медовый раствор, а гости осыпали их хмелем, хлебными крошками и мелкими деньгами. В церковь брали с собой бутылку с хлебным вином, из которой отпивали по очереди жених с невестой. После третьего раза жених бросал бутылку на пол и топтал осколки ногами.
Невеста на свадьбу одевалась в красный сарафан (этот цвет издревле связывался с солнцем и считался прекрасным оберегом) или украшала свой наряд красными лентами.
Жених должен был платить за невесту выкуп ее родне. Этот древний обычай восходит еще к языческим временам, когда, во избежание кровосмешения, невесту брали из чужого рода, зачастую враждебного роду жениха. Повсеместно был распространен такой свадебный обряд, как преодоление женихом различных препятствий. Например, дорогу к дому невесты жениху преграждало огромное бревно, которое он должен был распилить, показав тем самым свою силу и решительность. Жениху долго приходилось уговаривать родственников своей нареченной, чтобы те пустили его во двор. Когда ворота наконец открывали, то жениха во дворе ждал кто-то из старших родственников жены – он загадывал молодому мужчине три загадки, проверяя его ум и сообразительность. Потом жениха провожали в дом, где на лавках сидели покрытые одинаковыми большими платками девушки, среди которых молодой мужчина должен был найти свою суженую.
Свадебное застолье – это настоящий пир, длившийся от трех дней до недели. В старину существовал особый порядок, согласно которому гости рассаживались за столом: молодые садились лицом к двери, рядом с женихом сажали его крестного, который всегда выступал в роли главного свата, рядом с невестой было место для свахи или крестной. Руководил праздником дружка – друг жениха. Среди обязательных кушаний на свадебном столе в скоромные дни были рыбные пироги, студень, щи, непременно три жареных блюда: из индейки или курицы, утки и баранины. Особым почетом пользовалась баранья лопатка.
Креститель Бога крестил
И мою зубную боль изо рта отпустил.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.