Рада на вечернем заседании провалила президентский земельный закон и все альтернативные. За законопроект №7363 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и деятельности мелких фермерских хозяйств и деконцентрации полномочий в сфере земельных отношений», проголосовали лишь 161 нардепов.
После этого 172 и 179 парламентариев дважды провалили предложение о возвращении к рассмотрению этого законопроекта. Важно, что за альтернативный законопроект РПЛ проголосовали только 98 нардепов, а авторства группы нардепов "Батькивщины" - 105.
Председатель РП Олег Ляшко призвал направить все законопроекты назад в комитет и на базе этих документов - подготовить единый и качественный закон. Это же предложение поддержал нардеп "Батькивщины" Вадим Ивченко.
В свою очередь, представитель президента в парламенте Ирина Луценко также призвала вернуть законопроекты в комитет по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южанина, где должна быть создана рабочая группа с депутатами аграрного комитета.
Но ни одно из предложений не было поддержано депутатами. Спикер пять раз ставил на голосование и возвращения предложение о направлении законопроектов на доработку, но ни разу на табло не появилась минимум 226 голосов. Что касается первого законопроекта, который внес в парламент президент Петр Порошенко, то представитель в парламенте Ирина Луценко докладывала его с трибуны.
Она напомнила, что после 2013 года в Украине начался процесс объединения общин. Объединенные территориальные общины получают новые полномочия и дополнительные ресурсы на их выполнение, в частности в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства.
Однако такие объединенные территориальные общины полностью отстранены от распоряжения земельными участками государственной собственности, которые находятся за пределами населенных пунктов, и лишены какого-либо влияния на решение о предоставлении их в собственность и пользование.
"Поэтому законопроектом предлагается передать полномочия по распоряжению землями государственной собственности, которые находятся за пределами населенных пунктов, объединенным территориальным общинам (кроме распоряжения землями обороны, землями природно-заповедного и другого природоохранного назначения, то землями, которые имеют важное значение для государства), лишив этих полномочий Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра. Это будет стимулом для других общин для объединения ", - отмечалось в пояснительной записке к проваленному президентскому законопроекту.
Полномочия по распоряжению остальными земель государственной собственности, которые находятся за пределами населенных пунктов, предлагалось передать в распоряжение районных государственных администраций.
Кроме того, существует настоятельная необходимость урегулировать вопрос о перечне органов и их полномочий, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. В частности, законопроектом предлагалось передать полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель в ведение исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, которые вступят в этих полномочий после принятия соответствующим советом решения о выполнении контролирующих полномочий, а к передаче им этих полномочий возложить контроль на областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации.
Также законопроектом предполагалось урегулировать вопросы использования земель бывшей коллективной собственности и другие вопросы в сфере регулирования земельных отношений.
В то же время законопроектом предлагалось ввести ряд антирейдерских мероприятий и установить действенные предохранители по защите имущественных прав собственников и пользователей земельных участков с целью предотвращения противоправному поглощению и захвату предприятий в аграрном секторе экономики, поскольку в течение последних лет рейдерский захват земель и имущества сельскохозяйственных предприятий приобрело угрожающий для экономики страны характер .
"Принятие законопроекта позволит приблизить налоговую нагрузку на единицу площади земельного участка, находящегося в собственности (использовании) физических лиц - граждан и субъектов хозяйствования (упрощенцам), и будет способствовать регистрации сельхозпроизводителей субъектами хозяйствования, а также обеспечит сокращение разрыва в налоговой нагрузке на гектар между легально работающими сельскохозяйственными товаропроизводителями и работающими в тени, без официального оформления договоров аренды сельхоз земель", - отмечалось в записке к законопроекту.