Нелегальная торговля с ОРДЛО продолжается через пять каналов. Об этом в ходе презентации аналитического отчета «Нелегальная торговля с отдельными районами Донецкой и Луганской областей» сказала член НАКО Севгиль Мусаева, передает корреспондент ASN.
"Не секрет, что проблема нелегальной торговли с неподконтрольными территориями существует со времени начала АТО. Эта тема достаточно остро воспринимается обществом и часто является предметом политических спекуляций. Для минимизации нарушений власть создала мобильные группы из силовиков и волонтеров для патрулирования фискальными нарядами. В марте 2017 года в ОРДЛО запретили перевозить любые товары, кроме личных вещей и гуманитарной помощи. Впрочем, эффективность решений власти оставляет желать лучшего. Эта торговля, которая продолжается, наносит существенный удар по обороноспособности Украины", - заявила она.
Эксперты констатировали, что нелегальная торговля с оккупированными территориями Донбасса вредит обороноспособности, увеличивает количество лиц, заинтересованных в затягивании войны. Это приводит к существенным экономическим и имиджевым убыткам.
Исследование описывает пять способов нелегального перемещения товаров через линию разграничения.
"Первый способ нелегальной торговли - через автомобильные коридоры и контрольные пункты. В этом случае злоумышленники прибегают к манипуляциям с документацией грузов. Например, списывают его как гуманитарную помощь. Часто для транспортировки нанимают курьеров, которые проводят или переносят вручную товары через пропускные пункты", - отметил Артем Давыденко, аналитик НАКО.
Во-вторых, для нелегальных перевозок используют гуманитарно-логистические центры, которые были организованы для розничной торговли. Центры создают возможности перемещать товары за линию разграничения в больших объемах.
В-третьих, нелегальное перемещение может осуществляться и через 7 железнодорожных коридоров.
Поскольку в Украине до 15 марта 2017 года официально перевозили в ОРДЛО уголь и руду, этим пользовались злоумышленники. Они могли нелегально вывозить товары в двойном дне вагонов или в дополнительных и не задекларированных вагонах.
В-четвёртых, нелегальное перемещение осуществляется в обход пунктов пропуска. Речь идет о пересечении линии разграничения через населенные пункты в т.н. серой зоне за определенную плату отдельным военнослужащим. В 2015 году такая плата за пересечение одного блокпоста колебалась от 2 до 20 тыс. грн, а прохождение всех блокпостов - от 25 до 120 тыс. грн в зависимости от груза.
Пятый способ - это т.н. "прерванный транзит". Товар, который направляется в ОРДЛО, декларируется как транзитный в Россию. На территории РФ информацию в накладной меняют. И уже с территории РФ груз заезжает на оккупированные территории через неконтролируемые участки границы.
Исследование основывается на 40 интервью с участниками АТО, представителями силовых структур, волонтерами, судьями, местными жителями и т.п., а также на анализе законодательства и сообщений в СМИ. Авторами отчета являются аналитики совместной инициативы Transparency International Defence and Security (Великобритания) и украинского представительства глобальной сети Transparency International.